Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
Банковское дело — одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек.
Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Первые карточки современного вида появились в США в начале 1950-х гг. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ БАНКОВСКИХ КАРТ
1.1 Пластиковые карты как платежный инструмент
1.2 Классификация пластиковых карт
ГЛАВА 2. КАРТОЧНЫЕ БАНКОВСКИЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СХЕМЫ
2.1 Виды платежных схем
2.2 Экономическая эффективность платежной системы
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
3.1 Подготовка карточек к эмиссии
3.2 Технология безналичных расчетов на основе карт
3.3 Проведение расчетов с использованием платежных карт
3.4 Финансовые результаты от операций с пластиковыми картами
ГЛАВА 4. ОПЕРАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ
4.1 Основные требования к технологии кредитования
4.2 Условия кредитования с использованием банковских карт
4.3 Современный банк как центр розничных технологий
4.4 Прибыль банка от предоставления использования системы банковских карт
ГЛАВА 5. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАСТИКОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО « БАМАРД»
5.1 Экономическое обоснование принятия решения
5.2 Условия типового договора на ведение карт-счета по договору банковского вклада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уровень производительности системы достаточно высок. Имеется опыт эксплуатации основных модулей в банках с объемом операций до 1 000 000 в день, с эмиссией до 500 000 карточек и с количеством счетов до 800 000. При решении вопросов производительности системы основной упор всегда делался на достижение наилучших результатов для работы под максимальной нагрузкой.
В настоящее время данный проект реализован и отдельные его компоненты внедряются в ряде ведущих российских розничных банков. По мнению участников проекта, он может быть интересен значительной части российских банков, планирующих в ближайшие несколько лет выйти на рынок дистанционных банковских услуг. Одно из главных преимуществ данного решения заключается в том, что оно может быть достаточно легко тиражировано в любой розничный банк. Практически все ключевые процессы обслуживания клиентов могут быть сконфигурированы в достаточно широком диапазоне возможностей в соответствии с требованиями банка.
4.4 Прибыль банка от
предоставления использования
Финансовые учреждения (банки, кредитные
компании и ассоциации) создают свои
программы использования
Основной источник дохода банка от кредитных карточек - проценты, взимаемые с владельцев карточек за кредиты и доходы от использования средств на счетах клиентов. Операции на основе кредитных карточек создают задолженность в финансовых учреждениях, которая начинает приносить проценты после достижения определенных условий. Для расчета процентов банки используют метод среднего дневного остатка на счете.
Чтобы успешно конкурировать на рынке банковских услуг с другими банками, принимающими кредитные карточки того же типа, отделение банка должно предоставлять всем своим торговцам и расчетные услуги. Торговец, принимая кредитные карточки, может избежать продажи товаров в кредит неплатежеспособным клиентам, а также подделки, возникающих при оплате покупок чеками. Для этого используется определенная схема прохождения платежей. Переведя деньги на счет торговца, его банк связывается с банком владельца карточки, который снимает соответствующую сумму со счета владельца карточки и переводит ее в банк торговца. За это банк торговца выплачивает банку владельца карточки комиссионные, которые можно рассматривать как плату, за вклад учреждения, выдавшего карточку, в совершение покупки.
Те банки, которые имеют широкую и прочную клиентуру среди торговцев, могут получать доход от учета торговых чеков. Норма этого дохода обычно изменяется в пределах от 1 до 5 процентов.
В этой области существует весьма жесткая ценовая конкуренция между банками. В ряде случаев комиссионные, получаемые от торговцев за прием их чеков, оказываются меньше, чем комиссионные, выплачиваемые учреждению, выпускающему карточки.
Очень важно, чтобы финансовое учреждение точно оценивало прибыли и издержки, связанные с обслуживанием торговцев. Если оно не обладает достаточной устойчивостью, оно вряд ли сможет успешно конкурировать в этой области.
Вопросы предоставления кредита тесно связаны с вопросами маркетинга финансовых услуг. Последние играют ключевую роль в тех случаях, когда владельцы карточек выражают желание и имеют возможность расширить лимит кредитования.
Кредит основанный на кредитных карточках, хотя и близок к обычным формам, но имеет ряд существенных отличий. Он доступен для клиента во всем мире и 24 часа в сутки. Кроме того, клиент может превысить лимиты кредитования таким образом, что финансовое учреждение не будет об этом знать немедленно. Поэтому чрезвычайно важно управлять лимитами кредитования, в особенности для тех клиентов, о которых мало что известно. Финансовые учреждения обычно устанавливают более низкие лимиты кредитования и выдают карточки на более краткие сроки менее знакомым клиентам.
Технология финансовых операций, связанных с использованием карточек, довольно проста.
Рассмотрим последовательность операций по кредитованию и расчетам:
1) Делая покупку, владелец
2) Получая подтверждение банка
о платежеспособности клиента,
торговцы используют много
Для получения разрешения на операцию торговец звонит в банк (или в учреждение, обрабатывающее для этого банка информацию) и сообщает номер счета владельца карточки, конечный срок действия карточки, номер своего счета и сумму, на которую осуществляется сделка. Учреждение, от имени которого выдается карточка соответствующим кодом, передаваемым через компьютерную сеть, одобряет сделку. Этот код фиксируется на торговом чеке, после чего сделка проводится по счетам владельца карточки.
Программа использования кредитных карточек предполагает, что за использование сетей межбанковской связи выплачиваются комиссионные. Они могут рассматриваться как доля создателей этих сетей в доходах от приема торговых чеков. VISA берет 1,54% сделки, Мaster Card - 1,40 %. Обе эти системы придерживаются принципа "чистых платежей", то есть банку торговца переводится сумма, равная номинальному объему сделки после вычета комиссионных за использование сетей связи. Эти комиссионные не взимаются, если банк торговца и банк, выдавший карточку, один и тот же.
Владелец карточки может получить кредит в форме наличности в любом банке, принимающем карточки данного вида. Для этого он предъявляет карточку банковскому служащему и просит выдать в кредит определенную сумму наличных денег. Служащий переносит с карточки на бланк информацию о выдаче кредита и обращается за разрешением на совершение сделки. После того как разрешение получено, владельцу карточки выдается требуемая сумма денег.
Бланк о выдаче кредитов обрабатывается точно так же, как и соответствующие документы о продажах. Он направляется банком в свой центр по обработке информации. Если счет владельца карточки находится в том же центре, то кредит просто записывается на этом счет, Если же счета владельца карточки в этом центре нет, то информация по каналам связи передается в соответствующий центр. Банк владельца карточки платит комиссионные банку, выдавшему кредит. Эти комиссионные составляют в среднем 2 доллара за кредитную операцию. Однако, 75 - 80 % клиентов получают кредит в собственном банке.
Тарифы за обслуживание пластиковых карт
Все тарифы, которые клиент должен будет оплачивать, стоит разделить на несколько групп:
1-ая группа - плата за выпуск и перевыпуск карт, а также за их обслуживание. Это тот минимум расходов, которые клиент будет нести по карте в любом случае, даже если деньги не будет расходоваться.
2-ая группа тарифов - комиссии
за операции. Имеются в виду
в первую очередь комиссии
за снятие наличных. Дело в
том, что основной режим
В эту же группу можно записать комиссию за конвертацию валют, которая может иметь место при оплате счетов в одной валюте средствами, находящимися на карточке в другой валюте.
3-я группа тарифов - плата за операции, связанные с обслуживанием ситуации, когда пластиковая карта утеряна, или требуется перевыпуск карты.
4-ая группа тарифов - плата
за овердрафт, т.е. за
Есть еще и другие тарифы - за выдачу выписок, за пересылку их по факсу, за увеличение платежного лимита и т.д.
Страховой депозит, неснижаемый остаток, минимальный начальный взнос, строго говоря, эти компоненты тарифной политики банков собственно тарифами не являются, ведь это не плата за услуги, а временное отвлечение Ваших средств, которые остаются Вашими же. Только пользоваться Вы ими не можете. Страховой депозит и неснижаемый остаток - суть близнецы-братья. Идея состоит в том, что раз операции по платежным картам несут определенный риск для банка, выпустившего карту, то для обеспечения этого риска банк требует разместить у него дополнительный депозит, который не должен тратиться в нормальном режиме использования платежной карты, а будет использован только, когда и если возникнет конфликтная ситуация. Т.е. Вы кладете на счет 10 тысяч долларов, в том числе 3 тысячи страховой депозит. Вы сможете пользоваться только 7 тысячами долларов. Если по какой-либо причине Вы войдете в овердрафт, например, потратите не 7, а 9 тысяч, то на самом деле Вы по прежнему останетесь "внутри" страхового депозита, т.е. банки по-прежнему не будет нести риска своими деньгами.
Сейчас имеет место тенденция по снижению требований к страховым депозитам. Несмотря на то, что по ряду карточных продуктов требование депозита является стандартным, например, по картам типа Голд, по наиболее распространенным картам уровня Виза Классик, Мастеркард Стандарт многие банки вообще сняли требование о депозите.
Начальный взнос является бессильным отражением страхового депозита. Вы обязаны внести определенную сумму на карточный счет при его открытии, однако, прямо сразу же Вы вправе использовать всю эту сумму либо на покупки, либо сняв деньги в банкомате. Для банков минимальный начальный взнос гарантирует хоть какой-то обязательный объем операций по карте.
О тарифах, которые банки взимают за обслуживание пластиковых карт, есть смысл говорить только при сравнении одного банка с другими.
Если по каким-либо причинам Вы привязаны к одному банку, либо интересующий Вас продукт доступен только из одного источника, то Вам нет смысла беспокоиться о тарифах - принимайте их как данность и просто решайте, можете Вы себе их позволить или нет.
А вот, когда у Вас появляется выбор, когда Вы можете открыть пластиковую карточку в одном из нескольких банков, всегда есть смысл сравнить тарифы банков.
При этом простое сравнение может быть недостаточным в силу не очевидности того, какие компоненты тарифов являются ключевыми для формирования Ваших расходов. Плюс структура тарифов у разных банков может быть непохожей. Для того чтобы выбор оптимального тарифа был обоснован, Вам есть смысл попробовать описать ожидаемый режим использования пластиковой карты, и на основе такого описания Вы сможете рассчитать суммы будущих расходов по каждой группе тарифов.
Рассмотрим методику расчета экономического эффекта от перевода организации ООО « Бамард» на выдачу заработной платы по банковским пластиковым картам:
Зо = Зз + Зи + Зп
1.1. Затраты, связанные с выплатой
заработной платы сотрудникам,
занятым выдачей денежных
Зз = S Ci x Ni
где S от n = 1 до i, п = 1, 2, ..., i;
Ci — ставка i-гo сотрудника, занятого выдачей зарплаты;
Ni — численность сотрудников 1-го подразделения, занятых выдачей зарплаты.
1.2. Затраты, связанные с
Зи = Зн + Зу
где Зн — затраты, непосредственно на инкассацию;
Зу — затраты на упаковочный материал и упаковку.
1.3. Прочие расходы на выдачу заработной платы:
Зп = За + Зк + Зпр + …
где За — затраты на аренду помещений, необходимых для процедуры выдачи заработной платы;
Зк — затраты на канцелярские товары, необходимые для оформления документации, связанной с выдачей заработной платы;
Зпр — затраты, связанные с простоями ввиду отсутствия работников на рабочих местах в связи с выдачей заработной платы: