Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 07:14, курсовая работа
Двухконтурный двигатель Д-30 I серии с 1966 по 1977 гг. устанавливался на пассажирские самолеты Ту-134. Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных и внутренних контуров, состоит из пятиступенчатого осевого компрессора низкого давления (πкнд = 2,5), десятиступенчатого компрессора высокого давления (πквд = 7,4), кольцевой камеры сгорания с 12 форсунками, двухступенчатой турбины высокого давления, двухступенчатой турбины низкого давления.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Выбор конструктивной схемы проектируемого узла…………………………..
4
Описание конструкции спроектированного узла……………………………….
4
Расчёты на прочность и колебания………………………………………………
6
Расчёт пера рабочей лопатки на прочность…………….…………………
6
Исходные данные………………………………………………………
6
Расчёт геометрических характеристик сечений пера лопатки……...
8
Подготовка данных для расчета в программе UISAPR…..………….
9
Расчет лопатки на прочность в программе UISAPR…………………
11
Расчёт рабочей лопатки на колебание……………………………………..
14
Расчет собственной частоты колебаний лопатки в программе UISAPR…………………………………………………………………
14
Определение динамических частот колебаний лопатки, соответствующих режимам работы двигателя максимал – малый газ…………………………………………………………..…………...
15
Определение формы колебаний, при котором наступит резонанс……………………………………………..………………….
15
Расчёт диска на прочность………………………………………………….
16
Подготовка данных для расчета данных в UISAPR …………………
16
Расчёт диска на прочность в программе UISAPR …………………..
17
Расчёт вала на критические обороты………………………………………
19
Подготовка данных для расчета в программе UISAPR …………….
19
Расчет вала на критические обороты в программе UISAPR ……….
20
Патентное исследование………………………………………………………….
21
. Краткое описание патентов………………………………………………….
21
4.2. Анализ патентов…………………………………………………………….. 38
Заключение………………………………………………………………………….. 42
Список литературы…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
8 |
|
9 |
|
11 |
|
14 |
|
14 |
|
15 |
|
15 |
|
16 |
|
16 |
|
17 |
|
19 |
|
19 |
|
20 |
|
21 |
|
21 |
4.2.
Анализ патентов……………………………………… |
38 |
Заключение…………………………………………………… |
42 |
Список
литературы…………………………………………………… |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
В данном курсовом проекте в качестве прототипа выбран двигатель Д-30.
Двухконтурный двигатель Д-30 I серии с 1966 по 1977 гг. устанавливался на пассажирские самолеты Ту-134. Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных и внутренних контуров, состоит из пятиступенчатого осевого компрессора низкого давления (πкнд = 2,5), десятиступенчатого компрессора высокого давления (πквд = 7,4), кольцевой камеры сгорания с 12 форсунками, двухступенчатой турбины высокого давления, двухступенчатой турбины низкого давления.
Рисунок
1.1 - Внешний вид двигателя Д-30
Исходные данные для проектирования узла взяты из курсовых проектов по дисциплинам "Теория и расчет авиационных двигателей" и "Теория лопаточных машин". В этих проектах был выполнен термогазодинамический расчет двигателя, выполнен расчет высотно-скоростных характеристик, а также газодинамический расчет каскада турбины высокого давления.
При выборе конструктивной схемы проектируемого узла за основу принята схема прототипа Д-30.
Узел проектируемого прототипа имеет 2-х ступенчатую турбину высокого давления, которая приводит во вращение ротор компрессора высокого давления (КВД) и приводы агрегатов. Материал рабочей лопатки I ступени – сплав ХН70Ю, II ступени - сплав ЭИ 617.
При
разработке конструктивной схемы роторной
части узла, способа закрепления рабочих
лопаток в диске, схемы подвода и отвода
смазки для опор ротора придерживались
той схемы, которая была использована
на рекомендованном прототипе.
Статор и ротор турбины высокого давления охлаждаемые. Крутящий момент передается с помощью вала, соединенного с диском турбины болтом. Турбина 3-х опорная. Количество лопаток z=75. Тип формы проточной части - с постоянным средним диаметром.
Крутящий момент от турбины к ротору компрессора высокого давления (КВД) и приводам агрегатов передается с помощью вала, соединенного с диском турбины болтом. ТВД состоит из двух сопловых аппаратов, опоры роликового подшипника и ротора ТВД. Сопловые лопатки выполнены методом точного литья и имеют внутреннюю и наружную полки, отлитые за одно целое с пустотелым пером и ребрами на его внутренней поверхностью. От осевого и окружного перемещения лопатки фиксируются в кольце радиальными штифтами. Между полочками соседних лопаток выдержан зазор, необходимый для предотвращения распора при тепловом расширении лопаток. Сопловой аппарат закреплён консольно, на полках. Использование воздушного охлаждения необходимо для рабочих лопаток I ступени, выполненных из материала ХН70Ю, так как их температура равна 1400К (допустимой является 1170К). Для II ступени температура рабочих лопаток 1180К, что ниже допустимой.
Обеспечение минимального радиального зазора между ротором и статором осуществляется легко истираемой металлокерамической вставкой.
Допустимый дисбаланс ротора 15∙10-5 кг∙м. Направление вращения роторов КВД и КНД – против часовой стрелки (со стороны реактивного сопла).
Передний подшипник роликовый находится до КВД, средний - шариковый находится после КВД, задний расположен в непосредственной близости от диска I ступени турбины высокого давления. Подвод масла к подшипникам принудительный с помощью струйных форсунок.
Материалы, используемые при конструировании узла, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 | |
Наименование детали | Используемый материал |
Рабочие лопатки турбины | ХН70Ю (ЭИ652) |
Диск турбины | ХН78Т (ЭИ435) |
Вал | ЭП741НП |
На основе результатов, полученных в предыдущих курсовых проектах, в данной работе ставится задача сконструировать каскад турбины высокого давления. Для этого была прорисована проточная часть ТВД, а так же в программе UISAPR выполнены расчеты, включающие в себя:
При
выполнении расчёта пера лопатки
на прочность производилась оценка
минимального запаса прочности. Допустимые
значения запаса прочности были приняты:
.
Данные, необходимые для выполнения данного расчёта приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Исходные данные
№ | Параметр | Обозначение | Размерность | Величина | |||||
1 | Расход рабочего тела через ступень | Gг | кг/c | 68,284 | |||||
2 | Угловая частота вращения ротора | ω | рад/с | 844,5669 | |||||
3 | Число лопаток ступени | z | 75 | ||||||
4 | Высота лопатки | l0 | м | 0,04919 | |||||
5 | Плотность материала лопатки (ХН70Ю (ЭИ652)) | ρ | кг/м3 | 7900 | |||||
6 | Проекции окружных
скоростей на входе в
лопатку по сечениям |
|
м/с |
538,878
574,942 616,181 |
Продолжение таблицы 3.1
7 | Проекции окружных скоростей на выходе из лопатки по сечениям |
|
м/с |
159,4167
171,453 185,457 | |||||
8 | Проекции центробежных
скоростей на входе в
лопатку по сечениям |
|
м/с |
208,892
201,212 191,404 | |||||
9 | Проекции центробежных
скоростей на выходе
из лопатки по сечениям |
|
м/с |
242,12
222,038 212,607 | |||||
10 | Давление рабочего тела на входе в лопатку |
|
МПа |
1,095
1,029 0,966 | |||||
11 |
Давление рабочего тела на выходе из лопатки |
|
МПа | 0,783
0,783 0,783 | |||||
12 |
Температуры пера лопатки по сечениям |
|
К | 1286,98
1280,21 1276,85 | |||||
13 | Длина хорды пера лопатки по сечениям |
|
м | 50,24176
48,481339 46,46234 | |||||
14 | Толщина профиля пера лопатки по сечениям |
|
м | 0,009366
0,007646 0,005974 | |||||
15 | Угол профиля лопатки по сечениям |
|
45,16°
37,254° 30,374° | ||||||
16 | Прогиб профиля пера лопатки по сечениям |
|
м | 0,01629
0,15073 0,12437 |
Разбиваем лопатку шестью сечениями по длине на равные части (i=0…1) на пять равных частей. Нулевое сечение совмещаем с корневым, а первое с концевым (периферийным) сечением лопатки.
Пользуясь данными таблицы 3.1, для каждого расчетного сечения определяем:
(3.1)
(3.2)
Координаты самых удаленных точек пера лопатки от центра масс по трем сечениям находим, используя программу КОМПАС. Полученные значения заносим в таблицу 3.2:
Рисунок
3.1 - Корневое сечение
Рисунок
3.2 - Среднее сечение
Рисунок
3.3 - Периферийное сечение
Используя данные таблицы 3.1, находим единичные газовые силы по оси X и Y в среднем сечении, по формулам (3.1) и (3.2), допустив при этом, что распределение сил одинаково по всей высоте пера лопатки:
(3.4),
где - единичная газовая сила по оси Х,
- единичная газовая сила по оси Y.
Затем
разбиваем лопатку шестью сечениями по
длине (i = 0…5) на пять равных частей.
Шестое сечение совмещаем с корневым,
а нулевое – с концевым (периферийным)
сечением лопатки, как показано на рисунке
3.4.
Рисунок 3.4. - Схема разбиения лопатки на сечения
Пользуясь методом интерполяции, находим параметры в промежуточных сечениях 1,2,3,4.
Полученные значения параметров газа, геометрические характеристики пера лопатки, а так же единичные газовые силы, приведены в таблицах 3.2, 3.3 и 3.4 соответственно.
Информация о работе Расчет турбины высокого давления двигателя Д-30