Вышивка крестомкрестом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

выш крестом книга.docx

— 83.88 Кб (Скачать документ)

Таким образом, оказалось, что  прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления  демократизации трудовой подготовки - её дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учётом интересов и возможностей учащихся и педагогов. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:

из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;

в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школ, предприятию, ребятам  и взрослым) формы включения учащихся в труд. [10, с.41-47]

Из чего же исходить учителю? Прежде всего, уяснить, что труд как  компонент воспитательной системы  существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких  бы высот в научно – техническом  прогрессе не достигало человечество.

Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор  жизни школьников, как дело, требующее  совместных согласованных усилий. Формирует  социальное сознание. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь коллектива, причем, и это  важно, вовсе не обязательно замыкаться только на конкретном исполнительском  уровне. Это может быть художественно–эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при  этом потребности детей обогащались  стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях. Утверждением достоинства  своего и других людей, товарищества и справедливости.

Технологическое образование  претерпело много изменений и  некоторые их них сыграли не маловажную роль. Одно из таких находилось на территории Калужской области. Это Первая опытная станция основателем которой является Станислав Теофилович Шацкий.

В истории создания и деятельности Первой опытной станции по народному образованию можно наметить следующие 4 периода развития:

1912 - 1918 гг. – период возникновения  в обществе "Детский труд и  отдых" идеи организации опытной  станции, рождённой потребностью  педагогической практики.

1919 – 1921 гг. период создания  и становления Первой опытной станции, первых попыток "нащупывания" связей между школой и соц. средой. Идёт активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовывать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса.

Период с 1922 по 1928 годы –  время наивысшего подъёма работы Первой опытной станции. Школа выступает центром воспитания детей в окружающей среде, она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общества. В этот период педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания.

Последний период существования  – 1929 – 1932 годы отмечаются настойчивым  стремлением руководства станции  усилить связь школы с социальной средой. Школы станции выступают  центрами культурной революции. Деятельность Первой опытной станции неотделимы от общего хода развития единой трудовой школы, которая является прекрасным образцом организации работы с детьми в 20-е годы и отражает в своей истории трудный, подчас мучительный, но героический, восхищающий нас мужеством и дерзаниями, интереснейший этап жизни советской школы.

1.2 Понятие технологического  образования

Образование является составной  частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой  оно развивается. Культура имеет  материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.

Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры. Для "природных" цивилизаций древности была присуща  первая универсальная - мифологическая культура. Вторая универсальная культура – космологическая, которая была характерна для средней "природной" цивилизации. Третья фаза культуры связана  с движением к новому её типу –  антропологическому.

С конца ХIХ столетия человечество начало осваивать четвёртую универсальную культуру – технологическую. Разработка и внедрение техники привели к созданию машинного, а затем механизированного и автоматизированного производства. Во второй половине ХХ в. человечество переживает третью технологическую революцию. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий. Резко увеличился объём информации, используемой человеком. Кроме того, появились такие универсальные рукоделии, как волоконная, лазерная, электронно-лучевая, плазменная. Набирают силу космические рукоделии. В наши дни Рукоделиепроникает во все сферы жизни – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Таким образом, в обобщённом виде под технологической культурой  можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых  технологий материального и духовного  производства и позволяющий ему  эффективно участвовать в современных  технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической  средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной  культуры, оказывает влияние на все  стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое  мировоззрение, в основе которого лежит  система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной  частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно – технологической  среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической  культуры является также технологическая  эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять технологическую деятельность по законам красоты. Технологическая  культура оказывает своё влияние  на задачи и содержание подрастающего  поколения. В системе общего образования  осуществляется и технологическая  подготовка учащихся, целью которой  формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Общими задачами технологического образования: вооружение учащихся технологическими знаниями, формирование технологических умений и навыков, воспитание технологически важных качеств личности.

Технологические знания –  это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в  виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические  понятия: рукоделие, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных рукоделиех материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения –  это освоенные человеком способы  преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний. К  ним относятся умения планировать  свою деятельность, прогнозировать и  оценивать её результаты и эффективность  самостоятельно добывать необходимые  знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность.

Технологические важные качества – это свойства человека, необходимые  для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести  такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, потребность в  постоянном совершенствовании своих  профессионально – технологических  знаний и умений.

Таким образом, технологическое  образование – это процесс  и результат творческого, активного  приобретения учащимися технологических  знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Объективность необходимость  технологического образования обусловливается  тем, что сложившаяся практика политехнической  трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни  не позволяют в полной реализовать  принципы системности и целостности  образования. Общеобразовательные  предметы имеют слабую технологическую  направленность. [15, с.2-5]

А теперь покажем некоторые  черты технологического образования. В современном производстве быстро меняются рукоделии (в развитых странах эта мена происходит через 2-3 года). Поэтому человеку нужно постоянно повышать свою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг "Знания на всю жизнь" - заменяется установкой "Знания через всю жизнь". Следовательно, акцент в образовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками на формирование потребности в знаниях и навыках самообразования.

Разрозненные школьные предметы не могут в полной мере обеспечить развитие у учащихся технологического мировоззрения и мышления, сформировать у них представления о технологических  процессах на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, показать всеобщность рукоделии. Поэтому технологическое образование предполагает переход от предметного к проблемно ориентированному обучению. В школах необходимы интегрированные области знаний, построенные на стыке различных наук. Например, такой областью является сейчас "Рукоделие", которая синтезирует научные знания из многих учебных предметов и показывает пути их использования в различных направлениях преобразовательной деятельности человека и общества. В этой связи в школе возможно появление таких областей знаний, как эргономика, генная инженерия, психоаналитика и др.

Одним из основных недостатков  современного образования в школах России является засилий информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что  приводит УК тому, что знания учащихся являются неглубокими, формальными, т.е. "непознанными". В технологическом  образовании, чтобы сформировать творческого "технолога", необходимо использование  творческих, активных методов обучения: деловых игр, проектов, учебных экспериментов, индивидуальных консультаций. Эти методы способны обеспечивать как опредмечивание, так и распредмечивание знаний.

В технологическом образовании  меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

Изменяются и критерии эффективности образования. Ими  становятся уровень технологической  культуры, адекватное самоопределение  выпускников школы, а не просто успеваемость и качество знаний по учебным предметам.

Итак, основными чертами  технологического образования школьников является культуросообразность, целостность и системность, интегративность, проектность и вариативность. А важным условием развития технологического образования школьников является повышение технологической культуры учителей и родителей.

 

 

 

1.3 Содержание  технологического образования по  разделу "Вышивка крестомкрестом"

Вышивка. Изучение и анализ учебной программы.

1. Раздел "Вышивка". Вышивка крестомкрестом на изучение отводится 8 часов.

Программы общеобразовательных  учреждений. Рукоделие1-4, 5-11классы.5-е издание / Москва "Просвещение" 2006 год.

Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.

Рукоделие: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005 год – 256с.: ил.

Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, Л.В. Сазонова, Н.И. Кизеева.

2. Цели и задачи изучения  данного раздела:

•     совершенствование  практических умений и навыков учащихся в овладении древнего искусства  вышивания;

•     ознакомление с различными видами декоративно–прикладного  искусства, народного творчества и  ремесел;

•     развитие художественной инициативы;

•     воспитание привычки к чистоте, сознательному  выполнению санитарно - гигиенических  правил в быту и на производстве;

•     воспитание уважения к народным обычаям и  традициям, ознакомление учащихся с  профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.

Основная цель раздела  – формирование знаний, умений, навыков  в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в  первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций. [19, с.78]

3. В содержании этого  раздела программы информационные  рукоделии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создаёт дополнительные возможности для накопления информации, ускоряет её поиск, способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчёт количества материалов и стоимости изделия, поиск нужного материала и модели изделия, составление технологической карты и его изготовление, а также информация по различным стандартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фигур т.д.

Информация о работе Вышивка крестомкрестом