Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа
В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - её дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учётом интересов и возможностей учащихся и педагогов. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:
из-за кризиса в промышленности
свернулась почти повсеместно та
трудовая подготовка, которая состояла
на иждивении у базовых
в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школ, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд. [10, с.41-47]
Из чего же исходить учителю? Прежде всего, уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.
Трудовой компонент
Технологическое образование претерпело много изменений и некоторые их них сыграли не маловажную роль. Одно из таких находилось на территории Калужской области. Это Первая опытная станция основателем которой является Станислав Теофилович Шацкий.
В истории создания и деятельности Первой опытной станции по народному образованию можно наметить следующие 4 периода развития:
1912 - 1918 гг. – период возникновения
в обществе "Детский труд и
отдых" идеи организации
1919 – 1921 гг. период создания и становления Первой опытной станции, первых попыток "нащупывания" связей между школой и соц. средой. Идёт активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовывать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса.
Период с 1922 по 1928 годы – время наивысшего подъёма работы Первой опытной станции. Школа выступает центром воспитания детей в окружающей среде, она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общества. В этот период педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания.
Последний период существования
– 1929 – 1932 годы отмечаются настойчивым
стремлением руководства
1.2 Понятие технологического образования
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.
Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры. Для "природных" цивилизаций древности была присуща первая универсальная - мифологическая культура. Вторая универсальная культура – космологическая, которая была характерна для средней "природной" цивилизации. Третья фаза культуры связана с движением к новому её типу – антропологическому.
С конца ХIХ столетия человечество начало осваивать четвёртую универсальную культуру – технологическую. Разработка и внедрение техники привели к созданию машинного, а затем механизированного и автоматизированного производства. Во второй половине ХХ в. человечество переживает третью технологическую революцию. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий. Резко увеличился объём информации, используемой человеком. Кроме того, появились такие универсальные рукоделии, как волоконная, лазерная, электронно-лучевая, плазменная. Набирают силу космические рукоделии. В наши дни Рукоделиепроникает во все сферы жизни – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Таким образом, в обобщённом виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура,
являясь одним из типов универсальной
культуры, оказывает влияние на все
стороны жизни человека и общества.
Она формирует технологическое
мировоззрение, в основе которого лежит
система технологических
Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: рукоделие, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных рукоделиех материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.
Технологические умения –
это освоенные человеком
Технологические важные качества
– это свойства человека, необходимые
для успешного овладения
Таким образом, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.
Объективность необходимость технологического образования обусловливается тем, что сложившаяся практика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни не позволяют в полной реализовать принципы системности и целостности образования. Общеобразовательные предметы имеют слабую технологическую направленность. [15, с.2-5]
А теперь покажем некоторые черты технологического образования. В современном производстве быстро меняются рукоделии (в развитых странах эта мена происходит через 2-3 года). Поэтому человеку нужно постоянно повышать свою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг "Знания на всю жизнь" - заменяется установкой "Знания через всю жизнь". Следовательно, акцент в образовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками на формирование потребности в знаниях и навыках самообразования.
Разрозненные школьные предметы
не могут в полной мере обеспечить
развитие у учащихся технологического
мировоззрения и мышления, сформировать
у них представления о
Одним из основных недостатков
современного образования в школах
России является засилий информационно-
В технологическом образовании
меняется роль учителя. Он превращается
из основного источника и
Изменяются и критерии эффективности образования. Ими становятся уровень технологической культуры, адекватное самоопределение выпускников школы, а не просто успеваемость и качество знаний по учебным предметам.
Итак, основными чертами технологического образования школьников является культуросообразность, целостность и системность, интегративность, проектность и вариативность. А важным условием развития технологического образования школьников является повышение технологической культуры учителей и родителей.
1.3 Содержание
технологического образования
Вышивка. Изучение и анализ учебной программы.
1. Раздел "Вышивка". Вышивка крестомкрестом на изучение отводится 8 часов.
Программы общеобразовательных учреждений. Рукоделие1-4, 5-11классы.5-е издание / Москва "Просвещение" 2006 год.
Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
Рукоделие: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005 год – 256с.: ил.
Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, Л.В. Сазонова, Н.И. Кизеева.
2. Цели и задачи изучения данного раздела:
• совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении древнего искусства вышивания;
• ознакомление с различными видами декоративно–прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
• развитие художественной инициативы;
• воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно - гигиенических правил в быту и на производстве;
• воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.
Основная цель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций. [19, с.78]
3. В содержании этого
раздела программы