Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа
В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]
Структура комбинированного урока:
• Внешняя;
• Внутренняя.
• Внешняя структура включает в себя 3 элемента:
• Вводный инструктаж;
• Самостоятельная работа и текущий инструктаж;
• Заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.
Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1) подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
2) сообщение новых знаний;
3) самостоятельное получение учеником новых знаний
4) текущее повторение, первичное закрепление;
5) создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1) самостоятельная работа по получению новых умений;
2) самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
3) творческая проектная деятельность.
Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:
• обобщение и систематизация изученного;
• контроль и оценка знаний, умений, навыков;
• выдача домашнего задания.
2.3 Календарно – тематический план по разделу
"Вышивка" Вышивка
Тема урока: "Подготовка к вышивке"
Цели урока:
1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.
2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.
3. Воспитательная – воспитать
самостоятельность и чувство
ответственности за порученную
работу перед коллективом,
Оборудование – рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.
Ход урока
1. Организационная часть
в начале занятия. Проверяю
присутствующих на уроке,
2. Вводный инструктаж (25-30 мин)
2.1. Подготовка учащихся
к изучению новых знаний. Сообщаю
тему "Подготовка к вышивке",
записываю на доске, прошу
2.2. Сообщаю новые сведения
– формируем материал о
Один из древнейших видов художественного творчества - вышивание. В народных вышивках большое распространение получили счетные швы. Популярны они и в наше время. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани.
Для выполнения счетной вышивки
нужны ткани полотняного
Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани - острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.
Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например крученые хлопчатобумажные, различных цветов и оттенков. Это и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка.
Ткань следует хорошо натянуть. Ее помещают в пяльцы или рамку. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удержания и натягивания ткани.
Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки.
Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Закройные ножницы используют для раскроя ткани (Плакат).
Плакат. Материалы и оборудование для вышивки счетными швами
Плакат. Схема для вышивки
Схема для вышивки - это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок (Плакат).
2.3. Закрепление изученного
материала: путём устного
Какую ткань используют для вышивки счетными швами и почему?
Сто представляет собой схема для вышивки?
Почему после каждого сеанса вышивания необходимо снимать пяльцы?
3. Самостоятельная работа учащихся (20-25 мин)
3.1. Отутюживание ткани для вышивки. Обработать срезы и обработать края липкой лентой, чтобы предотвратить их от осыпания. Определяем центр ткани, сложив ее пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками контрастной ниткой или специальным маркером. Заправить ткань в пяльцы. Отрезать пасму ниток длиной 90см. отделить от нее нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко.
4. Заключительный инструктаж (10 мин)
4.1. Контроль, оценка знаний,
умений, навыков в работе на
уроке. Желающих рассказать о
своей работе в рабочей
5. Выдача домашнего задания (10 мин)
5.1. Реферат "История
вышивки в России". Объясняю
объём, порядок выполнения. Реферат
в тетради, вольного
6. Уборка рабочих мест (2-5 мин).
Анализ допущенных отклонений, итог урока.
Тема урока: "Счетные швы"
Цели урока:
1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.
2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.
3. Воспитательная – воспитать
самостоятельность и чувство
ответственности за порученную
работу перед коллективом,
Объект работы: Схемы для вышивки.
Оборудование – ручные швейные инструменты, рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий, раздаточный материал с образцами тканей, пригодных для выполнения счетных вышивок, иллюстрированный материал, инструменты и приспособления для вышивания: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверка присутствующих на
2. Проверка домашнего задания и вводный инструктаж (25-30 мин).
2.1. Выслушать реферат на заданную тему.
2.2. Подготовка учащихся к изучению новых знаний. Называю тему урока: "Счетные швы". Но прежде, сем начать объяснять новую тему, надо узнать правила безопасной работы на кухне. Вешаю иллюстрационный материал "Правила безопасности работы при выполнении ручных работ". Сначала спрашиваю у детей, что они знают об этом:
-А что вы знаете о правилах безопасности при выполнении ручных работ?
Наводящими вопросами
и путём рассуждений с
Опасности в работе:
• Повреждение пальцев иглой или булавкой;
• Травма руки ножницами;
• Травма глаз.
Что нужно делать для начала работы:
• Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
• Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
• Что нужно делать во время работы:
• Быть внимательной;
• Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
• Вкладывать иглы и булавки только в игольницу;
• Класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
• Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
• Посчитать количество булавок и иголок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было вначале работы;
• Убрать рабочее место.
3. Изучение нового материала.
Основные понятия и определения учащиеся записывают под диктовку в тетрадь.
Познакомимся с процессом вышивания.
Выстирать ткань.
Подсушить.
Хорошо отутюжить во влажном состоянии.
Перевести рисунок на ткань
с помощью цветной
Заправить ткань в пяльцы и хорошо её натянуть по утку и долевой нити.
Выполнить закрепление нити в начале работы.
Выполнить вышивку.
Выполнить закрепление нити по окончанию работы с изнаночной стороны вышивки.
Выполненную работу осторожно выстирать.
Накрахмалить выстиранное изделие и подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.
Отутюжить выстиранное изделие с изнаночной стороны на чистой подстилке.
Познакомимся с основными счетными швами. Это - набор, гладь, "роспись", гобеленовый шов, крест.
Набор (брань) - это двустороннее
скорое шитье, напоминающее по фактуре
ткачество, потому что выполнение этого
шил можно сравнить с движением
челнока (Рис.66). Выполняют его прямыми
стежками различной длины (швом "вперед
иглу") но счету нитей в зависимости
от узора. На изнаночной стороне работы
получается негативный узор. Стежки нужно
делать не очень длинными, чтобы
впоследствии они не цеплялись и
не вытягивались. В народных вышивках
набор применяют как
Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.
Рис.66. Набор (брань) Рис.67. Русская гладь
Рис.68. "Роспись"