Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа
В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками - одна нить ткани (Рис.67).
"Роспись" - это двустороннее
шитье, состоящее из тонких
линий, образуемых
Счетная гладь. Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая (стежки ложатся вдоль нитей ткани) и косая (под любым углом к нитям) (Рис.69). В старину счетную гладь вышивали белыми и серыми нитками, вынутыми из основного полотна. Игра света и тени ниток, проложенных по узору прямых направлениях, создает впечатление разных оттенков. Прямая гладь может быть красно-черной и многоцветной.
Рис.69. Счетная гладь
Гобеленовый шов. Существует много видов этого шва. Рас смотрим, как выполнять простой гобеленовый шов (иначе его называют полукрест) (рис.70). Вышивать начинают с ленок верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкалывают в правый верхний угол той же клеточки. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Прием повторяют до конца первого ряда.
Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180°, и т.д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.
Рис.70. Простой гобеленовый шов
Рис.71. Выполнение одиночного крестика
Гобеленовым швом вышивают по схемам, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки - цвету нитки.
Шов крест. Этот шов - самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик выполняют в два приема (рис.71): первый стежок - снизу слева вверх направо, второй - снизу справа вверх налево. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе Вышивка крестомможет перекоситься, и будет выглядеть неряшливо. Нелишне при этом промерить изнаночную сторону: все изнаночные стежки должны быть направлены также в одну сторону.
При вышивке крестом
Рис.72. Вышивка крестомкрестом горизонтальными рядами
Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис.73, а). Переход к следующему ряд смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис.73, б, в).
Рис.73. Вышивка крестомкрестом со смещением ряда
При наличии незаполненных участков при смене цвети в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис.74).
При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис.75).
При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью (рис.76).
Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем наклонно сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальным стежки (рис.77, а). После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т.д. (рис.77, б).
Рис.74. Частные случаи вышивки Рис.75. Вышивание вертикальных
крестом рядов швом крест
Рис.76. Вышивание швом крест по диагонали
Рис 77. Вышивание двойным (болгарским) крестом
4. Практическая работа учащихся (30-35 мин)
4.1. Выполнение образцов вышивки (наглядные рисунки в учебнике 66-77)
Материалы и инструменты: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.
Набор (брань);
Русская гладь;
"Роспись";
Счетная гладь;
Простой гобеленовый шов;
Одиночный крест;
Вышивка крестомкрестом горизонтальными рядами;
Вышивка крестомкрестом со смещением ряда;
Частные случаи вышивки;
Вышивка крестомвертикальных рядов швом крест;
Вышивка крестомшвом крест по диагонали;
Вышивка крестомдвойным (болгарским) крестом.
5. Заключительный инструктаж (5-7 мин)
5.1 Контроль, оценка знаний,
умений, навыков в работе на
уроке. Желающих рассказать о
своей работе в рабочей
6. Выдача домашнего задания (5 мин).
6.1. Закончить дома практическую работу по выполнению образцов вышивки по схемам. Выучить основные определения и правила.
7. Уборка рабочих мест (2-5 мин).
Анализ допущенных отклонений, итог урока.
Тема урока: "Использование компьютера для вышивания".
Цели урока:
1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.
2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.
3. Воспитательная – воспитать
самостоятельность и чувство
ответственности за порученную
работу перед коллективом,
Объект работы: Схема для вышивки (любая).
Оборудование – компьютер, программа для вышивания.
Ход урока
Организационная часть. Проверка присутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку, решение проблемных ситуаций (5-7 мин).
1. Проверка домашнего задания и вводный инструктаж (10-13 мин)
1.1. Проверка образцов вышивки. Собираю тетради на проверку. Повторение пройденного материала.
1. Какой шов лежит в основе вышивок набор (брань), русская гладь, "роспись"?
2. Что общего в выполнении простого гобеленового шва и шва крест?
3. Почему при вышивке
крестом верхний элемент
1.2. Записываем тему "Использование компьютера для вышивания". Дети – в тетрадь, я на доске.
2. Изложение нового материала (15-20).
2.1. Использование компьютера для вышивания.
Современные рукоделии позволяют создавать вышивку счетными швами по авторским рисункам или фотографиям. В этом случае можно выполнить действительно творческую, авторскую работу гобеленовым швом или крестом. Для этого нужно иметь компьютер и программу для вышивания, записанную на лазерном диске. С их помощью легко превратить любое изображение в проекты для вышивания. Сканер считывает выполненное на бумаге изображение и передает его в компьютер (рис.81). Пользователь задает компьютеру выбранные набор ниток, тип канвовой ткани, размер и вид стежков, и программа автоматически создает проект, отвечающий всем заданным параметрам. Компьютер подберет наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране и распечатать в виде образца вышивки вместе со списком необходимых материалов. Кроме того, эта программа содержит готовые проекты и схемы для вышивки.
Рис 81. Создание схемы для вышивки с помощью компьютера - Компьютер, программа для вышивания.
2.2. Далее демонстрационная
работа на компьютере. Я приношу
в класс ноутбук, и
3. Заключительный инструктаж (5-10 мин).
3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке, вместе выделяем основные моменты.
4. Выдача домашнего задания.
Записываю задание на доске.
Найти рисунок для его
5. Анализ и итог урока.
2.3. Урок - игра "Марья - искусница"
Предмет игры: выбрать лучшую "Мастерицу".
Основные цели и задачи урока:
Образовательная: продолжить формирование полученных умений и навыков, закрепить умение работать со схемами для вышивания.
Развивающая: развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.
Воспитательная: воспитывать качественное выполнение работы в отведенное время, применение учащимися контроля, воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, внимательность, стимулирует интерес к труду, умение трудиться в коллективе, культуру общения.
Планирование игровых этапов
Наименование игрового этапа Время
1 этап. Организационный. 10 мин.
2 этап. Краткое повторение темы. 10 мин.
3 этап. Объявление о проведении конкурса на звание лучшей бригады. Знакомство учащихся с критериями оценки работы. 10 мин.
4 этап. Проведение конкурса. 30 мин.
5 этап. Подведение итогов конкурса. 15 мин.
6 этап. Уборка рабочих мест. 5 мин.
Всего 80 мин.
Описание деловой игры "Марья - искусница".
1 этап. Организационный.
На этом (1) этапе учитель представляет жюри, председателя жюри, разбивает учеников на бригады (можно по желанию). Выделяет им отдельный стол, инструменты и приспособления: канвовая ткань, цветные нитки мулине, иглы, пяльцы, наперсток, ножницы. Выдача задания:
Выполнить несколько образцов вышивки.
Выполнить вышивку гобеленовым швом и швом крестом нитью в четыре и в два сложения по одной из предложенных схем (схема 1, 2, 3, 4).
Четко знать выполнение и описание всех пройденных швов.
Схема 1 для вышивки "Зайчик"
Схемы 2 и 3 для вышивки "Котенок", "Лягушонок"
Схема 4 для вышивки "Цветок"
На 2 этапе члены бригады
с помощью учителя повторяют
пройденный материал, распределяют обязанности,
прорабатывают поэтапные шаги. Обязательно
нужно повторить правила
3 этап – учитель объявляет о начале конкурса, знакомит с критериями оценки работы.
Критерии оценки работы:
Аккуратность;
Четкое соблюдение схем вышивки;
Быстрота и качество выполненной работы;
После демонстрации выполненной работы применение дополнительного материала.
На 4 этапе начинается конкурс. Бригады начинают работать. Бригадиры распределяют по членам бригады работу, дают ценные указания. Жюри в это время смотрит за работой, делая пометки у себя в тетради.
На 5 этапе проходит подведение конкурса. Жюри учитывает все мельчайшие детали. Задает интересующие вопросы, потом совещается. Председатель жюри объявляет результаты. Призы - это хорошие оценки.
6, заключительный этап заключается в уборке мест.
Таким образом, мы выяснили, что при изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество. Счетные швы" можно применять такие методы обучения: словесный, наглядный, практический. Эти методы помогают, как хорошо воспринимать учебный материал, так и преподносить его, т.е. разносторонне. А форма организации обучения помогает, как применять звеньевой вид, так и индивидуальный и фронтальный. Учитель может оценить обстановку в классе и прийти к выводу, какую форму организации можно применить.
Заключение
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
В школе "Рукоделие" интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Таким образом, из данной курсовой работы мы выяснили, что сфера воздействия уроков рукоделии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета "Рукоделие" делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у учащихся социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявленным рыночной экономикой; стать "авторами" формирующейся социально-экономической среды России.