Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа
Предмет исследования: основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении
Задачи исследования:
Раскрыть основы и нравственную сущность воинской дисциплины;
Исследовать основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
Введение………………………………………………………………………………..-1-
I. Понятие и сущность воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.……………………………………………………………………-3-
1.1 Теоретические основы и нравственная сущность воинской дисциплины - 3-
1.2 Основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении ……………………..-6-
Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности офицеров………………………….…………….…………….……………...-17-
1.4 Пути совершенствования воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины………………………….……………-22-
II.Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.……………...……………....………..…….....…..…..….…..……...-28-
2.1 Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении …………………………………………………………………..-28-
2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении.……… …………………………………………………………...….-31-
Заключение…………………………………………………………………………...-35-Список литературы…………………………………………………………………....-38-
Важную роль в воспитании у воинов сознательной дисциплинированности играет личный пример и авторитет командиров и начальников. Авторитет проявляется в том влиянии, которое оказывает руководитель на подчиненных лишь своим личным поведением, не прибегая к административным формам воздействия. Командиру должны быть присущи
высокие моральные качества: доброжелательность, простота, скромность, честность, умение найти контакт с подчиненными, дисциплинированность.
Первостепенную роль в укреплении авторитета командира играет его собственная деятельность, личное поведение, неукоснительное соблюдение законов, воинских уставов, приказов, его культура и обоняние. Если он сам нарушает воинскую дисциплину, совершает аморальные поступки, пьянствует, то это не может остаться незамеченным. Недопустимы даже единичные случаи проявления зазнайства,
грубости и оскорбления достоинства по отношению к подчиненным, сквернословия и др. поступков, порочащих честь и достоинство офицера.
Как показывает войсковой опыт, эффективность личного примера старшего достигается при соблюдении ряда условий:
во-первых, если его личный пример соответствует нравственному идеалу;
во-вторых, если в его деятельности и личном поведении сочетается единство слова и дела;
в-третьих, если командир сочетает положительный пример с высокой требовательностью;
в-четвертых, если свой личный пример он сочетает с уставной организацией службы и быта подчиненных и в совершенстве владеет другими средствами и методами воспитательного воздействия.
Конечно,
на солдат глубокое влияние оказывает
личный пример и авторитет командного
состава и, прежде всего, младших
командиров. Должностные лица части
обязаны об этом всегда помнить, мобилизуя
младших командиров на укрепление воинской
дисциплины и порядка в части
и подразделениях. Они обязаны
при каждом удобном случае поднимать
авторитет и престиж
Чтобы сержант мог выполнить свою важную роль в укреплении воинской дисциплины в подразделении, к нему должна предъявляться высокая требовательность со стороны старших командиров и начальников. Они обязаны всегда требовать от сержантов твердости, принципиальности, последовательности и тактичности своих действий. Командиры более высокого ранга не имеют права подменять сержантов и старшин. Чтобы младший командир был помощником офицера, нужно способствовать утверждению его руководящей функции в любой обстановке. Отрицательно влияет на воспитание самостоятельности сержантов привычка некоторых офицеров отдавать распоряжения солдатам в обход младших командиров.
Среди путей укрепления воинской дисциплины важное место занимает высокая требовательность командиров и начальников.
Командир части (подразделения) должен добиваться, чтобы его приказы, указания и распоряжения всегда были основаны на строгом соблюдении законодательства. Требование, приказ только тогда обладают моральной и юридической силой, когда соответствуют закону.
Подлинная требовательность неразрывно связана с заботой о человеке, с уважением к нему, с доверием к его возможностям. Справедливая требовательность позволяет добиваться от каждого воина высокой исполнительности, организованности, четкого выполнения любого приказа. Отрицательно влияет на людей безнаказанность нарушителей дисциплины, несправедливость командира, невнимание к нуждам к запросам.
Требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, принимается подчиненными и создает предпосылки здоровых, взаимно уважительных
отношений.
Строгая и справедливая требовательность предполагает, чтобы приказы отвечали ряду требований. Во-первых, это соответствие приказа интересам нашего Отечества, укрепления боеготовности Вооруженных Сил. Во-вторых, приказ должен вытекать из служебных Обязанностей военнослужащих. В-третьих, его выполнение не должно идти вразрез с нравственными нормами. В-четвертых, приказ должен быть реально выполним данным военнослужащим или подразделением, а для этого он должен быть обеспечен организационно и материально.
Самое трудное,
но и самое главное здесь –
реально оценить возможности
подчиненного. Отдавая приказ, нужно
мысленно поставить себя на место
исполнителя и решить, может ли
он его выполнить. Нравственная же сторона
этого вопроса состоит в том,
что требовательность должна начинаться
с себя. Чтобы требовать от подчиненных
нужно научиться исполнять
В деятельности командира большое значение имеет правильное применение мер убеждения и принуждения.
Зависимость
успешного решения задач
Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от реальных обстоятельств основным способом может быть избран любой из методов. Каждый командир сам, в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения для отличившегося воина такую меру наказания для провинившегося, которые, по его мнению, должны оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом.
Важное значение для укрепления воинской дисциплины в частях и подразделениях, воспитания у воинов дисциплинированности имеет правильное применение командиром дисциплинарных взысканий. Дисциплинарный устав закрепляет систему взысканий, которая обеспечивает воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий и это позволяет осуществлять дифференцированный подход при выборе взысканий.
По своему содержанию дисциплинарные взыскания предусматривают меры морально-правового порицания (замечания, выговоры и др.), которые содержат властное осуждение действий нарушителя со стороны начальника, а также меры, предусматривающие определенные ограничения и лишения (арест с содержанием на гауптвахте и др.), которая возлагает на нарушителя обязанность претерпеть определенные лишения и ограничения.
Кроме дисциплинарных взысканий для укрепления воинской дисциплины и правопорядка используются меры пресечения. В большинстве своем они используются не прямыми начальниками, а должностными лицами и лицами несущими гарнизонную службу, на которых возложена обязанность за соблюдение военнослужащими порядка при нахождении вне расположения воинской части (военные 'коменданты, начальники патрулей и т.д.). К военнослужащим применяются такие меры как напоминание об обязанностях службы или соблюдении формы одежды. арест нарушителя, находящегося в нетрезвом состоянии и др. К мерам пресечения относятся также такие крайние меры воздействия, как отстранение от должности и применение оружия.
Меры пресечения преследуют цель принудительного прекращения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка. Они не носят характера наказания, а предусматривают использование принуждения к нарушителю, это связано с определенным ограничением его прав.
Известно, что все люди наделены индивидуальными особенностями и воспитательная мера, пригодная для одного, не достигает своей цели в применении к другому. Поэтому, заместитель командира по воспитательной работе как педагог должен, прежде всего, изучить индивидуальные особенности призывника, его нравственные качества, его мировоззрение, физическое развитие, культурный уровень, его цели и запросы. Все это послужит отправной точкой для воспитания вообще и воспитания дисциплинированности воина в частности.
Изучение подчиненного начинается с индивидуальной работы с ним. В ходе беседы офицер уясняет: национальность солдата и его отношение к религии, что позволит опытному командиру в общих чертах выяснить внутренний мир подчиненного, его жилищные и бытовые запросы. Во-вторых, он изучает род занятий воинов прибывшего подчиненного, т.к. это играет определенную роль в определении тех или иных нравственных привычек. В третьих, заместитель командира по воспитательной работе учитывает семейное положение солдата, что позволит поставить перед воспитателем целый пласт соприкосновения с многими интересами подчиненного. Видя внимательное и заботливое отношение командира к частной своей жизни новобранец проникается чувством уважения к начальнику. В-четвертых, офицер-воспитатель знакомится с уровнем грамотности и культурности новобранца, что позволит предварительно судить о возможностях подчиненного.
В ходе дальнейшего внимательного изучения подчиненного офицер должен постараться выяснить умственные, эмоциональные и волевые способности подчиненных, а также его цели и честолюбивые замыслы. Индивидуальные социально-психологические особенности каждого своего подчиненного, командир должен наметить методы воспитательного воздействия', соответствующий духовному оклику данного человека и которые с прогрессирующим эффектом будут достигать цели.
Метод воспитания
– это совокупность средств и
приемов педагогического
Важнейшими методами воспитания личной состава, которые практически используются командирами частей и подразделений, органами воспитательной работы в настоящее время являются: убеждение, пример, поощрение, упражнение, принуждение. В практической работе с личным составом используют также: воспитание, соревнование, критика и самокритика, порицание, похвала др. Каждый командир должен помнить, что ни один из них не является универсальным и не может решить всех задач воспитания.
Основным методом воспитания дисциплинированности является метод убеждения. Он опирается на сознание, логику опыт человека, обеспечивая добровольное принятие требований законов и приказов командиров и начальников. Поэтому этот метод является наиболее предпочтительным и в психологическом плане. Не вдаваясь в детали, скажем лишь, что в воспитательном процессе выделяются воспитание словом и. делом, практикой.
Убеждать военнослужащего – значит, опираясь на психологические доводы, достоверные факты, личный опыт воздействовать на сознание воина, чтобы у него сформировалась глубокая уверенность в справедливости норм и требований законов, воинских уставов, приказов командира, в истинности того, в чем его убеждали.
Убеждение не означает простую информацию и разъяснение. Бывает недостаточно разъяснить суть понятия, требования, а необходимо доказать правильность, логичность их, чтобы в сознании воина не осталось никакого сомнения в их истинности и обязательности. Поэтому, эффективность данного метода во многом зависит от личной убежденности командира-педагога, его умения не уходить от острых вопросов, доходчивости и доказательности изложения, эмоциональности речи, единства слога и дела.
В процессе
убеждения заместитель
Реализовать все требования метода убеждения и практической деятельности командира дело непростое. И это достигается значительно легче, если сам командир доброжелательно относится к подчиненным. Только сердечность, теплота и искренность начальника, его заинтересованность в том, чтобы его правильно поняли, позволят ему добиться желаемого результата.
В практической деятельности командиров и начальников по воспитанию у воинов сознательной дисциплинированности и исполнительности широкое применение находит метод примера.
Метод примера – это воздействие на сознание воинов личным примером командира-воспитателя, а также всеми другими видами положительного примера, которые могут служить образцом для подражания.
Педагогический смысл воспитания примером состоит в том, чтобы выбрать идеал достойный подражания, создать у военнослужащих эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его уровня в жизни и практической деятельности, поведении.
Следует иметь в виду, что положительный пример понятие конкретное. Это образцовые действия, поступки, жизненный путь конкретного человека, его качества личности, приемы и способы достижения целей, которые близки к идеалам. Воин, придя в подразделение, испытывает потребность в примере, в образце, он настойчиво его ищет.
Первостепенное значение в воспитании у воинов сознательной дисциплинированности имеет личный пример заместителя командира по воспитательной работе. Он выступает как пример непосредственного влияния. Но также велико влияние и примеров опосредованного воздействия, которое реализуется через устное слово, литературу, кино, изобразительное искусство. К ним относятся примеры ив жизни и деятельности исторических личностей, массового и индивидуального героизма на фронте и в мирное время.
Информация о работе Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины