Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа
Предмет исследования: основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении
Задачи исследования:
Раскрыть основы и нравственную сущность воинской дисциплины;
Исследовать основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
Введение………………………………………………………………………………..-1-
I. Понятие и сущность воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.……………………………………………………………………-3-
1.1 Теоретические основы и нравственная сущность воинской дисциплины - 3-
1.2 Основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении ……………………..-6-
Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности офицеров………………………….…………….…………….……………...-17-
1.4 Пути совершенствования воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины………………………….……………-22-
II.Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.……………...……………....………..…….....…..…..….…..……...-28-
2.1 Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении …………………………………………………………………..-28-
2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении.……… …………………………………………………………...….-31-
Заключение…………………………………………………………………………...-35-Список литературы…………………………………………………………………....-38-
Анализируя
состояние дисциплины в подразделении,
командиру и воспитателю
♦ недостаточная эффективность воспитательной работы в интересах укрепления воинской дисциплины;
♦ низкая требовательность офицеров, сержантов и старшин к подчиненным;
♦ отсутствие в подразделении твёрдого уставного порядка;
♦ равнодушное отношение к нуждам и запросам подчиненных;
♦ недостаточная военно-педагогическая подготовленность офицеров;
♦ беспринципность, сокрытие нарушений дисциплины;
♦ искривления дисциплинарной практики.
Под искривлением дисциплинарной практики понимается непринятие мер к виновным в нарушении дисциплины, превышение меры наказания, привлечение к ответственности невиновного или лиц, не имеющих прямого отношения к совершенному проступку, наложение взысканий, не предусмотренных Дисциплинарным уставом, неприведение в исполнение объявленного взыскания.
В повседневной
практике следует учитывать также
те причины нарушений, которые связаны
с индивидуальными
♦ низкая сознательность, отрицательные черты характера, темперамента, вредные привычки;
♦ слабое знание уставных требований, касающихся порядка и правил поведения военнослужащих (чаще всего это относится к молодым воинам);
♦ недостаточное или искажённое понимание своего долга;
♦ нервные расстройства, семейные неурядицы, нарушения психики;
♦ физические недостатки, болезненное состояние и т.п.
В многообразной
жизни воинских коллективов могут
быть и другие факторы
2.2 Методика подведения
итогов состояния воинской
В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.
Особое
внимание уделяется обеспечению
дисциплины в ходе боевой подготовки,
при несении внутренней и караульной
служб. Отмечается усердие воинов при
исполнении приказов, распоряжений, поддержании
уставного порядка, соблюдении правил
техники безопасности, воинской вежливости
и отдания воинского
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).
С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:
♦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);
♦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;
♦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;
♦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;
♦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;
♦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;
♦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;
♦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;
♦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.
♦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.
В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.
С младшими
командирами подведение итогов проводится
на совещаниях, специальных занятиях
с участием офицеров. В ходе разбора
командир подразделения анализирует
и раскрывает их роль в поддержании
уставного порядка, личную дисциплинированность,
вклад каждого из них в укрепление
дисциплины, соблюдение формы одежды,
распорядка дня. Пристальное внимание
уделяется анализу участия
Особое
значение следует предавать анализу
состояния воинской дисциплины с
офицерским составом. Обычно итоги
подводятся на офицерских собраниях, совещаниях,
разборах. При анализе итогов командир
роты может заслушать доклады
командиров взводов о состоянии
дисциплины, проделанной работе по
её укреплению. Он оценивает положение
дел во взводах и определяет их
места, дает персональную оценку вклада
каждого офицера в
Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.
Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.
Анализ состояния дисциплины – процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.
Подобный подход поможет решить важную задачу – вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины.
В современных условиях, когда идут активные процессы реформирования Российской Армии, на практике проходят проверку различные теоретические идеи, взгляды и предложения о путях повышения боеспособности и боеготовности войск. Реалии развития нашего государства, исторический опыт совершенствования Вооруженных Сил не оставляют никаких сомнений в том, что одной из важнейших слагаемых боеготовности частей и подразделений является крепкая воинская дисциплина.
Сегодня вряд ли кто рискнет утверждать, что провозглашенное Указом Президента от 7 мая 1992 г. создание Вооруженных Сил Российской Федерации автоматически избавило нас от исторической материальной и духовной связи с Советскими Вооруженными Силами. Очевидно, что новая Российская Армия создается на их базе, со всей их инфраструктурой, боевой техникой и вооружением, а главное – с личным составом и, следовательно, присущими ему сознанием, традициями, морально-психологическим состоянием, уровнем боевой выучки, организованности, дисциплины, системой обучения и воспитания.
Задача состоит в том, чтобы извлечь из естественной, исторически сложившейся связи новой Российской Армии с Советскими Вооруженными Силами максимум пользы: взять из героической истории Советской Армии, советского военного строительства, системы обучения и воспитания свое лучшее, что было им присуще. И в то же время приложить максимум усилий для скорейшего преодоления всего негативного, особенно в вопросах укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в войсках.
Особое значение в связи с этим приобретает проблема поиска путей совершенствования воспитательной работы, которую сегодня даже самые ретивые критики готовы признать одним из важных факторов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности Вооруженных Сил.
Представляется, что эту проблему можно успешно разрешить путем внедрения в повседневную жизнь войск ясной и понятной всему личному составу идеи, на базе которой должен строиться весь воспитательный процесс, законность и порядок в частях и подразделениях.
Как показывает
войсковая практика, задача укрепления
законности, правопорядка и воинской
дисциплины в частях и подразделениях
решается успешно лишь тогда, когда
воспитательный процесс осуществляется
комплексно, когда при его реализации
учитывается все
Вместе
с тем не следует забывать, что
уровень дисциплинированности воинов,
состояние дисциплины в воинских
коллективах, в огромной степени
зависит как от командиров-единоначальников,
так и от наличия в войсках
хорошо организованной, слаженной и
четко действующей системы
Войсковая практика показывает, что подавляющее большинство нарушений воинской дисциплины военнослужащими носят субъективный характер: низкий уровень сознания у отдельных воинов, отсутствие твердого уставного порядка в части, недостатки в воспитательной работе и формализм в работе должностных лиц, отсутствие личной примерности офицеров и принижение роли младших командиров, нездоровая нравственно-психологическая атмосфера в коллективе, искривление дисциплинарной практики, неблагоприятные бытовые условия в части и другие.
Поэтому в центре внимания должностных лиц части должны быть вопросы обучения офицеров и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению и поддержанию твердого уставного порядка в подразделениях.
Реализация всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину в войсках, повысить личную дисциплинированность воинов и вместе с этим боеготовность и боеспособность частей и подразделений.
Список литературы:
Информация о работе Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины