Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, методичка
В ядерный век, когда война несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость более внимательно разобраться в самой природе военной политики, факторах, определяющих ее содержание, в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития.
Новый акцент во взаимосвязи армии и политики вносит прогрессивная военная политика государства, направленная на предотвращение любых войн, на создание военных структур, имеющих сугубо оборонительную направленность и предназначенных для обеспечения национальной безопасности. [c.162]
Особенно остро сегодня стоит проблема втягивания армии в политические баталии и игры в ходе борьбы различных группировок за власть. Здесь армии отводится роль некоей самостоятельной политической силы, которая якобы угрожает обществу военной диктатурой. В угаре борьбы за власть отдельные политики пытаются расколоть армию, внести смуту в воинские коллективы.
Именно поэтому в политических
основах военной доктрины констатируется,
что “использование Вооруженных
Сил и других войск Российской
Федерации в интересах
Проблема взаимосвязи армии
и политики комплексная, всеобъемлющая.
Социально-политический фон ее значительно
дополняется аспектом, отражающим социальную
характеристику военнослужащих. Ведь
каждый из них личность, гражданин
государства. Все, что происходит в
обществе, немедленно отражается и
в войсковом организме. Наивно полагать,
что юноши, сменив гражданский костюм
на военную форму одежды, полностью
отходят от проблем политической
жизни. У каждого из них имеются
взгляды, интересы, ориентация, опыт в
оценке ситуации. Солдат не бездумный
исполнитель чьей-то воли. Поэтому
важно сформировать у каждого
военнослужащего высокий
И последнее. В современном политизированном
обществе крайне важно определить четкую
и точную правовую ответственность
политических руководителей, непосредственно
отдающих распоряжения об использовании
армии не по ее историческому предназначению,
вопреки принятому
Военная политика России:
содержание и направленность
Военная политика - понятие столь же древнее, как война и армия. Сначала она входила в общую систему политики, но по мере обострения общественных антагонизмов, расширения масштабов и разрушительного характера войн, усиления воздействия на исторический процесс становилась все более самостоятельной и специфичной. Достаточно наглядно это проявилось на рубеже ХVIII-ХIХ веков, на грани соприкосновения стратегии с общей системой политики, государствоведением. Наибольшего развития военная политика достигла в ХХ веке. Милитаризм, утвердившийся в ряде стран мира, привел к тому, что она нередко доминировала над политикой в целом. За это народы заплатили дорогой ценой, пережив две мировые и сотни локальных войн. Военная политика руководства ряда государств несет большую ответственность за то, что человечество неоднократно оказывалось на пороге ядерного апокалипсиса. Вместе с тем она может быть направлена и на предотвращение новых войн, создание надежной системы коллективной безопасности, спасение мировой цивилизации.
Военная
политика - специфическая сфера
Следует особо подчеркнуть, что военная политика России - миролюбивая. От военной политики СССР она наследует все самое позитивное. Одновременно использует опыт других стран, пропуская его через призму своих интересов и особенностей развития. Военная политика - специфическая область деятельности Президента, Парламента, Правительства, непосредственно связанная с созданием и использованием военной мощи для защиты жизненно важных интересов государства и общества, суверенитета и территориальной целостности страны.
С
точки зрения внешних условий
необходимо, чтобы военная политика
учитывала перемены, происходящие в
странах, регионах и мире в целом,
особенно в военной политике ведущих
государств, а также новую расстановку
сил и их влияние на мировую
политику. Нельзя недооценивать окончание
холодной войны и переход от конфронтации
к сотрудничеству. Особое значение
имеют деидеологизация
Военная
политика России обусловлена также
определенными факторами ее внутреннего
развития: углубляется экономическая
реформа, изменяется общественный и
государственный строй
Наиболее очевидны нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических и религиозных процессов, наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации суверенитета, террористических групп и рост организованной преступности в отдельных регионах и стране в целом.
Несколько
слов об источниках военной опасности.
В зависимости от складывающейся
обстановки она может исходить: от
стран, имеющих стратегическое ядерное
оружие (глобальная); от сопредельных государств,
обладающих массовыми армиями (региональная);
от субъектов Содружества в случае
обострения между ними экономических,
территориальных, религиозных и
некоторых других отношений (локальная).
Всякая опасность имеет свой предел,
выход за который создает
Главные
задачи военной политики России: предотвращение
войны и сохранение мира, обеспечение
национальной, региональной и международной
безопасности, защита интересов государства
посредством военной силы тогда,
когда дипломатические средства
окажутся недостаточными и неэффективными.
В случае навязывания войны главной
задачей России будет защита суверенитета,
территориальной целостности
Россия, как и любое другое государство, проводя военную политику, отдает приоритет своим национальным интересам, основываясь на том, что в мировом сообществе она должна занимать место, достойное великой державы, поддерживать сотрудничество и партнерство со всеми странами. В практическом плане важно создать условия, исключающие необходимость защиты внешних интересов военными средствами, обеспечить неприкосновенность границ, интеграцию в мировую экономическую систему и стабильность развитии государства.
Интересы
России в военной политике могут
быть осуществлены главным образом
на основе научных принципов, среди
которых наиболее важными, на наш
взгляд, являются соответствие военной
(оборонной) политики целям и принципам
Устава ООН, Хельсинкским соглашениям
1975 и 1992 г., Парижской хартии 1990 г. и
другим международным договорам, признание
мира как главной ценности. Принципиально
важны сокращение ядерного потенциала,
уничтожение под международным
контролем химического, бактериологического
и тактического ядерного оружия, нераспространение
ядерных и ракетных технологий, признание
существования военной
Важно
учитывать международную и
Ни одно государство мира Россия не рассматривает в качестве противника, она стремится к взаимопониманию со всеми странами, как этого требуют интересы коллективной безопасности. С государствами-членами НАТО и Восточной Европы РФ она строит взаимоотношения на основе доверия и сотрудничества, пытаясь создать систему Евро-Азиатской безопасности; с Соединенными Штатами Америки - на основе равноправного партнерства с учетом опыта сотрудничества в годы второй мировой войны, а с государствами Дальнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и другими странами - на основе добрососедства и уважения взаимных интересов.
Государства Содружества Россия рассматривает как друзей и союзников, считая отношения с ними приоритетными. В сложившейся военно-политической обстановке мы с пониманием относимся к их интересам, признаем право на создание вооруженных сил как атрибута государственности. Однако считаем необходимым определить статус войск, как временно оставшихся на территории других стран и находящихся под юрисдикцией России, так и тех, которые могут быть дислоцированы там в мирное время с учетом межгосударственных соглашений и договоров. Во всех случаях личный состав этих частей и соединений должен иметь гарантированную правовую защиту Российской Федерации. Они не должны участвовать в национальных конфликтах, но по взаимному соглашению правительств их можно использовать в качестве сил разъединения для предотвращения кровопролития. Думается, что в ряде случаев присутствие войск в том или ином регионе является стабилизирующим фактором, служит снижению напряженности в нем.
В
то же время, учитывая тесные всесторонние
связи между государствами -членами
СНГ, сложившуюся структуру ВС бывшего
СССР в рамках единого оборонного
пространства, считаем объективной
необходимостью создание системы коллективной
безопасности. На пути к ней между
Россией и государствами
В практике военного строительства должны быть учтены интересы России в укреплении европейской безопасности. Россию не может устраивать тенденция расширения НАТО. Сейчас стратегическая группировка войск России такова, что при вступлении в НАТО бывших государств - участников Варшавского Договора придется произвести ее кардинальную перестройку, что связано с непомерными экономическими и социальными издержками. В этой связи, видимо, предпочтительнее формировать систему коллективной безопасности через роспуск НАТО и создание новой, более широкой и открытой структуры с участием России и всех стран Восточной Европы.
Создание действенного оборонительного союза (военно-политической структуры) могло бы стать гарантом успешного развития государств Содружества. Основой для него может послужить Договор о коллективной безопасности, который позволит интегрировать усилия этих государств и максимально использовать оборонный потенциал бывшего СССР Высшим органом данной структуры мог бы стать Совет коллективной безопасности, включающий в себя глав государств - участников оборонительного союза и назначенного ими Главнокомандующего ОВС СНГ. Он будет полномочен принимать решения о применении вооруженных сил для отражения агрессии, развязанной против любого из государств - участников Договора, или для выполнения миротворческих функций. Возможно также создание Совета глав правительств СНГ и в случае необходимости соответствующей структуры представителей парламентов. Опыт свидетельствует о том, что целесообразен и постоянный орган, который непосредственно решал бы вопросы безопасности, а также согласовывал под руководством Главного командования ОВС деятельность государств Содружества в рамках заключенных договоров.
Создаваемые
органы Системы Безопасности СНГ
должны иметь определенный правовой
статус, доктрину, в которой были
бы выражены основные задачи и цели
СБ СНГ. Она должна носить оборонительный
характер и базироваться на принципах,
изложенных выше. Особое место в
ней могут занять положения, относящиеся
к ядерной стратегии