Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, методичка
В ядерный век, когда война несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость более внимательно разобраться в самой природе военной политики, факторах, определяющих ее содержание, в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития.
Но четкое разведение войны
и мира, стратегии и политики не
имеет абсолютного характера. Во-первых,
история и теория знают состояния,
которые можно назвать «ни
войны, ни мира».
К ним относятся: перемирие, оккупация,
военная блокада, так называемая «необъявленная
война» и т.п. Во-вторых, феномен войны
и в мирное время оказывает значительное
влияние на жизнь общества, его политическую
систему, побуждая государство заботиться
о своей военной безопасности, вести военное
строительство, содержать армию.
Это – специфическая сфера жизни общества. Она охватывает относительно самостоятельную, по-своему “вечную” (пока существуют войны и армии) и исключительно важную область человеческой деятельности. Особое место военных и военно-политических проблем в жизни общества определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, военное насилие имеет интегративный характер. С одной стороны, оно опирается и аккумулирует в себе экономические, политические, научно-технические, информационные, духовные и т.д. возможности конфликтующих сторон. С другой стороны, едва ли не любые социальные процессы могут войти в конфронтационное русло, а при определенных условиях - вылиться в военное противостояние и вооруженную борьбу. В силу этого военное насилие отличается чрезвычайным многообразием по геополитическому размаху и движущим силам, по применяемым средствам и формам борьбы, по социальному характеру и политическим последствиям.
Во-вторых, военное насилие представляет собой наиболее авторитарный, крайний и самый решительный способ изменения статус-кво в определенной социальной системе, будь то внутри страны или на международной арене. Сила, писал П.Ж. Прудон, - “верховный судья в вопросах государственных, а война есть суд силы, когда победа имеет целью показать, на чьей стороне большая сила и освятить право этой последней”.
Со времен Ришелье мир говорит об оружии как последнем доводе королей. Но задолго до Ришелье и много позже него, вплоть до наших дней монархии и республики, диктатуры и демократии обнаруживают готовность прибегнуть к этому доводу для утверждения в мире своих приоритетов.
В-третьих, создание и поддержание военной силы ложатся тяжелым бременем на государства, а ее функциональное применение влечет за собой гибель и ранение людей, материальные разрушения, финансовые затраты и другие потери, которые несут не только жертвы, но и инициаторы военного насилия, не только побежденные, но и победители.
Как сказал поэт, когда говорят пушки, музы молчат. Этот образ следует понимать шире, чем соотношение войны и искусства. Речь должна идти о том, что в условиях войны или военного положения резко ограничиваются права и свободы личности, урезаются демократические нормы, происходит нравственное очерствение общества.
Именно поэтому военная политика (определение возможности и пределов применения военного насилия в политических целях) была и остается важной стороной деятельности каждого государства, любой власти. Об этом знают все и никто с этим не спорит. Однако что она собой представляет, какое место в жизни общества должна и может занимать и какую роль играет в действительности, каковы механизмы ее выработки и реализации, закономерности ее формирования и функционирования и другие подобные проблемы для многих остаются белым пятном.
В рассуждениях о военно-политических проблемах зачастую отсутствует четкое определение базисных понятий. Более того, нередко их роль выполняют публицистически яркие обороты, не имеющие практической однозначности и не поддающиеся материальному воплощению. Таковы, например, словосочетания “прозрачные границы”, “нулевое полетное задание для ракет”, “оборонная достаточность” и т.д.
Когда же подобные словосочетания
подменяют научные категории, становятся
инструментом политики, страдает и
теория и практика. Ясно ведь, что
оборонять пространство - совсем не
то же самое, что защищать Родину. Если
же речь вести не о словах, а о
делах, то можно напомнить, что в
нашей стране одностороннее толкование
конверсии обернулось не только гибельным
разрушением военно-
В этой связи можно критически
говорить об уровне профессионализма
политиков и журналистов, имея в
виду легкость, с которой включаются
одни в обсуждение, а другие в
решение военно-политических вопросов.
В то же время не является конструктивной
позиция военачальников, рассматривающих
свою профессиональную деятельность как
своего рода «военную технологию», никак
не связанную с социальными и
политическими процессами. Обращая
внимание на пагубность такой практики,
Ш. де Голль уже давно говорил
о необходимости системы
Короче говоря, подготовка
и ведение вооруженной борьбы
как особая сфера жизни общества
и специфический вид
Одна охватывает оперативно-стратегические,
организационно-штатные и
Но военная стратегия (составная часть военного искусства, представляющая его высшую область) не является самодовлеющей величиной. Планирование, организация и руководство военными действиями, ход и исход войны зависят от огромного числа условий и факторов, лежащих вне военной сферы, но обусловливающих ее и, в свою очередь, испытывающих ее влияние. Вот почему в изучении военных явлений и процессов нельзя ограничиться анализом только вооруженной борьбы и структур, специально создаваемых для ее ведения. Их познание предполагает выяснение геополитических, экономических, социокультурных, информационных, психологических, экологических и т.д. характеристик военной деятельности, а также влияние самой военной деятельности на эти характеристики.
Мало кто оспаривает мысль
о том, что «вся организация армий
и применяемый ими способ ведения
боя, а вместе с тем победы и
поражения оказываются
Однако «только военных соображений» полководца недостаточно для понимания и, следовательно, выработки адекватных практических мер по подготовке и ведению вооруженной борьбы. Как пишет президент академии военных наук генерал армии М.А. Гареев, «изучая только войны, невозможно ответить на вопрос, почему они произошли».
Более того, не разобравшись
в таких проблемах, как природа
и характер военной силы, причины,
сущность и формы военного насилия,
его возможности и пределы, способы
подготовки и ведения или предупреждения
войны, цели, характер и последствия
вооруженной борьбы, экономические
и социально-политические основы военного
строительства и т.д., невозможно
выработать реалистичную и действенную
военную политику, организовать соответствующую
требованиям времени
Другую сторону военной
организации и военной
Исключительная важность
этой стороны для решения всех
военных задач государства
Война |
Мир |
Стратегия |
Политика |
Вооруженная борьба |
Власть |
Армия |
Государство |
Военная наука |
Политология |
Однако и политика не является самодостаточной величиной для военной деятельности. «Хотя военная доктрина, - сошлюсь еще раз на М. Коматина, - это в значительной степени вопрос политики, она не является простым результатом политических решений, уже принятых и обязательных для военных, которые должны разработать способы их выполнения».
Таким образом, в войнах и
военном строительстве, функционировании
вооруженных сил неразрывно слиты
политические решения и действия,
которые непосредственно
Уместно вспомнить старый
афоризм: вы можете не заниматься политикой,
но тогда политика займется вами сама
и по-своему. Причем это относится
к военному руководителю любого ранга.
Так, законодательные нормы, регламентирующие
военное положение, предусматривают
возможность передачи государственной
власти в отдельных местностях в
руки военных органов. На чьи конкретно
плечи – командующего войсками округа
или командира дивизии, а то и
полка – ляжет эта
Все эти примеры актуализируют слова Н.Н. Головина: “Ведение современной большой войны, - говорил он, - требует “вождей”, способных создавать и руководить общественным мнением, а не только “вожаков”, пригодных лишь для командования толпой”. О том же говорится в уже упоминавшейся публикации Министерства обороны США: «Ни одна военная система не может быть боеспособной, если ее офицерский корпус не олицетворяет собой высокие стандарты чести, порядочности и совмещения своих интересов с национальными».
Все сказанное позволяет
сделать вывод о том, что важной
стороной профессионализма военачальника
является политическая культура. И
чем выше ранг, чем шире круг обязанностей
военного руководителя, тем выше требования
к ней. “Выдающаяся военная карьера,
- подчеркивал Ш. де Голль, - невозможна
без служения большой политике, так
же, как и великая слава
В ряду различных научных
дисциплин, формирующих политическую
и военную культуру отдельных
индивидов и общества в целом
большое место принадлежит
Военная политика (иностр. Национальная оборонная политика) — термин, который в России имеет следующие значения: