Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:01, шпаргалка
Понятие государственного учета документов. Учетные документы архивов
Архивы делятся на комплектующиеся и некомплектующиеся (исторические) в зависимости от того, пополняют они или нет свои фонды документами, создающимися в их источниках комплектования.Временное хранение документов государственной части Архивного фонда РФ осуществляют органы государственной власти, госучреждения, организации и предприятия в создаваемых ими ведомственных архивах до передачи их на постоянное хранение в госархивы.
24. Ведомственный архив, понятие, задачи. Ведомственный архив — архив, находящийся в непосредственном подчинении ведомства, хранящий до передани в госархив ведомственные архивные документы. В зависимости от объема хранящихся документов он создается как самостоятельное структурное подразделение ведомства или как подразделение в составе службы документационного обеспечения управления ведомства. Задачи ведомственного архива:комплектование документами, законченными делопроизводством',учет и обеспечение сохранности документов;создание к ним научно-справочного аппарата; использование хранящихся в архиве документов;оказание методической и практической помощи структурным подразделениям ведомства в работе с документами',подготовка и передача в госархивы документов по истечении сро
ка их хранения в ведомственном архиве.В зависимости от компетенций организации, ведомства могут создаваться следующие ведомственные архивы'.центральный архив федерального органа власти или органа вла
сти субъекта РФ, хранящий документы аппарата органа власти,
документы организаций непосредственного подчинения и других
организаций, включенных в список источников комплектования архива, утвержденный руководством органа власти;центральный отраслевой архив, хранящий документы всех орга
низаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней
подчиненности независимо от их территориального располо
жения;объединенный архив, осуществляющий хранение документы нескольких организаций отрасли, связанных системой соподчи-
ненности или однотипных по профилю деятельности;архив организации, хранящий документы только данной орга
низации и ее предшественников.В зависимости от состава хранящейся документации ведомственные архивщ могут быть общими, хранящими документы на бумажной основе, научно-техническими, аудиовизуальными, электронными. Преобладают общие ведомственные архивы. Ведомственные архивы являются первой ступенью хранения архивных документов, передавая их по истечении срока хранения в государственные архивы.
25. Подготовка документов и дел к передаче в архив организации, нумерация листов, составление заверительной надписи, внутренняя опись, переплет. Подготовка дела к передаче в архив — оформление и описание дела для передачи в архив.Дело — совокупность документов или документ, относящих-ся(йся) к одному вопросу или участку деятельности, помещен-ных(й) в отдельную обложку. Понятие дела шире понятия единицы хранения. Многотомные дела рассматриваются как одно дело, но несколько, в зависимости от количества томов, единиц хранения, поскольку каждый том составляет обособленную единицу хранения.Оформление дела - подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами.Формирование дела - группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизацией документов внутри дела.Порядок формирования дел:дела формируются в соответствии с номенклатурой дел;в дела помещаются только исполненные документы в соответствии с заголовками дел по номенклатуре;в дела помещаются документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;документы разных сроков хранения группируются в дела раздельно, в дела не должны помещаться документы, подлежащие возврату, дублетные экземмяры документов, черновики, документы в деле располагаются по их хронологии; дело не должно превышать 250листов при толщине не более 4 см, приложения к документам независимо от их датировки, присоединяются к тем, к которым они относятся; каждый помешенный в дело документ должен быть правильно оформлен:документы личного состава формируются в дела отдельно от документов по основной деятельности. Полному архивному оформлению дел подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и личного состава.Для полного архивного оформления дела обязательно соблюдение следующих основных требований: подшивка или переплет дела; нумерация листов дела; составление листа-заверителя дела; составление внутренней описи документов; внесение уточнений в реквизиты обложки дела, касающихся названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат и заголовка дела.Документы временного (до 10 лет) хранения подлежат частичному оформлению, в них допускается не проводить систематизацию документов, ^не нумеровать листы дела, не составлять заверительную надпись.
26. Передача дел в архив организации. Передача дел в архив производится при полной архивной обработке дел по их описи.Существует следующий порядок передачи дел в ведомственный архив:передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хра
нения и личного состава;передача производится через год после завершения дед делопроиз
водством;прием дед в архив производится зав. архивом поединично по описи
' в присутствии представителя того структурного подразделения,чьи дела передаются в архив; при передаче особо ценных дел производится их полистный
просмотр;при отсутствии дел на них составляется справка, объясняющая это отсутствие;передача фиксируется в описи сдатчика и описи приемщика, при этом в конце каждого их экземпляра делается отметка о наличии дел, указываются их фактическое количество, номера отсутствующих дел, дата сдачи дел в архив; по окончании приема дел зав. архивом расписывается на трех экземплярах описи дел постоянного хранения и на двух экземплярах описи дел долговременного хранения, при этом вторые экземпляры описей возвращаются сдатчику, детальные остаются в архиве. Основные этапы работы по передаче документов организации госархив:К утверждение описи передаваемых организацией дел экспертно-проверочной комиссией госархива, при этом один экземпляр описи остается в госархиве; , проверка состояния дел в организации представителем госархива передача дел организации в архив на основании утвержденной
описи; при этом в архив передаются научно-справочный аппа
рат к передаваемым документам и еще два экземпляра их опи
си, один экземпляр остается в организации; факт передачи документов в госархив фиксируется актом прие
ма-сдачи дел в двух экземплярах, один из которых остается в
госархиве, а второй передается организации-сдатчице.
27. Организация документов Архивного фонда РФ, критерии организации, фондообразование. Организация документов Архивного фонда РФ включает их классификацию и систематизацию.Классификация — выработка научных основ организации документов, установление логических и исторических связей между ними.Систематизация — физическая организация и упорядочение документов на основе схемы их классификации. Организация документов осуществляется: в пределах Архивного фонда РФ; в пределах конкретного архива; в пределах конкретного архивного фонда.Организация документов — совокупность административно-правовых и научно-методических решений и технических операций, применяемых к этим документам с учетом их принадлежности к различным формам собственности, разным историческим периодам, видам носителей информации и других особенностей, в целях их упорядочения и рационального архивного хранения по обособленным совокупностям архивных фондов. В основе организации документов находится архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.До недавнего времени основными критериями организации хранения документов были:принадлежность документов к историческим эпохам', принадлежность документов к комплексам общесоюзного, республиканского, местного значения принадлежность документов к административно-территориальн
письменные и графические документы на бумажных носителях,кинофотофонодокумент
да РФ в госархивах.Все критерии применяются в совокупности. Согласно им происходит организация документов в пределах Архивного фонда РФ.
28. Понятие и содержание комплектования архива. Источник комплектования. РФ.Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами. Целью комплектования является наиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов До передачи документов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных или частных архивахРабота по комплектованию архива документами складывается из установления профиля архива, определения источников комплектования',определения состава документов, подлежащих хранению в архиве;организации комплектования.Источник комплектования — юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому понятие "фондообразователь" щире понятия "источник комплектования".Критериями источников комплектования являются: функционально-целевое назначение учреждения; " масштаб его деятельности; вид организации;
полнота отражения в ее документах ценной информации. Для документов личного происхождения учитываются: значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя;степень сохранности его фонда; взаимосвязь его фонда с другими фондами.Для ведомственных архивов источниками комплектования являются:структурные подразделения организации;подведомственные организации;физические лица.Ведомственные архивы комплектуются документами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, документами личного составаВ основе комплектования ведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственных документов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатуры дел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составления архивных описей и используется для учета дел
29. Понятие архивного дела и порядок его комплектования. Требования к архивному делу. Передача дел в архив.
Подготовка дела к передаче в архив — оформление и описание дела для передачи в архив.
Дело — совокупность документов или документ, относящих-ся(йся) к одному вопросу или участку деятельности, помещен-ных(й) в отдельную обложку. Понятие дела шире понятия единицы хранения. Многотомные дела рассматриваются как одно дело, но несколько, в зависимости от количества томов, единиц хранения, поскольку каждый том составляет обособленную единицу хранения. Порядок формирования дел:дела формируются в соответствии с номенклатурой дел;в дела помещаются только исполненные документы в соответствии с заголовками дел по номенклатуре;в дела помещаются документы одного календарного года, за ис
ключением переходящих дел;документы разных сроков хранения группируются в дела раздельно, в дела не должны помещаться документы, подлежащие возврату, дублетные экземмяры документов, черновики, документы в деле располагаются по их хронологии; дело не должно превышать 250листов при толщине не более 4 см, приложения к документам независимо от их датировки, присоединяются к тем, к которым они относятся; каждый помешенный в дело документ должен быть правильно оформлен:документы личного состава формируются в дела отдельно от документов по основной деятельности.Полному архивному оформлению дел подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и личного состава.Для полного архивного оформления дела обязательно соблюдение следующих основных требований: подшивка или переплет дела; нумерация листов дела; составление листа-заверителя дела; составление внутренней описи документов; внесение уточнений в реквизиты обложки дела, касающихся названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат и заголовка дела.Документы временного (до 10 лет) хранения подлежат частичному оформлению, в них допускается не проводить систематизацию документов, ^не нумеровать листы дела, не составлять заверительную надпись.
32. Основные правила фондирования документов в архив. Фондирование документов — распределение документов по архивным фондам и архивным коллекциям. Оно производится непосредственно в архиве. В ходе фондирования уточняют фондовую принадлежность документов, формируют фонд, определяют хронологические границы фонда и документов фонда. При фондировании документов необходимо соблюдать следующие правила:дела относятся к тому году, когда оны начаты делопроизводст
вом или в котором они поступили в организацию для продолжения
делопроизводством;планы, сметы, документы к ним относятся к тому году, на ко
торый они составлены;отчеты и документы к ним относятся к году, за который они со
ставлены;перспективные планы относятся к начальному году, на который они составленыотчеты по перспективным планам относятся к последнему году отчетного периода;дела, начатые в одной структуре и переданные в другую структуру, относятся ко второй структуре, где они были завершены; если организация прекратила свое существование, документы ликвидационной комиссии включаются в состав фонда ликвидируемой организации;в пределах года дела располагаются по значимости структурных подразделений организации; если в деятельности организации создается незначительныйобъем документов, то в хронологической систематизации они располагаются в соответствии со структурой организации; внутри структур дела располагаются по степени их значимости и логической взаимосвязи;в случае ряда дел с одинаковой датой их начала первыми помещаются дела с наиболее ранней датой их завершения; 1 при ликвидации организации законченные делопроизводством дела входят в состав фонда ликвидируемой организации, незавершенные дела — в состав фонда организации-правопреемника; дела, производство которых велось в ряде организаций,включают в состав фонда организации, завершившей их делопроизводство; личные дела сотрудников, перешедших в другие организации, в случае их передачи в эти организации включаются в состав их фондов; входящие документы относятся к фонду организации-получателя; копии исходящих документов ' относятся к фонду организации-автора;внутренние документы относятся к фонду организации-сос-' тавителя;каждому архивному фонду присваивается название и номер;при хронологическом размещении дел первыми помещаются
Л дела, имеющие число-месяц-год, за ними дела, имеющие месяц-
год, затем дела, имеющие только год. ?Один и тот же архивный фонд составляют документы организации до и после ее реорганизации, не повлиявшей на коренное изменение ее функций, изменения ее подчиненности, структуры, штатов, печати, полного или частичного изменения • ее названия, изменения территориальных границ ее деятельности, перемещения из одного района в другой, изменения административно-
33. Понятие экспертизы ценности документов. Задачи и этапы экспертизы ценности документов. Задачи и этапы экспертизы. Экспертные комиссии. Экспертиза ценности документов — отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев. В ходе ее определяется ценность документов, обусловливающаяся их культурным, научным, экономическим, политическим значением, устанавливаются сроки их хранения, происходит отбор утративших свое значение документов к уничтожению. Благодаря экспертизе ценности документов идет формирование Архивного фонда РФ и уничтожение малоценных документов. Основными задачами экспертизы ценности документов являются:отбор наиболее ценных документов из ведомственных и личных архивов на государственное хранение и определение профильности государственных архивов; определение сроков хранения документов;обеспечение полноты состава архивного фонда;отбор на государственное хранение наиболее информационных документов.Этапы экспертизы ценности документов:в делопроизводстве организации — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел для передачи в ведомственный архив;в ведомственном архиве — при подготовке к передаче дел на постоянное хранение в государственный архив; в государственном архиве — при целостной комплексной экспертизе архивных документов с целью совершенствования архивных фондов и учетной документации.
48. Понятие использования архивных документов, основные направления, цели, формы. Использование архивных документов — это применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан.Использование архивных документов строится на принципах открытости, доступности, ответственности, научности. Его результатом является обеспечение информационных потребностей общества в ретроспективной документной информации. Направления использования архивных документов:укрепление российской государственности;
информационное обеспечение пользователей в соответствии с
их запросами и в инициативном порядке; представление документов пользователям для исследований;экспонирование документов на выставках;использование документов в средствах массовой информации;проведение информационных мероприятий;выдача документов во временное пользование;публикация документов.