Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:15, курсовая работа
Роль кадровой службы высока, тем более для предприятий осуществляющих организационно-экономическую деятельность в условиях сегодняшней экономической ситуации. Важно подчеркнуть, что в современном мире кадровая служба на предприятии играет очень важную роль. Она должна быть координатором и организатором всей работы с кадрами, кадровой политики и любых других мероприятий по работе с кадрами.
Введение
Глава 1. Роль кадровых служб в системе управления
1.1 Значение службы отдела кадров в управлении персоналом
1.2 Принципы построения кадровой службы
Глава 2. Общие положения и основные задачи ОК
2.1 Организационная структура ОК
2.2 Должностные инструкции специалистов ОК
2.3 Условия труда в ОК
2.4 Анализ основной документации ОК
Глава 3. Характеристика отдела кадров ЧП "---------------."
3.1. Общая характеристика ЧП "-------------------------"
3.2 Технико-экономическая характеристика ЧП "-------------------
3.3 Организационная структура управления ЧП "------------------
Заключение
Безусловно, структура службы
управления персоналом во многом определяется
характером и размерами организаций,
особенностями выпускаемой
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются принципы, то есть правила и методы, разработанные наукой и апробированные практикой. Система управления персоналом конкретного предприятия (организации) обычно реализуется на основе разработки концепции кадровой политики предприятия.
Основная категория
1.2 Принципы построения кадровой службы
Универсальной структуры кадровой службы не существует. Тем не менее, она может включать в себя следующие отделы:
– оформления и статистики;
– управления рабочими кадрами;
– по работе со служащими и специалистами;
– централизованного табельного учета;
– подготовки и повышения квалификации специалистов и служащих;
– подготовки и повышения квалификации рабочих кадров8.
На практике более распространен вариант структуры, состоящий из восьми секторов:
– найм рабочей силы;
– подготовка и продвижение персонала;
– мотивация и оплата труда;
– оценка кадров;
– трудовые отношения;
– стратегическое управление персоналом;
– охрана труда и техника безопасности;
– профориентация и адаптация9.
Принципы построения организационной структуры кадровой службы и любого другого подразделения во многом схожи. Прежде чем определять их, необходимо очертить тот круг задач, которыми должен заниматься отдел: «Какие задачи решает служба персонала»?
Руководители некоторых
отечественных предприятий
Задачи службы персонала можно условно разделить на динамические и статические. Каким бы ни было такое объединение, внутри него всегда выделяется управленческая структура, функции которой состоят в решении задач, связанных с количественным и качественным составом персонала предприятия. Такие задачи управления кадрами имеют динамический характер (например, отбор, прием, увольнение, аттестация, повышение квалификации, продвижение по служебной лестнице, организационные и профессиональные перемещения). Они менее формализованы в отличие от ряда других задач работы с сотрудниками (нормирование, расчет заработной платы, учет выработки), которые можно отнести к разряду статических10.
Расчет заработной платы можно отнести к статическому типу задач. Но вопросы, связанные с изменением оплаты труда, являются следствием таких динамических процессов, как, например, переход работника в другое подразделение, повышение квалификации, совмещение должностей. Таким образом, именно динамические задачи кадровых служб можно с уверенностью отнести к числу приоритетных.
Отметим также, что все задачи кадровой службы можно условно разделить на три комплекса11.
Первый комплекс задач: исследование регионального рынка рабочей силы, поиск и подбор кадров (включая анализ резюме), собеседование, отбор претендентов на вакантные рабочие места.
Второй комплекс задач: персональный учет кадров, организационно-структурные, временные и квалификационные перемещения кадров на предприятии, обучение и профессиональная переподготовка кадров, аттестация персонала, продвижение по служебной лестнице, трудовая дисциплина, поддержание благоприятного климата и работоспособности коллектива, составление должностных инструкций.
Третий комплекс задач: ведение архива, подготовка стандартных документов (в том числе отчетности) для внутреннего пользования и для внешних инстанций, подготовка информации на нерегламентированные запросы, информирование персонала предприятия об определенных аспектах деятельности кадровой службы.
Первый комплекс задач
касается осуществления связи
Второй комплекс задач отвечает за “судьбу” каждого сотрудника в пределах предприятия.
Третий – касается общих
вопросов информационного характера,
возникающих при решении
Структура службы персонала и ее штатная численность зависят от ряда факторов, основными из которых являются:
– отраслевая принадлежность предприятия;
– место предприятия в экономике (мировой уровень, государственный, региональный, местный);
– уровень централизации управления;
– тип предприятия (локальная компания, холдинг);
– определяющие экономические показатели;
– количество работников предприятия;
– концепция управления персоналом;
– кадровая политика (приоритеты, стратегия, тактика);
– состояние регионального рынка труда;
– наличие региональной
образовательной
– пол и возраст работников;
– технологические особенности производства;
– уровень профессиональной подготовки специалистов службы персонала12.
Кроме того, развитие любого
предприятия автоматически
Организационная структура кадровой службы позволяет отнести ее к числу управленческих подразделений.
Процесс проектирования организационной структуры службы персонала состоит из трех этапов:
– анализ существующей оргструктуры;
– корректировка действующей (собственно проектирование);
– оценка эффективности проектируемой оргструктуры.
Основные требования к оргструктуре службы персонала и способы ее проектирования следующие.
К любой оргструктуре применим ряд требований:
1) оптимальность – минимизация
уровней управления и
2) оперативность – реакция
на управляющее воздействие (
3) надежность – достоверность и корректность используемой информации;
4) экономичность – максимальный
эффект от деятельности
5) гибкость – адаптация в соответствии с изменениями окружающей среды;
6) устойчивость структуры
управления – ее способность
сохранять состояние “
Сегодня на большинстве предприятий
службы персонала уже созданы. Однако
структуры многих из них в связи
с развитием организаций
Суть метода аналогий очевидна.
Экспертный – основывается на знаниях и рекомендациях специалистов, которые в зависимости от поставленных задач либо сами проектируют требуемую оргструктуру, либо рецензируют предлагаемые.
Основу метода структуризации целей составляет система задач организации и совмещение их с проектируемой структурой.
При применении метода организационного моделирования используются критерии оценки рациональности организационных решений, привлекается математический аппарат.
Суть кадрового аудита состоит в проектировании оргструктур службы персонала на основе анализа организационно-управленческой структуры предприятия.
Остановимся более подробно на каждом из способов проектирования оргструктуры.
С одной стороны, метод аналогий является самым простым, поскольку представляет собой полное копирование отработанных оргструктур с небольшими модификациями при необходимости. С другой стороны, возникают вопросы, где искать такую готовую структуру, сколько времени на это потребуется, как оценить степень ее пригодности в условиях данной службы персонала. Решить эти проблемы профессионально можно двумя путями: с помощью услуг сторонних организаций, специализирующихся на такого рода деятельности, или собственными силами. Второй путь целесообразно применять, во-первых, когда компания создает дочерние предприятия или филиалы, во-вторых, при тиражировании апробированной оргструктуры предприятия той же отрасли.
Экспертный метод однозначно
потребует услуг внешних
Проектирование по методу структуризации целей также требует специальных знаний, и на предприятии может не оказаться работников, владеющих ими. Выход – привлекать специалистов со стороны. Можно попытаться структурировать цели собственными силами. Но для этого придется подготовить (обучить) работников определенных категорий. Тем не менее подобное обучение может быть вполне оправданным, поскольку на любом предприятии периодически возникает проблема структуризации различных целей. Поэтому знания, полученные в результате соответствующего обучения, могут быть востребованы и в будущем.
Метод организационного моделирования,
в котором задействуется
Подводя итоги краткого анализа пяти методов проектирования оргструктур службы персонала, отметим следующее:
1. Профессиональное
2. Если компания может
позволить себе потратить
3. Спроектированная оргструктура всегда требует “притирки” к реальным условиям, на что необходимы дополнительные временные и финансовые затраты.
4. Спроектированная оргструктура не может быть жесткой. Совокупность разных факторов производственного и управленческого характера обязательно приведет к необходимости ее корректировки. Тогда снова придется обращаться к специалистам.