Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:58, реферат
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.
Статья 32. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Статья 33. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
Статья 34. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
– прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты Банка России,
создание их резервных фондов;
– установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
организаций;
– установление признаков платежеспособности
банкнот и монеты Банка России, порядка
уничтожения банкнот и монеты Банка России,
а также замены поврежденных банкнот и
монеты Банка России;
– определение порядка ведения кассовых
операций.
Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов
не могут превышать 20 процентов обязательств
кредитной организации и могут
быть дифференцированными для
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной
организации порядок
Статья 39. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей
номинальной стоимости
(в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Статья 45. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления
единой государственной денежно-
– концептуальные принципы,
лежащие в основе денежно-кредитной
политики, проводимой Банком России;
– краткую характеристику состояния экономики
Российской Федерации;
– прогноз ожидаемого выполнения основных
параметров денежно-кредитной политики
в текущем году;
– количественный анализ причин отклонения
от целей денежно-кредитной политики,
заявленных Банком России на текущий год,
оценку перспектив достижения указанных
целей и обоснование их возможной корректировки;
– сценарный (состоящий не менее чем из
двух вариантов) прогноз развития экономики
Российской Федерации на предстоящий
год с указанием цен на нефть и другие
товары российского экспорта, предусматриваемых
каждым сценарием;
– прогноз основных показателей
платежного баланса Российской Федерации
на предстоящий год;
– целевые ориентиры, характеризующие
основные цели денежно-кредитной политики,
заявляемые Банком России на предстоящий
год, включая интервальные показатели
инфляции, денежной базы, денежной массы,
процентных ставок, изменения золотовалютных
резервов;
– основные показатели денежной программы
на предстоящий год;
– варианты применения инструментов и
методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих
достижение целевых ориентиров при различных
сценариях экономической конъюнктуры;
– план мероприятий Банка России на предстоящий
год по совершенствованию банковской
системы Российской Федерации, банковского
надзора, финансовых рынков и платежной
системы.
Государственная Дума рассматривает
основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий
год и принимает
Глава VIII. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ
Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:
1) предоставлять кредиты
на срок не более одного
года под обеспечение ценными
бумагами и другими активами,
если иное не установлено
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать
облигации, эмитированные
4) покупать и продавать
иностранную валюту, а также платежные
документы и обязательства,
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные,
кассовые и депозитные
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в
российских и иностранных
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие
банковские операции и сделки
от своего имени в
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:
– золото и другие драгоценные
металлы в стандартных и мерных
слитках;
– иностранная валюта;
– векселя, номинированные в российской
или иностранной валюте;
– государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.
В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.
Статья 48. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе
обслуживать клиентов, не являющихся
кредитными организациями, в регионах,
где отсутствуют кредитные
Статья 49. Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские
операции с юридическими
2) приобретать акции (доли)
кредитных и иных организаций,
за исключением случаев,
3) осуществлять операции
с недвижимостью, за
4) заниматься торговой
и производственной
5) пролонгировать
Статья 50. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Глава IX. МЕЖДУНАРОДНАЯ
И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить
центральный банк и орган банковского
надзора иностранного государства
о предоставлении информации или
документов, которые получены от кредитных
организаций в ходе исполнения надзорных
функций, а также вправе предоставить
органу банковского надзора
Информация о работе Полномочия Центрального банка Российской Федерации