Проблема текучести кадров на предприятии и пути ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.

Задачи исследования:

1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.

2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.

3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.

4. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть

1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала……………………5

1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала…………………………….11

1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня……………………………………………………………………………17

2. Практическая часть

2.1 Комплексный анализ деятельности организации…………………………22

2.2 Управленческая разработка……………………………….. ……………..30

2.3 Дерево целей………………………………………………………………..30

2.4 Формирование затрат на проведение мероприятий……………………30

Заключение……………………………………………………………………..33

Список используемой литературы……………………………………………35

Приложения…………………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ Цветка.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

    ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ 

    ОТНОШЕНИЙ 
 

    Кафедра управления предпринимательской  деятельностью 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    На  тему:  «Проблема текучести кадров на предприятии и пути ее снижения» 
 
 

                                                            Выполнила: студентка 5 курса

                                                                 группы 0611.1 Цветкова Юлия

    Проверила: Егорова  Н.М. 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург

    2010 

    Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая  часть

1.1 Современные  подходы к оценке текучести  персонала……………………5

1.2 Факторы,  вызывающие текучесть персонала…………………………….11

1.3 Управление  процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня……………………………………………………………………………17

2. Практическая часть

2.1 Комплексный анализ деятельности организации…………………………22

2.2 Управленческая разработка……………………………….. ……………..30

2.3 Дерево целей………………………………………………………………..30

2.4 Формирование затрат на проведение мероприятий……………………30

Заключение……………………………………………………………………..33

Список  используемой литературы……………………………………………35

Приложения…………………………………………………………………….37

 

     Введение

 

     Актуальность  исследования. Трудно спорить с тем фактом, что персонал организации является основным ресурсом компании. Сегодня большинство руководителей убедились в важности вопросов кадровой политики, поскольку какой бы хорошей не была идея, воплощают ее в жизнь сотрудники организации. И только удачно подобранный трудовой коллектив, команда единомышленников способны реализовать стоящие перед компанией серьезные задачи.

     Текучесть зависит от множества факторов (специфики  бизнеса, территориального расположения фирмы, стадии развития компании, квалификации, образования и возраста сотрудника), поэтому каждая компания определяет свой идеальный уровень сменяемости персонала.

     В российской производственной сфере  оптимальной считается текучесть  около 10%. В активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести может составлять чуть более 20%. В ресторанном и страховом бизнесе 30% ежегодной смены сотрудников не вызывает беспокойства, а для некоторых розничных сетей даже текучка 80% считается нормальной.

     В крупных городах с большим  рынком труда средние нормы по всем отраслям варьируются от 10% до 20%. А в небольшом провинциальном городе этот показатель может составить всего 5% только потому, что в данной местности гораздо меньше возможностей найти другую работу.

     Отличается  процент нормы и для разных уровней персонала: для управленческого звена текучесть не должна превышать 5%, для линейного персонала 10-30%, для неквалифицированного персонала - 80%. Замечено, что чем ниже квалификация, тем больше стремление к перемене места работы. Практика показывает, что основная причина увольнения - недовольство работников своим положением [11].

     Для многих компаний высокая текучесть  кадров - одна из самых актуальных проблем. Поэтому важно научиться управлять  текучестью персонала: выявлять ее причины, вести статистику и вовремя принимать соответствующие меры.

     Однако, несмотря на запросы практики, в  науке еще не сложилось целостной  концепции и технологии управления этим процессом. В этой связи остается актуальным вопрос поиска путей оценки и методов сокращения текучести  персонала.

     Цель  исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.

     Задачи  исследования:

     1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.

     2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.

     3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.

     4. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров. 

 

     1. Теоретическая часть

     1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала

 

     Сегодня текучесть кадров - также одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия.

     При анализе текучести рабочей силы общепринято начинать с понятия  «движение кадров».

     Под движением кадров предприятия будем понимать совокупность всех случаев поступления на предприятие работников извне и всех случаев выбытия за пределы предприятия.

     В прежние годы эта проблема привлекала внимание экономистов в связи  с тем несомненным ущербом, который  текучесть наносит народному  хозяйству страны.

     Под текучестью же обычно понималось то явление, которое представляется непосредственной причиной указанного ущерба, а именно стихийное, неорганизованное движение рабочей силы.

     Роджер  Беннетт, профессор социологии Лондонского университета предлагает следующее определение:

     «Текучесть  рабочей силы - это движение работников в/из штата компании. Обычно текучесть кадров отслеживается путем регистрации увольняющихся и предположения, что на место уволившегося будет принят новый работник».

     В настоящее время под текучестью персонала в теории управления понимается движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.

     Текучесть и ее влияние на деятельность организации Л. Никифорова предлагает рассматривать в двух аспектах: количественном и качественном.

     В первом случае нужно различать естественный и повышенный уровни текучести: естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери.

     Естественный  уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники - в таком режиме живет каждое предприятие.

     Другое  дело, когда текучесть существенно  превышает 3-5%. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров [3]. Тогда предприятие терпит убытки, которые возрастают с увеличением оттока кадров.

     Прежде  всего, это упущенная прибыль  и падение производительности труда. Высокая текучесть снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает  от работы высококвалифицированных  специалистов, которые вынуждены  помогать новичкам, ухудшает морально-психологический климат в коллективе, что препятствует созданию команды, снижает производительность труда у тех, кто собирается уходить [13].

     Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он все время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Для анализа (отражения) изменения численности и состава персонала используются различные показатели [18].

     О.П. Коробейников, Д.В. Хавин и В.В. Ноздрин предлагают использовать такие как: показатель среднесписочной численности работников, коэффициенты приема, выбытия, стабильности и текучести кадров:

     1. Показатель среднесписочной численности работников ( ) определяется по формуле: 

                (1) 

     где P1 , P2 , P3 … P11 , P12 — численность работников по месяцам.

     2. Коэффициент приема кадров (Кп) определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднесписочной численности персонала за тот же период: 

     Кп= 100             (2) 

     где Рп - численность принятых работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел.

     3. Коэффициент выбытия кадров (Кв) определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период: 

     Кв= 100             (3) 

     где Рув - численность уволенных работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел.

     4. Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях:

     Кс=1- +Рн 100 , Кс= 100        (4) 

     где - численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период, чел.; - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному, чел.: Pн - численность вновь принятых за отчетный период работников, чел.

     5. Коэффициент текучести кадров (КТ) определяется делением численности работников предприятия (цеха, участка), выбывших или уволенных за данный период времени, на среднесписочную численность за тот же период: 

     КТ= 100 (5) 

     где Рув - численность выбывших или уволенных работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел. [18] Л. Никифорова предлагает следующий расчет коэффициента текучести, который равен отношению числа всех уволенных (как по собственному желанию, так и за нарушения трудовой дисциплины) к среднесписочному числу работников: 
 

     
    Ктек =
    А + В  
    *100% (6)
    С
 
 

     А - число уволенных по собственному желанию, чел.;

     В - число уволенных за нарушения  трудовой дисциплины, чел.;

     С - среднесписочная численность за период, чел.

     Формируя  кадровый потенциал компании, необходимо выбрать золотую середину и стремиться к достижению обоснованного процента текучести кадров.

     При этом степень обоснованности определяется:

     - отраслевой спецификой;

     - категорией персонала (линейный  персонал отличается более высокой  текучестью, чем административно-управленческий);

     - сезонностью производства;

     - конкурентоспособностью компании на рынке труда;

     - территориальным расположением  компании (например, для компаний  в мегаполисах текучесть выше, чем для компаний, расположенных  в небольших городах);

     - индивидуальными особенностями  компании (стилем управления, кадровой  политикой, отношением к найму и увольнению персонала со стороны руководства).

Информация о работе Проблема текучести кадров на предприятии и пути ее снижения