Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа
В конце XVII века Российское государство ощутимо требовало реформ в экономической, военной областях и, прежде всего – в переустройстве нуждалась сама система государственного управления. Ослабленная Боярская Дума и громоздкий аппарат приказов уже не мог решать задачи возникающей абсолютной монархии. Пётр I, пришедший к власти в 1689 году, постепенно начал преобразования во всех государственных и общественных сферах. “
Введение…………………………………………………………………………….с.2-3
Основная часть………………………………………………………………………с.4
1. Развитие делопроизводства первой четверти XVIII века……………………..с.4
1.1 Изменения в порядке делопроизводства в ходе петровских реформ……..с.4-7
1.2 Генеральный регламент, как основной документ, регламентирующий делопроизводство центральных органов власти XVIII века………………...с.8-10
1.3. Изменения в формуляре документа………………………………………с.11-12
1.4. Истоки реформирования делопроизводства при Петре I………………с.13-14
2. Развитие делопроизводства второй четверти – конца XVIII века………….с.15
2.1. Развитие делопроизводства в Сенате……………………………………с.15-17
2.2. Взаимодействие высших, центральных и местных учреждений………с.18-19
2.3. Изменения в оформлении документа…………………………………….с.20-21
Заключение……………………………………………………………………..с.22-24
Список источников и литературы………………………………………………..с.25
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная
часть…………………………………………………………………
1. Развитие делопроизводства первой четверти XVIII века……………………..с.4
1.1 Изменения
в порядке делопроизводства в
ходе петровских реформ……..с.4-
1.2 Генеральный
регламент, как основной
1.3. Изменения
в формуляре документа………………………………………с.11-
1.4. Истоки
реформирования
2. Развитие делопроизводства второй четверти – конца XVIII века………….с.15
2.1. Развитие делопроизводства в Сенате……………………………………с.15-17
2.2. Взаимодействие высших, центральных и местных учреждений………с.18-19
2.3. Изменения
в оформлении документа……………………
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы………………………………………………
Введение.
В настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения. Изучение современных принципов регламентации делопроизводства невозможно без единой, неразрывной связи с историей её возникновения в XVIII веке. С его началом связывается зарождение современных принципов делопроизводства, немалое значение в возникновении которого принадлежит разработке правил регламентации, так характерной для всего времени петровских реформ.
XVIII век — период преобразования Московского государства в Российскую Империю, что повлекло за собой реорганизацию высшего центрального и местного аппаратов власти. Этот процесс переустройства системы государственной власти оказал большое влияние на управление, документную систему в целом, а также на наименования и упорядочивание документов. Упразднение приказов и введение коллежской системы управления повлекло изменение кадрового состава приказов, получивших название коллежских канцелярий, что усилило влияние их служащих на документооборот. Впервые в Российском государстве произошло законодательное закрепление норм делопроизводства.
Изучение процессов организации делопроизводства в коллегиях имеет важное значение для исторической науки, поскольку делопроизводственные материалы как вид исторических источников воспроизводит систему государственного аппарата в целом. При этом следует учитывать взаимозависимость системы делопроизводства и развития системы государственного управления. С возникновением новых учреждений порождаются новые документы, вместе с тем необходимость в обработке количественно растущей и структурно усложняющейся документации ведет к усложнению государственного аппарата. Тем самым изучение делопроизводства в коллегиях позволяет глубже исследовать различные аспекты государственного управления.
В данной курсовой работе были использован ряд источников, таких как: Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года, Указ Петра I о ведении делопроизводства на листовой бумаге, Указ Петра I о введении протоколов в Консилии Министров, Указ Петра I о должности Сената, Указ Сената об организации его канцелярии по образцу коллежских от 19 февраля 1719 года.
Целью данной курсовой работы является попытка проследить на основе изученных законодательных актов возникновение, изменение и развитие видов и формуляра документов в системе коллежского делопроизводства на протяжении XVIII века.
В первой главе работы ставится задача изучения законодательных актов первой четверти XVIII века, в которых содержатся сведения о возникновении на месте приказного делопроизводства новой системы – коллежской, а именно – о регламентации ведения дел высших (Сенат), центральных (коллегии и др.) и местных (канцелярии губернатора и воеводы) органов государственного управления, также рассматриваются вопросы, связанные с истоками возникновения коллежского делопроизводства (было ли оно заимствовано у европейских стран или же оно – закономерный результат развития российского делопроизводства?).
Во второй главе особое внимание уделяется
продолжению изучения регламентирования
делопроизводства на основе исследования
законодательных актов второй четверти
(после смерти Петра I) – конца XVIII века
– времени дальнейшего развития законодательного
регулирования и совершенствования коллежского
делопроизводства.
Основная
часть
1. Развитие
делопроизводства первой четверти XVIII
века.
1.1 Изменения
в порядке делопроизводства в
ходе петровских реформ.
В конце XVII века Российское государство ощутимо требовало реформ в экономической, военной областях и, прежде всего – в переустройстве нуждалась сама система государственного управления. Ослабленная Боярская Дума и громоздкий аппарат приказов уже не мог решать задачи возникающей абсолютной монархии. Пётр I, пришедший к власти в 1689 году, постепенно начал преобразования во всех государственных и общественных сферах. “Законодательное оформление неограниченной власти монарха сопровождалось коренной перестройкой всего аппарата управления”1,что не могло не сказаться на порядке делопроизводства, первые изменения в котором коснулись формы документа.
“С 1699 года стали писать акты на всякого рода частные сделки, челобитные и другие документы, подаваемые в госучреждения, а также всевозможные выписки учреждений для частных лиц на гербовой бумаге”2. Гербовая бумага различалась по стоимости, что отражалось в размерах клейма с изображением государственного герба и указанием под клеймом стоимости бумаги. С 1719 года на гербовой бумаге проставлялся год. Это нововведение принесло не только ощутимую пользу казне, но и регламентировало форму и размеры документа, что повлияло и на организацию делопроизводства. В связи с введением гербовой бумаги институт площадных подьячих был ликвидирован, а оформление крепостных актов перешло в приказы.
Другим важным мероприятием, повлиявшим на изменение формы документа, было постепенная замена столбцовой формы делопроизводства тетрадной, продолжавшаяся с 1700 года по 1720 год. До этой реформы “документы писались на разрезанных в длину пополам листах бумаги, причём заполнялась лишь одна сторона, а оборотная использовалась для всякого рода помет… Если текст на одном листе не помещался, то его продолжали на другом листе…”3. Таким образом документ представлял собой склеенные полосы листов, свёрнутых в свитки, что было неудобно для их последующего использования и хранения. Столбцы не нумеровались, единственной защитой столбца была подпись дьяка, проставляемая на склейках листа.
Наряду со столбцовой существовала и тетрадная форма делопроизводства, заключавшаяся в записи текста документа в особые книги, причём использовались обе стороны листа и нумерация. Экономичность тетрадной формы делопроизводства по сравнению со столбцовой явилась причиной для отмены с 12 июня 1700 года столбцов и введения тетрадной формы делопроизводства в Поместном приказе, через месяц ограниченного лишь делами по челобитным. Причиной такого ограничения стало то, что в тетрадях текст уже заполнял обе стороны листа. Оружейная палата, ведавшая выпуском гербовой бумаги, указала на убытки, приносимые новым способом ведения делопроизводства государственной казне. “В связи с этим Оружейная палата предлагала тетрадную форму ведения бумаг применять только в пределах Поместного приказа” 4.
Однако несмотря на возникшие трудности реформа продолжалась, и, с 11 декабря 1700 года тетрадная форма была введена в Сибирском приказе. Постепенно ведомственные противоречия, препятствовавшие реформе, разрешились. К весне 1702 года запасы старой гербовой бумаги иссякли и правительство, выпустив более дорогую бумагу, ввело новую форму делопроизводства повсеместно.
21 марта 1702 года в именном указе Петра I было “указано на Москве и во всех городах и в приказах свои государевы всякие дела, также из приказов в приказы памяти писать на листовой бумаге, а по прежнему обыкновению на столбцах не писать…чтоб в приказах всякие дела были в книгах…”5, что означало окончательный переход к более передовой форме делопроизводства.
Указом от 30 декабря 1701 года было запрещено подписывать челобитные и другие документы уменьшительными и уничижительными именами. В письмах к царю и знатным вельможам предписывалось подписываться “рабами”. Изменилась и форма подписи челобитных – для рукоприкладства стала использоваться лицевая сторона первого листа. Отписки и челобитные стали писаться с оборота первого листа, грамоты и памяти – с лицевой стороны. Подпись дьяка проставлялась по полям тетради.
В первую четверть XVIII века в делопроизводственной практике появилось большое количество новых документов, связанных с заменой старой терминологии на новую. “Отношения и памяти заменяются доношениями и прошениями, военные доношения – реляциями, доношения низших чинов – рапортами, термин грамота окончательно вытесняется термином указ”6.
Появляется и новый для России вид документации – протокол, введённый указом царя 7 октября 1707 года, в котором приказывали “всякие дела, о которых советуют, записывать и каждый бы министр своей рукой подписывал, что зело нужно и без того никакого дела не отправляли…”7. Протокол первоначально вводился для Консилии Министров, позднее использовался и в заседаниях Сената.
Таким образом, в конце XVII – начале XVIII вв. происходят изменения в старой системе делопроизводства. С введением гербовой бумаги, заменой столбцовой формы делопроизводства на тетрадную, начинается упорядочение, как формы документа, так и всего делопроизводства в целом. Возникают новые формы документов, что было вызвано централизацией системы управления, требующей их унификации. Перечисленные преобразования, в свою очередь, потребовали дальнейшей регламентации делопроизводства. Важную роль при этом играла реформа Сената.
Боярская Дума к концу XVII века полностью утрачивает своё значение. Все важные вопросы государственной жизни стал единолично решать царь. С 1708 года законосовещательным органом при царе была Консилия Министров, а 22 февраля 1711 года был учреждён Правительствующий Сенат. Сенат был создан Петром I, он сохранялся на протяжении многих десятилетий, превратившись “…в высшее правительствующее учреждение, направляющее работу коллегий и губернских учреждений…”8 Несмотря на то, что царь постепенно сокращал полномочия Сената (Так, с 1721 года, Сенату было запрещено издавать общегосударственные законы от своего имени.), он оставался важным учреждением, регулировавшим всю систему государственного управления.
В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената”9 подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” 10 было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”11. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.
Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать не подобает…”12 Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно, а всё письменно…”13 Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Дума органом, имеющим строгую регламентацию своей работы. За несоблюдение предписаний указа о должности Сената налагались большие штрафы, а также предусматривалась и личная ответственность (“А которые рапортовать не будут – то с таковых штрафы…”14), данная тенденция наказания за аналогичные проступки в последствие была отражена и во многих других указах царя.
Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий”15 определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам”16.Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”17. В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.
Информация о работе Развитие делопроизводства первой четверти XVIII века