Анализ внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы:

Теоретическая часть - дать общую характеристику организации как объекту управления, рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду организации, типы организационных структур и структур управления организацией, определить цели организации и роль менеджера в ней.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Организация. Общая характеристика

2. Внутренняя среда организации

2.1 Структура организации

2.2 Типы управления организацией

2.3 Цели организации

2.4 Роль менеджера

3. Внешняя среда

4. Эффективность управления

Практическая часть

1. Общая характеристика организации

2. Структура управления

3. Анализ внутренней среды

3.1 Организационная структура фирмы

3.2 Человеческие ресурсы

3.3 Цели организации

4. Анализ внешней среды

4.1 Доля рынка и конкурентоспособность

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Характеристика организации.rtf

— 695.21 Кб (Скачать документ)

     Значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;

     Разделение функций управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений). Такие руководители совместно контролируют работы по составлению оперативных производственных планов и их выполнению;

     Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства. [8 стр.100]

     Недостатки:

     высокие накладные расходы, на содержание большого количества руководителей;

     борьба за власть;

     разрыв между верхними и нижними уровнями в организации. [1 стр.348]

     5. Матрично-штабная структура.

     При такой структуре организации обеспечивается всесторонняя координация деятельности руководителей всех уровней управления, при единстве распорядительства и контроля, за всеми решениями, на высшем уровне. [2]

     Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает организации эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей. Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение. [8 стр.95].

     Подразделения в организационной структуре и связи между её элементами.

     Создание подразделений путем группирования аналогичных производственных функций организации и её служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности. Для эффективного распределение функций управления по подразделениям важно выполнение следующих условий:

     решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;

     все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

     на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом. [5 стр.98]

     Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков:

     1. По принципу деления на равные по размеру группы.

     Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

     2. По функциональному признаку.

     Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей организации.

     3. По территориальному признаку.

     Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

     4. На основе выпускаемой продукции.

     Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

     5. На основе интересов потребителя.

     В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса. [8 стр.173]

     Элементами структуры управления являются как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

     Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между руководителями подразделений. Такие связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.

     Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и руководителями подразделений. Это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. [3 стр.77]

     Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда - закрепление работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

     Различают два вида разделения труда - горизонтальное и вертикальное.

     Горизонтальное разделение труда - это разделение труда на компоненты. Например, распределение функций между подразделениями на предприятии (маркетинг, финансы, производство, сбыт и т.д.) или разделение труда по продуктовому принципу или по географическому.

     Вертикальное разделение труда - это отделение работы по координации действий от самих действий. Когда координацию работы различных подразделений осуществляют директора подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. [6 стр.217]

     Краткий вывод: Перед любой организацией стоит задача формирования и развития структуры управления как средства целенаправленной координации усилий всех элементов, образующих эту организацию. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры, которую предприятие выбирает самостоятельно. Существует 5 типов организационных структур: линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная и матрично - штабная. Каждая из этих структур имеет свои достоинства и недостатки, которые учитываются организацией при её выборе. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания, добивающихся конкретных специфических целей. Также, в любой организации осуществляется вертикальное разделение, т.е. отделяет работу по координированию действий от самих действий.

2.2 Типы управления организацией

 

     В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: механический и органический.

     1. Механический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

     консервативная, негибкая структура;

     четко определённые, стандартизированные и устойчивые задачи;

     четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

     сопротивление изменением;

     иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

     командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

     содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

     2. Для органического типа управления характерны:

     гибкая структура;

     динамичные, не жёстко определённые задачи;

     готовность к прогрессивным изменениям;

     решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

     власть базируется на знание и опыте;

     правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;

     многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);

     содержанием коммуникаций являются информация и советы.

     Каждому из данных типов управления может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределённости. Так, если окружение динамично и если высок уровень неопределённости, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределённости находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механическому типу.

     Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны на рис.3. [1 стр.336-339] 

     
Механический тип Органический тип
Четко определенная иерархия Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
Система обязанностей и прав Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению проблем
Обезличенность во взаимоотношениях Возможность самовыражения и саморазвития
Жесткое разделение трудовых функций Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами

     Рис.3 Сравнительные характеристики типов структур управления 

     Краткий вывод: В менеджменте выделяются два типа управления организациями: механический и органический. Каждому из данных типов управления может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределённости. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры, которую предприятие выбирает самостоятельно. Существует 5 типов организационных структур: линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная и матрично-штабная. Каждая из этих структур имеет свои достоинства и недостатки, которые учитываются организацией при её выборе

2.3 Цели организации

 

     Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. [6 стр.578]

     Миссия организации - задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий, внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы, микрокультура организации.

     Миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающая смысл ее существования. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. [1 стр. 206]

     Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

     1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

     2. Цели должны иметь конкретный горизонт прогнозирования. [3 стр. 198]

     В зависимости от срока достижения цели делятся на долгосрочные, краткосрочные и среднесрочные. Долгосрочные цели имеют горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочные цели в большинстве случаев представляют один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями ставят ещё и промежуточные цели, так называемые среднесрочные цели. [1 стр. 209]

Информация о работе Анализ внешней среды