Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание

В конце ХХ века Россия оказалась в ситуации системного кризиса, который еще не преодолен окончательно. Этот кризис отразился и на организации управления, что и вызывает необходимость обратиться к изучению государственного управления. В любом современном обществе аппарат государственного управления практически полностью построен на бюрократических принципах.
Вначале их применение было организационным новшеством, поскольку внедрялась рациональная организация труда, управление и процесс принятия решений стали профессией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы изучения понятий бюрократии в государственном управлении……………………………………………………….5
Понятие бюрократии…………………………………………………...5
Эволюция теории бюрократии………………………………………10
2. Анализ основных проблем бюрократии в государственном управлении России……………………………………………………………………………….23
2.1. Особенности бюрократии в России…………………………………..23
2.2. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов……………………………………………………………………………28
3. Пути решения проблемы бюрократизма в государственном управлении России……………………………………………………………………………….39
3.1. Формы борьбы с бюрократией и бюрократизмом в истории
России……………………………………………………………………….39
3.2. Пути решения современных проблем бюрократии в РФ…………...46
Заключение………………………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

kurs__Byurokratizm_i_byurokratia_v_gosudarstvenn.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, отсутствие или несовершенство механизмов контроля со стороны управляемой подсистемы (общества) за деятельностью управляющей (государственных органов). В состав обратных связей на социальном уровне должны входить не только информация о состоянии общества, но и механизм контроля управляемой подсистемы за характером деятельности государства. Именно отсутствие этого механизма в виде правовых регламентации, гласности, демократии и т.д. привело к тем многочисленным беззакониям и искажениям, которые характерны для нашей системы государственного управления.

В современных  условиях бюрократизм является ярым противником широкого участия народных масс в управлении делами общества. Он всегда абсолютизирует роль централизации, не терпит самоорганизации, самоуправления, всячески мешает развертыванию различных форм демократии. Бюрократизм создал и продолжает плодить огромное число разного рода помех, запретов, ограничений, которые связывают инициативу людей. Без постоянной, настойчивой и последовательной борьбы с бюрократизмом решение многообразных задач по реформированию нашего общества практически невозможно. Бюрократизм может не только задержать реформы, сделать их мучительно долгими, но и задавить их, свести на нет все привлекательные идеи и намерения.

Вместе с  тем реальная тенденция обычно такова, что чем дольше существует данный государственный орган, чем менее  прозрачной становится его деятельность, тем больше нарастают в нем  элементы бюрократизма. И если не предпринимать ничего для их нейтрализации, эти элементы разрастаются в практический бюрократизм, который способен погубить данный государственный орган и всю систему в целом. Поскольку он сосредоточивается на самом себе, то делает себя ненужным, а нередко и вредным для государства и общества в целом.

 

2.2. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

Становится  все более очевидным факт, что  отечественная бюрократия за 15 лет  российских реформ заметно изменилась, усилила свое влияние на жизнь страны, овладела многообразием инструментов по защите и продвижению своих интересов в новых экономических и политических условиях. Что практически не меняется, а если и меняется, то в худшую сторону, – так это негативное отношение к бюрократии со стороны общества.

Всякий раз, когда в стране возникает потребность  в переменах, вопросы чиновничества, его проблемы неэффективности и  коррумпированности выходят на передний план. Так было двадцать лет назад, когда началась перестройка М. Горбачева, в таких же условиях продолжил политическую деятельность Б. Ельцин. Вот и сегодня, судя по результатам настоящего исследования, антибюрократические умонастроения в обществе весьма заметно усилились.

При этом потребность  ограничить всевластие бюрократического аппарата традиционно в России сочетается с запросом на сильное государство, справедливость и порядок. Отсюда двойственное отношение наших сограждан к  бюрократии. Большинство россиян, хотя и не ставят знак равенства между чиновничеством и государством, признают важность бюрократии в качестве своеобразного социального «клея», призванного цементировать государственный организм. Во всяком случае, большинство опрошенных (67,5%) признают, что управление страной должно находиться в руках опытных, квалифицированных специалистов. Причем, эту точку зрения в равной степени разделяют «рядовые» граждане и сами чиновники. Идея общественного самоуправления близка лишь трети опрошенных (32,1%).Значительное число россиян (53,9%) чиновничий аппарат неплохо было бы подсократить и «почистить», однако немало среди населения, а еще больше среди чиновников, тех, кто сомневается в этом деле (соответственно 44,6 и 65,4%, см. рис. 1). 

Рис. 1. С каким из нижеприведенных суждений Вы согласны в большей степени? (в%)

Другое дело – высшее чиновничество, тот слой, который В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ назвал «надменной кастой». К нему у россиян отношение резко негативное. И прежде всего – к альянсу высшей бюрократии с «капитанами российского бизнеса». Именно в «унии» крупного олигархического капитала и властвующей элиты россияне видят главный «механизм торможения», препятствующий выходу России на траекторию устойчивого развития. Не случайно на вопрос о том, что сегодня препятствует быстрому экономическому росту страны, почти половина россиян (49,9%)отметили коррумпированность нынешней экономической и политической элиты. Эту позицию на первое место ставит и низовое чиновничество (35,4%, см. рис. 2). Наиболее лояльны к ней сторонники «Единой России» и ЛДПР (38,6% и 44,2% соответственно).  

Рис. 2. Что, на Ваш взгляд, прежде всего, препятствует быстрому экономическому росту России? (в %)

Характерно, что  даже на ассоциативном уровне россияне достаточно определенно «разводят»  массовый слой госслужащих и бюрократию. Так же, как они дифференцируют государство и власть. Как видно из данных, приведенных в таблице 1, понятия «государство» и «государственные служащие» вызывают у наших сограждан скорее позитивное чувство, тогда как понятия «власть» и «чиновничество» – негативное. Любопытно, что у самой бюрократии термин «чиновники» вызывает негативные ассоциации. Ей больше по душе, когда ее представителей называют государственными служащими.

 

 

 

 Таблица 1

Каково  Ваше отношение к приведенным  ниже понятиям? (в %)

Госслужащие

Понятия

Население

Скорее  
позитивное

Скорее  
негативное

Скорее  
позитивное

Скорее  
негативное

94,9

5,1

 

84,3

15,7

78,6

21,4

Государство

49,5

50,5

47,5

52,5

Власть

11,2

88,8

87,5

12,5

Чиновничество

56,7

43,3

   

Государственные  
служащие

   

 

Наибольшую  лояльность по отношению к государству, власти и госслужащим демонстрируют  респонденты более благополучных  в материальном отношении групп. Понятие «чиновничество» вызывает примерно одинаковую «аллергию» и у богатых, и у среднего слоя, и у бедных (см. табл. 2).

Таблица 2

Каково Ваше отношение к приведенным ниже понятиям? (в %)

 

Оценка уровня материального обеспечения

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Государство

Скорее позитивное

91,2

86,0

79,6

Скорее негативное

8,8

14,0

20,4

Власть

Скорее позитивное

67,3

52,6

39,6

Скорее негативное

32,7

47,4

60,4

Чиновничество

Скорее позитивное

10,6

12,9

8,6

Скорее негативное

89,4

87,1

91,4

Государственные служащие

Скорее позитивное

61,1

59,5

50,2

Скорее негативное

38,9

40,5

49,8


В то же время, россияне не склонны демонизировать российское чиновничество, в частности, считать, что оно окончательно узурпировало власть в стране. Впрочем, многие наши сограждане не вполне уверены в том, что и Президент России и другие федеральные органы власти (правительство, парламент) обладают всей полнотой власти. В современной России власть, по мнению населения, достаточно равномерно распределена в своеобразном треугольнике: «федеральная власть (президент, парламент и правительство) – бюрократия – олигархи». Так, 28,8% полагают, что власть находится в руках президента и других федеральных органов. Примерно столько же (28,2%) считают, что ею обладает «гражданская» и «силовая» бюрократия, и 32,3% – олигархи (см. рис. 3). Обращает на себя внимание факт: если население в целом чаще считает, что реальную власть в стране имеют олигархические кланы, то респонденты-чиновники полагают, что она находится в руках легитимных органов власти – президента, парламента, правительства (45,3% против 28,8%).

Рис. 3.Как Вы считаете, в чьих руках сегодня находится реальная власть в стране? (в %) 

С позицией респондентов-госслужащих  солидаризируются сторонники «Единой  России», среди которых также  больше тех (43,7%), кто считает, что власть в стране прочно удерживают федеральные органы власти. Иной точки зрения придерживаются сторонники оппозиционных партий: «левые» (КПРФ), а также сторонники ЛДПР отдают в данном вопросе пальму первенства «олигархам» (см. табл. 3).

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Мнение  сторонников ведущих партий о том, в чьих руках сегодня находится реальная власть в стране (в % )

 

«Единая Россия»

КПРФ

ЛДПР

Российской  бюрократии

11,0

17,0

17,7

Российского народа

1,3

1,4

0

Президента  России

30,6

20,6

13,9

Правительства России

9,3

5,7

7,6

Парламента (Государственной  Думы и Совета Федерации)

3,8

2,1

-

Олигархов

26,0

34,0

39,2

Западных политических и финансовых кругов

6,1

8,5

10,1

«Силовиков» и  других приближенных к президенту сил

11,2

8,5

8,9


 

Единственное, в чем единодушны практически все респонденты – это в том, что «российский народ» не оказывает никакого влияния на функционирование российской власти.

Таким образом, показательные меры по «равноудалению олигархов» произвели впечатление, судя по всему, на чиновничество и сторонников «партии власти», но никак не на «простых» россиян, которые продолжают считать, что могущество олигархических кланов в России по-прежнему сильно, как и их влияние на власть. Тем более, что, по мнению многих наших сограждан, президент России, сохраняя «командные высоты» в политике, заметно уступает бюрократии в уровне влияния на экономическую жизнь в стране. То есть там, где интересы бюрократии и бизнеса особенно тесно соприкасаются. Так, среди населения доля тех, кто считает, что Д. Медведев оказывает решающее, по сравнению с бюрократией, влияние на политическую жизнь страны, достигает 42,8%, тогда как доля тех, кто полагает, что его влияние столь же велико и в экономике, составляет лишь 18,3%. Мнения чиновников распределились сходным образом – 52,9% отметили доминирующую роль Д.Медведева в политической сфере и только 26,1% – в экономической (см. табл. 4). 

Таблица 4

Как Вы считаете, чье влияние на экономическую  и политическую жизнь страны больше – президента или бюрократии? (в %)

 

На экономическую жизнь

На политическую жизнь

Население

Госслужащие

Население

Госслужащие

Президента  страны

18,3

26,1

42,8

52,9

Бюрократии

45,4

27,6

19,9

6,2

Их влияние  примерно одинаково

36,3

46,3

37,3

40,9


 

Причем, в том, что Д. Медведев сохраняет командные высоты в политике, соглашаются примерно в равной степени представители всех социальных групп, то в экономическом плане лишь представители младшей и старшей возрастных групп (18–24 и старше 60 лет) несколько чаще отдают «пальму первенства» Президенту в его воздействии на экономику (см. табл. 5).

 

 

Таблица 5

Как Вы считаете, чье влияние на экономическую  жизнь в стране больше – президента или бюрократии? (в %)

 

Возрастные  группы, лет

До 25

26-30

31-40

41-50

51-60

Старше 60

Президента  страны

21,2

19,4

16,5

15,6

15,6

23,6

Бюрократии

43,3

50,4

45,8

44,3

45,3

45,8

Их влияние  примерно одинаково

35,5

30,2

37,7

40,1

39,1

30,6

Информация о работе Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении