Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание

В конце ХХ века Россия оказалась в ситуации системного кризиса, который еще не преодолен окончательно. Этот кризис отразился и на организации управления, что и вызывает необходимость обратиться к изучению государственного управления. В любом современном обществе аппарат государственного управления практически полностью построен на бюрократических принципах.
Вначале их применение было организационным новшеством, поскольку внедрялась рациональная организация труда, управление и процесс принятия решений стали профессией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы изучения понятий бюрократии в государственном управлении……………………………………………………….5
Понятие бюрократии…………………………………………………...5
Эволюция теории бюрократии………………………………………10
2. Анализ основных проблем бюрократии в государственном управлении России……………………………………………………………………………….23
2.1. Особенности бюрократии в России…………………………………..23
2.2. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов……………………………………………………………………………28
3. Пути решения проблемы бюрократизма в государственном управлении России……………………………………………………………………………….39
3.1. Формы борьбы с бюрократией и бюрократизмом в истории
России……………………………………………………………………….39
3.2. Пути решения современных проблем бюрократии в РФ…………...46
Заключение………………………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

kurs__Byurokratizm_i_byurokratia_v_gosudarstvenn.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)

Любопытные аспекты бюрократии раскрывает исторический анализ борьбы с бюрократизмом. Традиционно те, кто находился и находится за пределами власти и с вожделением смотрит на нее, с удовольствием разоблачают и критикуют бюрократические извращения в формировании и реализации власти. Особенно упражнялись здесь «вольнолюбивые» интеллигенты. Практически каждый уважающий себя оппозиционер считал своим долгом обвинять существующую власть в бюрократизме. Так поступали в свое время кадеты, эсеры, социал-демократы. Позже партийные комитеты вскрывали и преодолевали бюрократизм государственных органов, затем (после возникновения) демократы боролись с партийным бюрократизмом. И теперь, кто в оппозиции или без власти, тот против бюрократии. Но стоит только тем же самым лицам, партиям, движениям прийти к власти, овладеть государственным аппаратом, как они тут же воспроизводят бюрократию, причем не меньшую, чем свергнутая. Получается, что объекты и субъекты критики бюрократизма меняются местами, создавая в общественном мнении впечатление борьбы с бюрократизмом. А он, как птица Феникс, воссоздается то в одной, то в другой формации, то в одном, то в другом типе государства, не в одной, так в другой структуре. И мало кто из исследователей проблемы бюрократизма пытается осмыслить его на широком историческом фоне, объективно его оценить и увидеть реальные истоки его многовекового существования.

 

 

3.2. Пути  решения современных проблем  бюрократии в РФ

Ответить на вопрос о путях борьбы с бюрократизмом  в России однозначно невозможно.

Борьба с  бюрократизмом (дебюрократизация как  реальная система мер по его преодолению) предполагает использование способов как универсальных (необходимых  в любом обществе), так специфических (свойственных конкретным типам общества) и ситуативных (актуальных для конкретной общественной обстановки).

К числу первых мер относятся прежде всего повышение  общей и особенно управленческой культуры населения, внедрение грамотного делопроизводства, использование средств  автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения.

К числу специфических  способов преодоления бюрократизма можно отнести открытость процессов  принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе, реализацию принципа многопартийности и др.

Меры ситуативного характера включают в себя как уже вышеназванные (их применение и реализация зависят от конкретной общественно-политической ситуации), так и снятие ряда ограничений на трудовую и общественную самодеятельность, развитие государственно-общественного самоуправления (к примеру, деятельность творческих организаций), реализацию принципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов, рассекречивание статистики и другие меры, которые, кстати говоря, в той или иной степени воплощаются в жизнь в последние годы в нашей стране в ходе коренных социально-экономических и политических преобразований.

Успех борьбы с  бюрократией и бюрократизмом  будет зависеть прежде всего от того, по какому пути пойдет наше общество, насколько  будут реализованы идеи его обновления, принципы самоуправления народа. Меры по преодолению бюрократизма могут стать действенными лишь при условии повышения общественно-политической активности граждан, новых взаимоотношений центра (ныне республиканского) и периферии, «верхов» и «низов».

Для ликвидации бюрократизма как системы власти необходимы фундаментальные, коренные преобразования общественной жизни, органическое соединение общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация всех форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого общественного строя, в котором общественная жизнь становилась бы все более самоорганизующейся, самодействующей, а управление обществом – реально демократическим.

Российские  специалисты в области теории управления, понимая всю сложность  этой проблемы, тем не менее, предлагают основные направления, по которым можно выйти из этого тупика. Сложность преодоления заключается, прежде всего, в том, что у бюрократии очень прочны традиции, которые отложили свой отпечаток на каждого человека. Родившись, человек начинает сложный путь социализации, которая пронизана сложнейшими иерархическими системами. В этих системах и подсистемах человек приучается играть множество социальных ролей, не все из которых исполняются искренне. Растущий конформизм, попадая в питательную почву, способен развиться в закоренелый бюрократизм. Поэтому различные проявления бюрократизма свойственны нам всем, это - глубинная часть нашего «Я» и начинать сложный путь выхода из этого лабиринта следует прежде всего с самоанализа и самопреодоления [5,с.33].

Если исходить из веберовского – общепринятого – понимания  бюрократии как аппарата управления, действующего по законам, нормам, регламентам  без личных симпатий и связей, высоко профессионального и подконтрольного институтам гражданского общества, то такой аппарат надо только совершенствовать и, возможно, расширять до уровня, принятого в развитых странах, а не сокращать. У нас же работает порочная логика: если в аппарате много взяточников, то его надо сократить. И тогда под сокращения попадут как раз не коррупционеры, а второстепенные чиновники.

Наша сегодняшняя проблема в том, что обществом, страной управляют не чиновники – «веберовские управленцы», а «номенклатура» – «новый класс» управляющих внутри чиновничьего аппарата (вполне в соответствии с нетленными описаниями М.Восленского и М.Джиласа), который сам владеет собственностью, сросся с большим бизнесом и контролирует его, а следовательно, по сути является правящим. Однако его правильнее называть не марксистским термином «финсово-промышленная олигархия» как реально правящую силу капиталистического общества, а «бюрократической олигархией», которая возникла в нашей стране  в результате сращения аппарата управления страной с большим бизнесом под патронажем одной правящей партии. При таком сращении коррупция – это обычная нормальная практика существования системы. Поэтому, если речь идёт об «административной реформе», следует, прежде всего, реформировать политическое устройство общества, а уж потом проводить реформу государственной службы, аппарата чиновников и прикидывать – сокращать их или наращивать.

Основным путем  преодоления бюрократизма в нашем  обществе должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничения  круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной  иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д.) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.

Не менее  важную роль в борьбе с бюрократизмом  должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» будет ставить заслон различным извращениям и злоупотреблениям со стороны «верхов». Входящие в практику выборы глав исполнительной власти снизу доверху хорошо вписываются в решение данной проблемы.

Кроме того, нам  нужны специальное антибюрократическое  законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб.

Бюрократизм многолик, изменчив, он всегда стремится приспособиться к новым условиям и зачастую небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, -нет. Преодоление бюрократизма требует постоянного критического анализа происходящего и всемерного совершенствования системы управления. Своевременная нейтрализация бюрократических поползновений руководителей любого уровня и любой сферы управления является залогом пробуждения инициативы и самодеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С властью бюрократии соприкасается любое современное общество. И особенно общество переходного периода, как сегодня происходит у нас в России. Сегодня трудно найти такое государство, в котором бы не относились к чиновникам негативно (это уже точно подмечено). Вместе с тем термин бюрократия используется для обозначения формы организации институтов общества, особенностей работы органов власти, групп людей, владеющих техникой административной работы, обладающих информацией и документацией, способных готовить, составлять и интерпретировать политические решения и т.п.

Бюрократия  выполняет важную демпферную функцию, выступая в роли стабилизатора при резкой трансформации системы правления.

Бюрократия приводит в действие соответствующие нормы, сама же контролирует их выполнение, применяя в ряде случаев методы принуждения.

Доминирующая  черта бюрократии – четко установленная иерархия позиций, в которой низшие уровни контролируются и подчиняются высшим. 

Система управления, в которой  карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России.  По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.

В современной  России бюрократизму присущи следующие черты: оторванность от народа, размывание в управленческих структурах норм нравственности и морали, взятничесвто и коррупция.

В настоящее  время значительная часть общества несет в себе настолько сильные  антибюрократические настроения, что  это делает почти невозможным  нормальное социальное сотрудничество. Сегодняшнему бюрократическому аппарату в России не хватает как подчиненности закону, так и безличности, минимизации ситуаций, оставленных на личное усмотрение конкретных чиновников, что в рамках наших «русских» традиций почти равносильного произволу.

Преодоление бюрократизма – постоянная проблема и необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом.

Бюрократизм в  своей основе должен быть преодолен  нашим обществом. Но, конечно, борьба с бюрократизмом - дело сложное и длительное.

Для ликвидации бюрократизма как системы власти необходимы фундаментальные, коренные преобразования общественной жизни, органическое соединение общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация всех форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого общественного строя, в котором общественная жизнь становилась бы все более самоорганизующейся, самодействующей, а управление обществом – реально демократическим.

Многие исследователи  сходятся во мнении, что существенным противодействием бюрократическим тенденциям может стать демократизация общественной жизни, совершенствование системы управления и создание правового государства.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Альбац Е.М.  Бюрократия: борьба за выживание. - М.: Проспект, 2010. – 420 с.

2.Атаманчук  Г.В. Теория государственного  управления. - М.: Омега-Л., 2006. – 670 с.

3.Брудер В.  Бюрократия // Полис. - 2009. - № 5. - С.39-44.

4.Гегель Г.В.  Философия права. - М.: Новый свет, 1990. – 260с.

5.Гевелинг Л. Парадоксы бюрократизации современного российского общества // Международная экономика и международные отношения. - 2006. - № 12. – С. 27-35.

6.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии  у Макса Вебера. // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 34-38.

7.Гудков А., Левада  Ю., Лаверсон Ф., Седов Л. Бюрократизм  и бюрократия: необходимость уточнений  // Государство и право. - 2009. - №  1. - С. 40-47.

8.Добреньков В.И. Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т. - Т.14: Власть. Государство. Бюрократия. – М.: ИНФА-М, 2007.– 900 с.

9.Исполнительная  власть в Российской Федерации.  Проблемы развития. - М.: Юрист, 2008. –  715 с.

10.Крышовская  О. Финансовая олигархия в России // Известия,10 января 2006.

11.Комаров Е.И. Диагностика бюрократизма как инструмент совершенствования систем и процессов управления // Управление персоналом. - 1997. - № 8. – С.9-16.

12.Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М.: Просвещение, 1988. 263с.

13.Макаренко  В.П. Теория бюрократии М.Вебера  и буржуазные концепции организации и управления // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С.19-25.

14.Масловский  М.В. Политическая социология  бюрократии. - М.: Инфра, 2009. - С.63-69.

15.Миронов Б.Н. Социальная история России. – СПб.:Дмитрий Буланин, 2010. – 470с.

16.Нестик Т.А.  Бюрократия в зарубежных исследованиях // Общественные науки и современность. - 2009. - № 2. - С.48-54.

17.Оболонский  А.В. Бюрократия и бюрократизм  (к теории вопроса). Государство  и право. - 2009. - № 12. – С. 30-39.

18.Орехов А.М.  Бюрократия: от традиционного общества к информационному // Социально-политический журнал. - 2008. - № 6. - С. 107-114.

19.Охотский Е.В., Смольков В.Г. Бюрократия и  бюрократизм.-  М.: Норма-М, 2006. – 390с.

20.Пушкарева  Г.В. Государственная бюрократия  как объект исследования //Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. – С.34-43.

21.Степун Е. Бюрократия в России// Журнал «Власть» 2006. № 10(664),c.64.

22.Федеральная  программа «Реформирование государственной  службы РФ (2003-2005годы)» // Российская  газета. - 23.11.2002.

23.Худокормов А.Г. Экономические корни бюрократизма. - М.: Просвет, 2010. – 300 с.

 

 

 


Информация о работе Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении