Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Групповое поведение, формирование и развитие группы
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………..……5
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики………………….7
1.3. Развитие группы…………………………………………………………….10

2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты
2.1. Формальные и неформальные группы…………………………………….12
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………….…………15

3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма…………………………………………………………..18
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………..22
3.3. Сплоченность группы………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА,.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

 

Теория менеджмента. Организационное  поведение

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Формирование группового поведения в организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

1. Групповое поведение,  формирование и развитие группы

1.1. Понятие группы  организационное поведение………………………..……5

1.2. Формирование группы  и ее основные характеристики………………….7

1.3. Развитие группы…………………………………………………………….10

 

2. Природа формальных  и неформальных групп, межгрупповые  конфликты

2.1. Формальные и неформальные группы…………………………………….12

2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………….…………15

 

3. Анализ групповых,  социально-психологических процессов,  оценка степени сплоченности  группы, примеры групповых норм  поведения и явлений конформизма

3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма…………………………………………………………..18

3.2. Групповые нормы…………………………………………………………..22

3.3. Сплоченность группы………………………………………………………24

 

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Группы играют все  большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

В своем становлении  и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп. Что бы быть готовым к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут продумать, как следует изменить восприятие, установки, мотивацию членов группы, что бы повысить результативность групповой работы для достижений целей организации.

Группы могут классифицироваться по ряду признаков. Среди множества видов групп наибольший интерес вызывают неформальные группы. Что бы справиться с потенциальными проблемами и использовать потенциальные преимущества неформальных групп, менеджмент должен признать их существования, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению к их неформальных лидеров.

В современных условиях рабочие группы перерастают в  команды. Особенно важны и интересны  с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые на ряду с выполнением  задания осуществляют и функции управления. Их создание и деятельность принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций.

Организационное поведение - это область знаний, ориентированная  в сторону лучшего понимания  человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений  уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. Структурные подразделения организации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирована посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Управленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую категорию общественного труда.

 

 

 

 

 

 

 

1. Групповое  поведение, формирование и развитие  группы

 

1.1. Понятие группы  организационное поведение

 

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.

Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Группа - это общность людей, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что  каждый оказывает влияние на остальных.

В качестве основных выделяют следующие признаки группы:

- осознание индивидами  своей принадлежности к группе;

- наличие между индивидами  определенных отношений; 

- сформированность внутренней  структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);

- функционирование группового  давления, побуждающего индивидов  к поведению в соответствии  с принятыми нормами; 

- изменение в мнениях,  установках индивида, обусловленные  их включенностью в некую общность.

Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

Люди живут и работают в группах. 6 миллиардов 500 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.

В большой организации  индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе  и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.

Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время  своих известных экспериментов  в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили  сделать важные выводы.

Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С  одной стороны, она - естественная форма  объединения индивидов; с другой - структурный элемент для построения организации.

Во-вторых, группа оказывает  позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые поразному трактуют содержание этого понятия.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать  ее естественное стремление быть с  другими людьми, сравнивать себя с  ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную  возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить  свои потребности в:

· общении,

· самоуважении,

· безопасности,

· усилении власти,

· получении определенного  общественного статуса,

· достижении социальных, экономических и других целей.

 

 

1.2. Формирование группы  и ее основные характеристики

 

В литературе имеется  несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование  группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.

В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности  развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

Адаптация характеризует  начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают  друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

Идентификация связана  с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс  протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

Интеграция знаменует  собой этап, когда уже завершена  борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный  к совместно-индивидуальной деятельности.

Для данного этапа  развития группы характерны следующие признаки:

· четко обозначены цели;

· достигнута совместимость  индивидов в группе;

· лидер группы доказал  на практике право на лидерство;

· группа успешно выполняет  поставленные перед ней задачи;

· размер группы позволяет  знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

· люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно  трудности и решая групповые  задачи;

· конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности  интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать  логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно  выделить следующие стадии:

1. Адаптация.

2. Идентификация.

3. Интеграция.

4. Распад.

При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением.

 

1.3. Развитие группы

 

Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Информация о работе Формирование группового поведения в организации