Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………..……5
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики………………….7
1.3. Развитие группы…………………………………………………………….10
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты
2.1. Формальные и неформальные группы…………………………………….12
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………….…………15
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма…………………………………………………………..18
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………..22
3.3. Сплоченность группы………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Развитие группы происходит в континууме (от лат. continuum - непрерывное), высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.
Четыре стадии развития группы:
1. Начальная стадия
развития группы. Когда люди впервые
объединяются в группу для
того, чтобы выполнить определенное
задание, каждый их них оказыва
2. Вторая стадия: взаимное
раскрытие (противоборство). В то
время как на первой фазе
на передний план выдвигается
взаимное изучение, во второй - возрастает
активное внимание к проблемам
собственной группы и
3. Третья стадия: консенсус и кооперация. После того как группа во второй фазе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Группа становится более открытой и чувствует себя более свободной в том, чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий.
4. Четвертая стадия: оптимальный
коллектив. Если группа
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты
2.1. Формальные и неформальные группы
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или временные и т.д.
Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания.
Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.
Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.
Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.
Примером первого типа
могут служить объединения
Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.
Формальные и неформальные группы имеют много общего.
Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.
Вместе с тем между ними существует принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.
Различия формальных и неформальных групп
Основа для сравнения |
Неформальная группа |
Формальная группа |
Общие взаимоотношения |
Неофициальные |
Официальные |
Основные концепции |
Власть и политика |
Права и обязанности |
Основное внимание к |
Человеку |
Должности |
Источник власти |
Исходит от группы |
Делегируется руководством |
Руководство к поведению |
Нормы |
Правила |
Источник управления |
Санкции |
Вознаграждение и штраф |
Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.
Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.
Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной - правилами и должностными инструкциями.
Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы.
Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.
Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.
Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.
Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.
Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации - прямая обязанность менеджмента.
Существуют ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:
1. Признать существование неформальной группы и осознавать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.
2. Выслушивать мнения
членов и лидеров неформальных
групп, чтобы знать их
3. Перед тем как принимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.
4. Для ослабления сопротивления
изменениям в организации со
стороны неформальной группы
привлекать ее членов к
5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов.
2.2. Межгрупповые конфликты
Социальная группа
может быть ареной различного
рода противоречий, связанных, в
том числе с противоправным
поведением. Это, прежде всего
противоречия внутри самой
Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает конфликт.
Существуют разные ролевые конфликты:
1. Конфликт «личность - роль». Он возникает тогда, когда требование роли нарушает основные ценности индивида либо его потребности. Например, человек может уйти из группы, если его представления о нравственности или справедливости расходятся с групповым мнением.
2. Конфликт внутри роли. Такой конфликт появляется тогда, когда человек оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, например, руководитель группы по служебной иерархии принадлежит к начальству и должен вести себя в соответствии с положением; с другой, он - член группы и хочет сохранить с ней дружеские отношения. (Конфликт между семьей и сослуживцами, между группами родственников со стороны мужа и со стороны жены, между школой и родителями подростка и т.д.)
3. Конфликт между ролями.
В его основе лежат
Групповые нормы поведения большей частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. Если в семье по субботам и воскресеньям отец выпивает с соседями, подросток привыкает к этому как к обычному порядку вещей.
В любой группе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми. Это и опасно, потому что под такую категорию само собой разумеющихся поступков могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах.
Групповая мораль подобного сорта тесно связана с низким уровнем правового и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных понятий, и это становится психологическим оправданием противоправных поступков.
В социальных группах, где складываются неправильные взаимоотношения и возникают случаи, а затем и привычные формы антиобщественного поведения, формируется и искаженный по своей направленности социальный контроль; фактически он становится антисоциальным. К нарушениям антиобщественных правил поведения применяются различного рода меры воздействия. Характерно, что если раньше в преступную группу вовлекали посредством обмана и угроз, то теперь в большинстве случаев воздействуют просьбами и уговорами. Основной расчет организаторов преступных групп строится на подборе "единомышленников", лиц с такой же антиобщественной ориентацией.
Человек одновременно является членом нескольких групп, поэтому испытывает влияние со стороны каждой из них в соответствии со всеми социальными ролями руководствуется различными правилами поведения. Противоречивые правила ведут к конфликту в системе контроля. Например, какое-то время участник преступной группировки может дома играть ложную роль, скрывая свои занятия, но это бывает редко и продолжается недолго; если семья этого человека не совпадает с преступной группой, возникает неизбежный конфликт.
Социальный контроль со стороны одной группы имеет тенденцию распространяться на поведение данного ее члена и в других группах. Семья будет стремиться к прекращению преступной деятельности своего члена, либо, напротив, соучастники преступлений постараются вырвать его из под контроля семьи. Такая же ситуация возможна при противоречивых позициях трудового коллектива и ближайшего окружения, семьи и приятелей и т.п.
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма
3.1. Формы проявления
социально-психологических
К формам проявления социально-психологических явлений в коллективе относятся:
I. Групповая сплоченность - психологическая характеристика единства членов малой группы, ее способности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, выражающая стремление каждого следовать целям деятельности и нормам группы.
Причинами сплоченности могут быть: мотивационная основа тяготения человека к группе, включающей в себя совокупность его потребностей и ценностей; побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, характеристиках ее членов, способе действия, своеобразия взаимосвязей, традиций; ожидания личности, или субъективная вероятность последствий участия в группе; индивидуальный уровень сравнения последствий пребывания человека в других группах, с которыми он сопоставляет свои достижения в конкретной группе.
Информация о работе Формирование группового поведения в организации