Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………..……5
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики………………….7
1.3. Развитие группы…………………………………………………………….10
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты
2.1. Формальные и неформальные группы…………………………………….12
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………….…………15
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма…………………………………………………………..18
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………..22
3.3. Сплоченность группы………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Проявления групповой сплоченности: по мере ее роста члены коллектива активней включаются в его жизнь, различные виды совместной деятельности, более решительно демонстрируют свою сопричастность к происходящему в коллективе; растет индивидуальная адаптация в группе, переживания человеком эмоционального благополучия, внутренней удовлетворенности, спокойствия; нежелание членов сплоченной группы покидать ее как следствие двух предыдущих аспектов.
Основные психологические факторы, определяющие сплоченность группы;
1. Хорошая организационная структура группы, четкое распределение ролей между членами; наличие стимулов для членов группы.
2. Личная привлекательность членов группы друг для друга (высокая степень симпатии).
3. Заинтересованность в работе, направленность на выполнение групповой задачи.
4. Престижность группы (как высокая социальная оценка ее положения и особенностей).
5. Гармоничный стиль
руководства и личное участие
членов группы в процессе
II. Совместимость - способность людей продуктивно работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с разными людьми, не только чувствует и ведет себя по-разному, но у него по-разному протекают психические процессы. Это может быть как взаимное или одностороннее облегчение основных форм деятельности, так и их затруднение, и нейтральное влияние. Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями членов группы.
Психологическая совместимость определяется оптимальным сочетанием личностных характеристик участников группы: характеров, темпераментов, способностей. Если группа добивается определенных результатов совместной деятельности с большими затратами психической энергии, это заставляет сомневаться в совместимости ее членов.
Психологическая несовместимость
- это не просто различие в ценностных
установках, отсутствие дружеских связей,
неприятие людьми друг друга. Это
неспособность в критических си
Совместимость обуславливают:
общность взглядов, ценностных ориентаций;
высокая мотивация участия в
группе; совместимость
III. Сработанность-результат координированного взаимодействия участников деятельности, складывающаяся в рамках организационной структуры коллектива.
IV. Согласие проявляется в единомыслии, общности точек зрения, единодушии и дружеских отношениях. Оно позволяет объединить усилия группы в одном направлении, снижает уровень конфликтности в коллективе, определяет характер психологической атмосферы в нем.
V. Групповое давление - совокупность явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение её членов.
В процессе группового давления могут быть выделены следующие позиции:
- внутренний конформизм (от лат. conformis - подобный) - неосознанное усвоение членами группы мнения большинства;
- внешний конформизм-когда человек только делает вид, что подчиняется большинству, но внутренне продолжает ему сопротивляться, что вызывает внутренний конфликт, сказывающийся на формировании им личности;
- негативизм-открытое
сопротивление групповому
Конформизм - это принятие существующего положения вещей, превалирующих мнений и отказ от собственной точки зрения, мыслей и действий.
Конформизм играет особое
значение в деятельности членов организации,
так как способность людей
принимать установленные
Положительные черты конформизма, в состав которых входят:
- формирование единства
в кризисных ситуациях
- упрощение организации
совместной деятельности за
- уменьшается скорость
адаптации человека в
- группа приобретает единое лицо.
Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:
- характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);
- необходимости и возможности
принимать самостоятельные
размера коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм);
- наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;
- сложившейся ситуации
или решаемой проблемы(сложные
вопросы могут решаться
- статуса человека
в группе (чем выше статус, тем
меньше проявление конформизма)
Конформизм членов коллектива
может формироваться под
Групповое давление осуществляется через совокупность отношений к человеку окружающих, или общественное мнение. Оно высказывается в форме оценки:
1) Прямая оценка-в форме
критики. Основа для
а) объективность, принципиальность, деловой характер;
б) критикуются
недостатки поведения и
в) содержит не только недостатки, но и позитивные предложения по их устранению.
2) Непрямая оценка - узнается
человеком по косвенным
3.2. Групповые нормы
Групповые нормы - это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.
Как формальные, так и
неформальные группы могут иметь
разнообразные писаные или
Основные нормы можно свести к нескольким типам.
1. Определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.
2. Нормы, связанные
с распределением ресурсов. Они
регламентируют порядок
3. Нормы, касающиеся
неформальных социальных
4. Организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.
Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы.
Значение норм трудно переоценить.
Во-первых, они способствуют
предсказуемости поведения
Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения.
В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы.
3.3. Сплоченность группы
Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.
В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.
Во втором случае на первом месте в жизни группы выступают межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы в конце концов разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.
Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности применять те или иные меры воздействия.
Существуют различные
методики, которые позволяют
В зависимости от этого коэффициента менеджер может предпринять действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.
Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации.
Для укрепления сплоченности:
1. Помогите группе испытать общий успех;
2. Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;
3. Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающейся в совместной работе;
4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;
5. Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.
Для разрушения сплоченности:
1. В драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;
2. Покажите группе
невозможность достижения
3. Посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы;
4. Образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего - превратите в перебежчика лидера группы;
5. Ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;
6. Устраните лидера
путем перемещения его на
Менеджеру могут пригодиться и советы американских ученых, которые рекомендуют:
Для укрепления сплоченности:
1. сделать группу меньше;
Информация о работе Формирование группового поведения в организации