Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа
Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2
1.Современные подходы к проблеме информации и коммуникации в управлении………………………………………………………..........5
1.Проблема информации и коммуникации с точки зрения А.Н. Кошелева……………………………………………………….5
2.Понятие и значение информации и коммуникации с точки зрения Г.Я. Гольдштейна……………………………………………………9
3.Роль информации и коммуникации в управлении по В.В. Попову…………………………………………………..…13
4.Взгляд на коммуникацию как функцию управления Т.М. Орловой…………………………………………………………...............16
5.Взгляд на проблему информации и коммуникации в управлении В.И. Кнорринга……………………………………………………..22
2.Сравнительный анализ подходов к проблеме информации и коммуникации в управлении……………………………………………..…26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИ.……………………………….………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ВЫВОДЫ И
ПРЕДЛОЖЕНИ.……………………………….………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………..……34
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально — экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылки успешной организации самого процесса производства.
Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям и т. д. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт. Необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы.
Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной степени, зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и отдельными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.
Управление в полной мере использует полную, объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.
Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.
В современных условиях в крупных промышленных фирмах созданы и эффективно действуют информационные системы, обслуживающие процесс подготовки и понятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных; обработка информации; обработка знаний; реализация интеллектуальной деятельности.
Внедрение
ЭВМ в информационно-
Данная курсовая работа посвящена информации и коммуникациям — тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, — смысл может быть утрачен.
Поэтому тема курсовой работы «Информация и коммуникации в управлении» на сегодняшний день несоизмеримо актуальна и требует дальнейшего рассмотрения и исследования.
Цели и задачи данной работы:
- изучить основные взгляды на проблему информации и коммуникации в управлении различных учёных;
- проанализировать их основные подходы к решению этой проблемы; выявить наиболее общие и эффективные способы применения информации и коммуникации в управлении;
-
адекватно оценить
Предметом исследования является теория управления.
При
написании курсовой работы были использованы
труды учёных, по-разному подошедших
к проблеме исследования. Для достижения
основных целей работы во второй части
использованы методы анализа, синтеза,
абстракции и сопоставления.
1
Современные подходы к проблеме информации
и коммуникации в управлении
1.1
Проблема информации и
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения) независимо от формы их представления.
В
настоящее время не существует единого
определения термина информация
Источники, средства хранения и передачи данных и информации одни и те же — это вызывает впечатление, что это слова синонимы, но различить их легко, если понимать, что информация — это структурированная (имеющая форму) часть «объёма» данных. Часто информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
В теории управления, предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).
Существуют различные типы информации, используемые менеджерами: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи.
Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории, которые определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды управленческой информации.
Управляющие предприятий и организаций на различных уровнях имеют различные потребности в информации. Производя больше полезной информации на более широкой основе, информационная система облегчает для контролирующего наблюдателя выявление плохих и слабых решений. Следовательно, эту информационную систему можно рассматривать как встроенный механизм контроля качества, поощряющий обучение на собственном опыте и использование знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы.
Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Передача информации таким образом, чтобы достигалось наиболее максимальное её восприятие необходимой целевой аудиторией, определяет эффективность деятельности организации.
В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется передачей идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо иной форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis» - «общее»: передающий информацию пытается установить общность с получающим информацию. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен идеями, интересами, настроениями, т.е. как информацию, связанную с поведением индивидов в группе. Коммуникативная составляющая предполагает:
-
наличие как минимум двух
-
взаимное или одностороннее
-
обладание партнёрами единой
системы координирования
Отсюда следует, что коммуникация включает в себя информацию (то, что передается) и процесс передачи информации (то, как это передается).
Управление организацией не может происходить в изолированной среде. Тем или иным образом менеджер в процессе своей деятельности зависит от многих факторов. Основой его деятельности выступает персонал. Чтобы направить его деятельности для осуществления определённых целей и задач, менеджеру необходимо объяснить, что необходимо предпринимать и как это можно сделать. В теории управления выделяют три аспекта понятия «коммуникация»:
-
коммуникация как
-
коммуникации как общий
-
коммуникации как
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Его основная цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.