Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа
Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2
1.Современные подходы к проблеме информации и коммуникации в управлении………………………………………………………..........5
1.Проблема информации и коммуникации с точки зрения А.Н. Кошелева……………………………………………………….5
2.Понятие и значение информации и коммуникации с точки зрения Г.Я. Гольдштейна……………………………………………………9
3.Роль информации и коммуникации в управлении по В.В. Попову…………………………………………………..…13
4.Взгляд на коммуникацию как функцию управления Т.М. Орловой…………………………………………………………...............16
5.Взгляд на проблему информации и коммуникации в управлении В.И. Кнорринга……………………………………………………..22
2.Сравнительный анализ подходов к проблеме информации и коммуникации в управлении……………………………………………..…26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИ.……………………………….………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……34
В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:
- отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её;
- сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
- канал как средство передачи информации;
- получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс наиболее сложный, т.к. каждый этап одновременно точка, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Взаимосвязанные этапы таковы:
1.2 Понятие и значение информации и коммуникации с точки зрения Г.Я. Гольдштейна
Качество информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
Свойства качественной информации:
Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
Полнота: информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- непреднамеренное искажение субъективного свойства;
- искажение в результате воздействия помех;
- ошибки
фиксации информации;
В общем случае достоверность информации
достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искажённой информации и др.
Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.
Связь характера информации с полнотой решения
|
В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией и поэтому необходим ее обмен или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рис. 1.
Рис. 1. Схема информационного процесса
Информация - это данные, которые фактически использует менеджер для интерпретации и понимания событий, происходящих в организации и за ее пределами.
Центральная задача организации – улучшение информированности в ней сотрудников. Степень информированности – отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации – разница между ними. Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
- ее значимость;
- точность;
- надежность;
- понятность (например, отсутствие семантических
ошибок);
- актуальность;
- гибкость;
- экономическая эффективность информационного
процесса (соотношение прибыли
от информации и затрат на нее);
- учет защищенности информации.
Информационные технологии достаточно разнообразны. При их выборе следует учесть:
- когда, как
часто, как долго
- кто с кем связывается;
- как связаны участники ("звезда",
"круг", "колесо", "цепь",
"селектор");
- что является предметом и чем она осуществляется.
Из всего обилия компьютерных информационных систем наиболее важными являются следующие два типа:
- управленческие информационные системы (MIS - management information system);
- системы
обеспечения принятия решения (DSS - decision
support system).
Рис.2. Классификация информационных технологий
Примеры информации, которая формируется в базах данных: цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS
отличаются от MIS тем, что менеджер
обычно является внутренним компонентом
DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами,
менеджер взаимодействует с компьютерной
информационной системой так, чтобы получить
решения в итеративном процессе. Следовательно,
DSS часто интегрирует экономико-математические
модели как первичные элементы системы,
с которой организация взаимодействует.
Рис. 3. Блок - схема DSS
Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями. Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку "кооперативного" решения.
Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом, идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных.
Развитием
таких систем являются экспертные системы.
Это компьютерные программы, включающие
базы знаний по частным проблемам
и механизмы взаимодействия элементов
этих баз - по сути интеллектуальные DSS.
1.3
Роль информации и коммуникации в управлении
по В.В. Попову
Эффективное
управление различными социальными
организациями и системами
Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации. Оно включает:
- производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;
- сбор, отбор, оценка информации, необходимой для управления;
- аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
- хранение и поиск информации;
- размножение и распространение информации, передача ее потребителю;
- использование информации;
- контроль
за эффективностью
По мере совершенствования управления обществом возрастает необходимость знания об объектах управления, будь это социальные группы, слои населения, социальные организации, территориальные общности или подсистемы общества - экономическая, социальная, политическая, социокультурная. В этих условиях и субъект, и объект управления нуждаются в достоверной и полной информации о функционировании общества, его основных подсистем, организаций и групп. Социологические исследования показывают, что руководители и менеджеры редко и не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессах управления. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются или редко используются в управленческой деятельности. В результате социологических исследований установлено, что менеджеры более 50 % своего времени тратят на распределение документов среди подчиненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие в совместном - с подчиненными или вышестоящими руководителями - решении возникающих проблем. Менее 50 % опрошенных работников сферы управления использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, пересмотра методов и процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления.
Поэтому
в практике управления важное значение
приобретает выявление и
Первым из таких факторов является организационная культура. Будут ли содержащиеся в информационных потоках данные правильно восприняты, поняты и воплощаются ли в практические действия менеджера, в существенной мере зависит от его организационной культуры. В системах оценки работников управленческой сферы, как и в прежние времена, чаще всего используются такие критерии, как пунктуальность, ответственность и умение сотрудничать, а не способность быстро и квалифицированно отыскать и использовать новую информацию, необходимую для успешного решения задач, стоящих перед данной организацией.
Второй фактор, влияющий на использование менеджером полученных данных, касается содержания информационных потоков, поступающих в сферу управления, должны помогать направлять и концентрировать внимание управленцев на насущных проблемах управленческого труда, тем самым мотивируя их более активную и эффективную деятельность.