Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций

Описание

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

Содержание

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

Лекция по теории организации на тему предмет науки.docx

— 117.09 Кб (Скачать документ)
 

CОДЕРЖАНИЕ 

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.

2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.

3.Школа социальных  систем и постсистемные концепции  теории организации………с.13

4.Школа “человеческих  отношений” о гуманистических  формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19

5. Организация  как социальная система……………………………………………………с.21.

6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Теория организации как наука

План

  1. Предпосылки возникновения организационной науки.
  2. Проблема предмета теории организации и методы исследования.
  3. Организация как объект исследования.

    Вопрос 1.

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :

1. Историческое состояние НТП и рынка;

2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

По первой части  – в к. ХIХ в. происходило обновление процесса управления фабрикой. Это было обусловлено несколькими причинами:

А.Заменой ручного труда машиной, внедрение новой технологии, усложнением продукта. На предприятиях был очень низкий уровень организационной и технологической культуры.

Б.До нач. ХХ в. работа менеджеров основывалась на интуиции, т.е. сначала строили станок, его устанавливали, а затем думали, зачем он нужен. Нештатные ситуации, экономические потери привели менеджеров к необходимости изучать трудовой коллектив и законы, по которым он функционирует.

2 аспект .

В 1886 г. Состоялось заседание “Американского общества инженеров и механиков”, связанное с менеджментом, на котором был сделан доклад Генри Тауна на тему “Инженер в роли экономиста”. Это считалось первым употреблением термина “менеджмент”. Видным историком менеджмента был Питер Друккер, который написал книгу  “Будущее промышленного переворота”, в которой отмечал, что нельзя всерьёз думать, что менеджменту только 100 лет, уже строители пирамид в Египте были менеджеры…

Основатель современной  экономической науки Адам Смит  говорил о поведении человека в организации, и в разделении труда видел источник богатства народов. А разделение труда и организация трудового процесса относится к менеджменту.

В США с 1880 по 1890 г.г., т.е. всего более чем за 10 лет в промышленность влилось 1,5 млн. рабочих. Тогда складывались и  росли корпорации Рокфеллеров, Дюпонов и Ротшильдов. Развитие науки и техники стимулировало научный поиск , в том числе и в науке об управлении.

Существуют различные  трактовки термина  “организация”:

- это деятельность по упорядочению всех элементов определённого объекта ( не обязательно только организации, это может быть любой объект) во времени и в пространстве;

-организация – объект, обладающий определённой упорядоченной внутренней структурой.

В этом объекте  сочетаются многообразные связи:

- физические;

-технологические;

-экономические;

-правовые и  человеческие отношения.

Организация – это саморегулирующаяся система на всех этапах жизненного цикла.

В современной  управленческой науке ОРГАНИЗАЦИЯ раскрывается через структурный подход и через поведенческий подход.

Структурный подход предусматривает изучение элементов системы, т.е. организация рассматривается в статике.

Поведенческий подход используется тогда, когда организация рассматривается  в

динамике.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА НАУКИ  ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Теория организации - изучает сущность и типы организаций, цели и миссию, среду, структуры, коммуникации, механизм функционирования.

Теория управления – изучает субъект и объект управления, стимулирование, руководство, процесс принятия решений, мотивацию.

В современной  науке происходит дискуссия о  том, что важнее: теория управления или теория организации.

Однако представители  обоих подходов солидарны в том, что важен двоякий подход к изучению организации:

-как социально-экономическое  образование;

-как технико-технологическое  образование.

Предмет теории организации:

-изучение влияния,  которое оказывает индивид и  группы людей на функционирование организации;

-на происходящие  в ней изменения;

-на обеспечение  эффективной и целенаправленной деятельности;

-на получение  резервов, необходимых для деятельности организации.

Вопрос 2.

Предмет теории организации  и другие науки

О сходстве и различии предмета теории организации и науки управления уже рассказано. Теперь остановимся на других смежных науках.

Психология:

 Изучает обучение, тренировку, мотивацию, личностное  восприятие, формы поведения и удовлетворённость трудом сотрудников на рабочем месте.

Социология:

Изучает групповую  динамику, нормы, роли, статус, власть, конфликт, бюрократию.

Социальная психология:

Изучает групповое поведение и групповые процессы, происходящие в трудовых коллективах.

Социальная антропология:

Производит сравнение  ценностей, норм, этнических ценностей  сотрудников.

Экономика:

Изучает процесс  регулирования рыночных отношений, экономическую стратегию промышленного предприятия.

Информатика:

Анализирует информационные  потоки, информационные технологии.

Вопрос 3.

Организация как объект исследования

В повседневной практике часто используется термин “организация”, причём в него вкладываются различные смыслы.

Известный российский экономист А.И. Пригожин выделяет три подхода к определению содержания данного термина.

1. Организация  обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координирует усилия членов группы, т.е. равно ОРГАНИЗОВЫВАНИЮ.

Это происходит тогда, когда руководитель налаживает производственный процесс, это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам, обеспечить их материалами и т.п.

2. Атрибут какого - либо объекта иметь упорядоченную структуру. Объект состоит из частей, определённым образом взаимосвязанных. Термин “организация” применяется для различия организованных и неорганизованных структур.

3. Искусственно  созданная группа институционального характера, выполняющая определённую общую функцию.

История формирования определения “организации”, встречающегося у разных авторов.

Первая группа авторов – это Д.Марч и Г. Саймон. Американские экономисты писали, что:

Организация это сообщество взаимосвязанных человеческих существ, являющееся самым распространённым в обществе  и содержащим координирующую систему.

Второй подход – предпринят экономистами П. Блау и У. Скоттом. С их точки зрения:

Организация по достижению целей должна быть формализована, обладать формальной структурой.

Третий подход представлен в работах Ч. Барнарда:

Организация  - такой вид кооперации людей, которая отличается от других групп сознательностью, направленностью и предсказуемостью.

Четвёртый подход представлен работами итальянского автора Амитая Этциони. Он писал о том, что организация -  это социальное объединение или человеческие группы, конструируемые для сознательных целей.

Итак, при рассмотрении всех подходов, отличаются две черты организации -

Группа, ориентированная  на сознательное достижение целей

-им  свойственна высокая  степень формализации.

Определение (современное, т.е. аккумулирующее все предшествующие точки зрения):

Организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных целей и формируемая с помощью формализованных структур.

3 вопрос лекции

Организация как объект исследования

Речь идёт о реально существующей организации, производящей продукцию или услугу и действующую в конкурентной среде.

При организации  исследования почти всегда применяется понятие  этапов её развития , т.е. её ЖЦ ( жизненный цикл).

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ -

Это предсказуемость  изменений с определённой последовательностью  состояний во времени.

ЖЦП (жизненный цикл продукции)

- временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объёма производства во времени;

- полный ЖЦП (полный жизненный цикл ) – период от создания до потребления продукции покупателем.

Этапы ЖЦО (жизненного цикла организации):

-  этап предпринимательства ( организация находится в стадии становления и формирования ЖЦП,  цели нечётки, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует ресурсов);

- этап коллективности ( развиваются инновационные процессы, формируется миссия);

- этап формализации управления (структура организации стабилизируется, вводятся правила и определяются процедуры);

- этап выработки структуры ( организация расширяет сферу услуг,  выявляются новые возможности развития);

- этап упадка (В результате конкуренции и сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию. Приходит новое руководство).

В своих работах  американский автор И. Айдазис привёл график стадий роста: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    жцо

     
     
     

 
 
 

Рис.1. ФЖЦ по И. Айдазису. 

  2. Классическая школа управления

План

1.Ранние исследования  процесса рационализации труда  ( Ф. Тейлор, Г. Форд, Ф.и Л. Джилберт).

2.Представления  А. Файоля о научной организации  труда.

3. Концепция  рациональной бюрократии М. Вебера.

Вопрос 1. Ранние исследования процесса рационализации труда ( Ф. Тейлор, Г. Форд, Ф.и Л. Джилберт).

    Рационализация  труда Ф.  Тейлора 

Фредерик Уинслоу  Тейлор ( 1856-1915) считается основателем  менеджмента.

В период его  трудовой деятельности сложились следующие  социально-экономические условия. Технический  прогресс и машинное производство требовали  стандартизации продукции и унификации всего производственного процесса. До этого управлялись с помощью кустарного метода. Ф.Тейлор был практиком, т.е. работал на заводе. Ф.Тейлор впервые ввёл термин организация производства.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"