Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций

Описание

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

Содержание

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

Лекция по теории организации на тему предмет науки.docx

— 117.09 Кб (Скачать документ)

Миссия (стратегические установки, предназначение) (Mission) -основная общая цель существования организации, четко выраженная причина ее функционирования, ее предназначение. Формулируется прежде всего с точки зрения повышения социальной роли организации. Корпоративная миссия (хозяйственная миссия, концепция бизнеса) характеризует возможность заниматься бизнесом, на который фирма ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Концепция корпоративной миссии — надежный элемент идеологической базы формирования организации.

Модель (Model) — представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета, но имитирующей его состояние. Модели играют важную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

Мониторинг (Monitoring) — это повторные исследования с одинаковой структурой выборки, но каждый раз cами участниками отбирающимися по специальной методике.

Мотивация (Motivation) — процесс стимулирования сотрудников организации, побуждающий их осуществлять деятельность по достижению индивидуальных целей и общих целей организации.

Н

Некоммерческая  организация — не ставит своей целью извлечение прибыли, но может заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых она создана.

Непрограммируемые решения — принимается в случае необычной или исключительной ситуации, в случае, если проблема возникает не часто и является настолько значительной, что требует особого подхода. Не существует четких правил принятия непрограммируемых решений.

Непрограммируемые решения подразделяются на структурированные и неструктурированные.

Неструктурированные решения — являются производными от эвристики, т.е. оригинального, интуитивного поиска решения.

Неформальная  организация — не имеет жесткой системы формализованных правил и процедур. Может существовать как сама по себе (семья, друзья, клубы и т.д.), так и в структуре формальных организаций.

О

Обновление (Renovation) — связано с приобретением сотрудниками компании новых навыков и знаний, что позволяет организации регенерироваться. Связано с изменением основных ценностей человека.

Оживление (Reanimation) — развитие организации вместе с развитием среды.

Оперативное решение (Operative decision) — решение, направленное, как правило, на достижение краткосрочной цели, носит локальный характер и влияет на какой-то определенный участок деятельности компании. Принимается на разных уровнях управления.

Операционная  стратегия (Operating strategy) -- определяет, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Организационная структура (Organizational structure) — логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Организационная структура конгломератного  типа (Conglomerate organization) — один из видов адаптивной структуры, используемый крупными корпорациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют общей структуры организации; в различных отделениях используются структуры различных типов.

Организация (Organization) — сознательное объединение людей, деятельность которых планомерно координируется для достижения общей для всех цели или системы целей.

Органическая (адаптивная) структура (Adaptive structure) — организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения во внешней среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической структуры. Устойчива в условиях неопределенности.

Открытая  система (Open system) — характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от внешних факторов и обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде, что является необходимым условием продолжения ее функционирования,

Отрасль (Industry) — в стратегическом управлении совокупность всех продавцов какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой-либо продукт или группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.

П

Поведенческий подход к изучению лидерства (Behavioral approach) — связан с теориями, описывающими поведение лидера. Данные теории пытаются связать то, что лидер делает, с его эффективностью.

Полевые исследования — предполагают сбор и анализ первичных данных в соответствии с целью конкретного исследования. Обычный способ получения первичной информации — обращение к отдельным людям или группам для того, чтобы узнать их мнение по рассматриваемой проблеме.

Политика  (Policy) — общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Система мер, реализуемых руководством фирмы в какой-то области.

Правила (Rules) — точное определение того, что следует делать в конкретной ситуации. Правила, так же как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым ее функционирование в направлении реализации ее стратегий,

Принятие  решения (Decision making) — выбор действий, направленных на решение проблемы или извлечение выгоды из представившейся возможности.

Предпринимательство (Entrepreneurship) старое понятие «предпринимательство» получило в последнее время право на новую жизнь, В «Оксфордском энциклопедическом английском словаре» предприниматель определяется как «лицо, которое возглавляет предприятие или бизнес с возможностью получения прибыли или убытка». X. Стивенсон предложил следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство— это процесс, с помощью которого индивиды или по своей инициативе, или в соответствии с внутренними целями организации используют благоприятные возможности без привлечения ресурсов, которые они уже контролируют». Возможности определяются здесь как «будущая ситуация, которая считается желаемой и осуществимой». В научных кругах предпринимательство не рассматривается как научная дисциплина. В учебных заведениях преподается ряд предметов, охватывающих некоторые функциональные аспекты предпринимательства, например бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и т.д.

Программируемые решения — принимаются в соответствии с писаными или неписаными правилами, процедурами, моделями, что облегчает процесс принятия решения в повторяющихся ситуациях путем ограничения или исключения альтернатив.

Простая структура (Simplistic structure) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом. Характеризуется слабым развитием в ней техноструктуры, небольшим числом людей, выполняющих вспомогательные функции, минимальной дифференциацией подразделений, неразвитой иерархией менеджмента. Очень немногое в ее деятельности может быть формализовано, и это практически исключает использование планирования, обучение персонала и развитие. Эта структура органична. Координация внутри нее осуществляется путем прямого руководства: руководитель контролирует все решения. Окружение простой структуры, как правило, характеризуется простотой и динамичностью. Ввиду простоты ее может проанализировать один человек, который затем будет принимать все решения.

Профессиональная  бюрократия (Professional bureaucracy) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом. Данная структура является бюрократической и одновременно обходится без централизации. Такие организации характеризуются устойчивой оперативной работой, которая усиливает стандартность поведения. В то же время они сложны и должн ы находиться под прямым контролем. В этой связи профессиональная бюрократия использует координационный механизм, который охватывает одновременно и стандартизацию, и децентрализацию.

Процедуры (Procedures) — описывают действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации,

Процессинговый  подход к изучению лидерства (Process approach) -определяет процедуру общения лидера и подчиненного. Теории, базирующиеся на данном подходе, пытаются объяснить процессы, в ходе которых развиваются отношения между лидерами и подчиненными.

Р

Реструктуризация  (Restructuring) — процесс, касающийся изменений в организации, диктуемых внешней средой. Это прежде всего изменения в организационной структуре, культуре компании, своего рода приведение внешнего облика в соответствие с ситуацией. Реструктуризация направлена на достижение конкурентных преимуществ.

Рефрейминг  (Refraining) — изменение в сознании организации. Это осознание организацией того, что она из себя представляет, чего может достичь.

Рынок (Market) — в стратегическом управлении совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов. Рынок можно определить как общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.

С

Сегмент рынка (Market segment) — это совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт или комплекс маркетинга.

Синергизм (синергия) (Synergy) — совокупный эффект различных сил. Стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется»росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Преимущества синергизма определяются как «2 + 2 = 5», иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учёта преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.

Система (System) — единство, состоящее из взаимозависимыхчастей, каждая из которых при вносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

Ситуационный  подход к изучению лидерства (Sitnational approach) — базируется на вероятностных теориях лидерства, является наиболее современным и чаще всего используемым на практике. В основе его лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Стратегия (Strategy) — средство достижения желаемых результатов. Комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

.

Структурированные решения — соответствуют проблемам, структура которых известна.

Товар-субститут (Substitute product) — товар, удовлетворяющий те же потребности, что и основной продукт, но отличающийся от него по некоторым характеристикам.

Трансакцнонные  издержки (Transacting cost) — издержки на подготовку и проведение различных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и т.д. Внутренние трансакиионные издержки включают в себя затраты на координацию действий различных отделов фирмы при выполнении конкретной работы.

Управленческое  решение (Management decision) — директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный ни анализе существующей ситуации, определении пели действия и содержащий программу достижения целей.

Ф

Финансовые  цели (Financial objectives) — направлены на достижение ключевых результатов, связанных с повышением краткосрочных финансовых показателей.

Формальная  организация — имеет четкие целевые установки, жесткую систему правил и процедур функционирования.

Функциональная  организационная  структура (Functional departmentation) — тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями.

Хозяйственное подразделение (Business unit) — основная, первичная ячейка, для которой вырабатывается деловая стратегия. Это обособленная часть бизнеса, отвечающая за определенный вид деятельности.

Ц

Цель (Objective) — конкретное конечное состояние или искомый результат, который хотела бы получить группа, работая вместе.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"