Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций
Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.
1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27
Рис. 4. Пример одноуровневой
системы:
Рис. 3. Пример двухуровневой системы:
4.
Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности
План
1.Модель организации Э.Мейо, Ф.Рослинберга. Хотторнский эксперимент и интерпретация его результатов.
2.Разработка проблем мотивации А. Маслоу, Д. Маклеланда и Д. Макгрегора.
1 вопрос. Модель организации Э.Мейо, Ф.Рослинберга. Хотторнский эксперимент и интерпретация его результатов.
Джордж Энтони Мейо (1880- 1949 г.г.) – американский теоретик менеджмента.
В 1919 г. публикует книгу «Свобода и демократия», посвящённую политическими проблемам. Он определяет организацию как социальную структуру, состоящую из личностей. Это новый подход, т.к. раньше по Ф.Тейлору , организация представляла из себя такой же экономический объект, как и человек. Эффективная организационная структура всегда признаёт уникальность каждого работника. Каждому сотруднику нравится тогда, когда о нём заботятся.
Э.Мейо впервые писал о социальных интересах сотрудников. При этом менеджеру отводилась решающая роль.
Ф.Рослинбергер также как и его учитель вынес теорию мотивации за рамки традиционного менеджмента. Эти два автора стали основателями бихевиоризма в менеджменте.
Принципы школы человеческих отношений:
-люди имеют личностные потребности, цели и мотивы;
-положительная мотивация требует, чтобы с работниками обращались как с личностями;
-обмен информацией имеет решающий фактор.
Хотторнский эксперимент начался в 20-е годы на заводе по производству электрических лампочек. Цель – исследовать влияние освещённости цеха на производительность труда.
Результат был неожиданным, так как сотрудницы старались лучше работать только от факта участия в эксперименте, который проводился в 4 стадии и через него провели 20 тыс. сотрудников.
Вывод – коллектив представляет собой социальную организацию, которая влияет на труд.
2 вопрос. Разработка проблем мотивации А. Маслоу, Д. Маклеландом и Д. Макгрегором.
Разработка проблем мотивации А. Маслоу подробно изложена в учебниках по менеджменту. В данной лекции следует остановиться на следующем:
- пирамида потребностей;
- мотив как изучение предельных целей человека;
-люди имеют потребности, которые никогда не могут быть осуществлены;
-состояние
Д. Маклеланд – видный теоретик менеджмента.(1917-1956 г.г.).
Работал на кафедре общественных отношений. Одним из направлений было исследование связи между потребителями и достижением уровня продуктивности отдельной личности.
В основу были положены идеи о том, менеджеры – собственники малого бизнеса, у которого в процессе обучения вырабатывается потребность к росту карьеры
Общество, которое умеет рисковать, формирует повышенные мотивы и создаёт энергичных людей, а последние ускоряют экономический рост.
Фредерик Герцберг – теоретик американского менеджмента.
Родился в 1923 г. Он соединил комплекс мотивации в систему “факторы - установка-следствие”, сконцентрировался на факторах, вызывающих удовлетворённость работой.
Факторы, вызывающие удовлетворённость трудом, называются факторами –мотиваторами.
Дуглас Макгрегор(1906-1964 г.г.) – автор работ по менеджменту.
Он учился в Гарварде. В процессе обучения он задумался над вопросом – менеджерами рождаются или становятся? Некое человеческое поведение всегда предшествует управленческому решению, что определяет стиль управления.
“Стиль управления” – термин Д.Макгрегора. Два фактора лидерства – внимание к подчинённым и вхождение в структуру управления
Принцип дихотомии:
1.Дихотомия и контроль – фактор “Х”;
2.Создание условий,
в которых все работники наилучшим образом
достигают целей, способствующих успеху
организации. Эти факторы дополняются
интеграцией “У”.
Фредерик Герцберг - американский теоретик менеджмента.
Преподавал в Питсбургском университете ( США). Он объединил комплекс вопросов мотивации в систему «факторы-установки-следствия”.
Ф.Герцберг стал
интересоваться тем, чем работники
не удовлетворены и в результате создал
свою систему.
5.
Организация как социальная система.
План
1.Социальные организации как открытые и закрытые системы.
2.Свойства организации как открытой системы.
3. Подсистема
и внутренняя среда
1 вопрос. Социальные организации как открытые и закрытые системы
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода.
Определение:
Система – набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизводить целое.
Система формируется под воздействием интеграции и дифференциации. Для того чтобы поддерживать отельные части в одной организации и формировать завершённое целое, существует интеграция.
Средства координации:
-координация уровней и иерархии управления;
-прямое наблюдение;
-правила и процедуры деятельности.
Отдельные части системы являются подсистемой. Хотя организация распадается на отдельные части, они сами становятся подсистемами в рамках более крупной системы.
Рис.4. Трансформационные процессы в организации.
Система - вход - трансформационный процесс - выход.
Основная черта открытой системы:
-взаимозависимость
между системой и внешней
- организация как система.
Закрытая система встречается в физике. Она не принимает ресурсы из внешнего мира.
2 вопрос
Свойства организации как открытой системы.
Организация признаёт динамическое воздействие с внешним миром.
Организация получает скрытые и человеческие ресурсы из внешней среды. Она зависит от клиентов и заказчиков.
Схема 2. Организация как открытая система.
Объяснение схемы:
Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики являются частью внешнего мира. Открытая система тяготеет к усложнению организационной структуры и к дифференциации. Рост открытой организации сопровождается повышением уровня специализации её элементов и усложнением её структуры, расширением границ системы. Это сопровождается созданием новых специализированных отделов, приобретением новых видов сырья и материалов и расширением ассортимента выпускаемой продукции.
Рис.6. Внешняя среда
организации.
Объяснение схемы:
В основе построения организации лежат предпосылки экономического, научно-технического и социального характера. Действующая организация не может быть статичной. Она должна отслеживать все изменения внешней среды и отбирать наилучшую реакцию.
Обратная связь – это реакция внешней среды.
Это процесс, позволяющий получить приток в систему информации или денег для модифицирования продукции.
Что касается человеческого ресурса, то его роль может быть отражена в следующей таблице:
Роли в современной
организации.
Понятие роли | Группировка ролей |
Определение основных обязанностей или областей деятельности | Межличностные роли –руководитель, лидер, связанное звено |
Определение свободы действий или полномочий | Информационные роли – применение информации, её распределение |
Обеспечение информацией и другим инструментарием | Роли, связанные и принятием решений |
3 вопрос .Подсистемы и внутренняя среда организации.
Поведение сотрудников
может рассматриваться как
В организации постоянно возникают проблемы, которые могут изменить её положение. Производственные технологии изнашиваются, это требует поступления ресурсов.
Внутренняя среда
организации и поведение
Технология | уровни | структуры |
Люди | цели | структура |
Технологическая система | коллектив | Система социальной организации |
Закрытые системы обладают негативной энтропией, т.е. могут реконструировать себя, поддержать свою структуру, избегать ликвидации и даже вырасти. Приток ресурсов для энтропии временно поддерживает обмен ресурсами. Больная система получает запас прочности. С ростом организации её руководители вынуждены передавать всё больше полномочий по выработке решений в нижестоящие звенья.
Открытая система балансирует между двух типов стратегий:
-сбалансированные
отношения с внешней средой, что
предотвращает резкие
-это практически выражается в закупке нового оборудования и в воспитании учеников.
Второй тип
стратегии позволяет
Глоссарий, используемый в курсе
А
Административное управление — управление, основанное на отдаче приказов и директив.
Адхократия (Adhocracy) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом; структура с низкой степенью формализации поведения, высокой степенью горизонтальной специализации деятельности,
Анализ SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats analysis) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.
Бенчмаркннг (Benchmarking) — новый подход к сбору и анализу информации, необходимой для разработки адекватной стратегии. Цель данного подхода — изучать других и учиться у них, т.е. отбирать в процессе исследований приемы работы из практики фирм-партнеров, конкурентов и фирм из смежных отраслей с целью использования их в деятельности собственной компании для повышения эффективности.