Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций

Описание

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

Содержание

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

Лекция по теории организации на тему предмет науки.docx

— 117.09 Кб (Скачать документ)

В 1903 г. выходит  его работа «Управление циклом”.

Тейлоризм - строго  научная система о законах научной   организации труда. Её составными  элементами является математический способ исчисления себестоимости.

4  научных принципа  управления, сформулированные Ф.Тейлором:

-создание научного  фундамента каждого отдельного вида трудовой  деятельности;

-отбор рабочих  и менеджеров на основе научных критериев;

-сотрудничество  администрации и рабочих в деле внедрения НОТ;

-равноправие  и справедливость.

Фазы  рабочего процесса по Тейлору:

-анализ содержания  работы и определение его основных операций;

-эти операции  измеряются с целью исключения ненужных движений (конвейер);

-просчитывается время на каждую операцию;

-устанавливаются  нормы с тем, чтобы платить  те, кто эти нормы перевыполнил.

Система стимулирования:

По мнению Ф.Тейлора  заключается в том, чтобы решать,какая  именно награда должна быть предоставлена рабочему руководителем, если он хочет, чтобы сотрудник  перевыполнил задание.

Термин “человеческий  фактор”, активно используемая в  современном менеджменте , впервые ввел в обиход Ф.Тейлор.

Г. Эмерсон (1853-1916 г.г.)

Он отмечал, что работать напряжённо- значит прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно – значит прикладывать минимальные усилия.

Принципы управления, предложенные Г.Эмерсон. Эти принципы следующие:

-точная постановка  целей;

-здравый смысл,  который заключается в том,  что принимая решения, следует  опираться не на сиюминутную выгоду, а на будущее;

-использовать  мнение экспертов;

- ввести точный и постоянный учёт;

- использовать  диспетчирование;

- определить нормы и предписания;

- произвести  нормализацию условий труда и  др.

Теория  Ф. и Л. Джилберт

Супруги Ф. и  Л. Джилберты внесли важный вклад  в историю менеджмента и ввели  понятия:

- эффективность;

-  функциональный  менеджмент ;

- производственный менеджмент.

Эффективность – максимизация выпуска  продукции с минимальными затратами на производство.

Л.Джилберт провела  полномасштабное социальное исследование и cтала основателем идеи новых областей контроля издержек и прибыли на всех этапах производства. Её вклад можно отразить в следующей таблице:

                                                                                                                                               Таблица 1.

Значимость дифференцированной оценки эффективности  менеджмента  организации. 

Подразделение экономичность качество продуктивность прибыльность Качество трудовой жизни
работник РЗ РЗ ОВ РЗ РЗ
группа ОВ РЗ ОВ РЗ РЗ
отделы ОВ РЗ ОВ РЗ РЗ
организация ОВ РЗ РЗ РЗ ОВ
производство РЗ РЗ РЗ ОВ РЗ
сбыт ВЗ ВЗ ВЗ ВЗ ВЗ

Условные обозначения:

РЗ - решающее  значение,

ОВ - очень важное,

ВЗ - важное значение.

Теория  Г.Форда (1863-1947 г.г.)

Генри Форд родился  в США в семье фермера. С  самого детства интересовался часами и моторами. В юности сам сконструировал двигатель. Поэтому его профессиональная принадлежность была предрешена. В историю менеджмента вошёл со следующими нововведениями: известен тем, что ввёл конвейер с унификацией труда. Производственный процесс стал представляться рядом простых работ, непрерывным производственным  и технологическим  процессом. Также его перу принадлежит идея функционального разделения труда.

2 вопрос. Представления А. Файоля о научной организации труда

Анри Файоль  (1841-1925 г.г.) является наиболее значимой фигурой американского менеджмента. Его книга «Общее и промышленное управление” является классической работой, используемой в курсе теории организации.

В данной работе автор представил 14 принципов управления, свойственных организациям.

1.Разделение  труда;

2.Власть и  ответственность;

3. Дисциплина;

4. Единоначалие;

5 Единство руководства;

6.Подчинение частных интересов общим;

7. Централизация;

8 Скалярная цепь;

9. Порядок и справедливость;

10. Стабильность рабочего места для персонала;

11. Инициатива;

12.Корпоративный  дух.

3 вопрос. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

Этот  термин французского происхождения и означает “стол”.

Свойства  бюрократа.

Личности, входящие в органы управления лично свободные  и действуют только в рамках безличных  обязанностей в данных организациях.

Эти обязанности  принадлежат конкретным постам, но не самому  человеку:

-ярко выраженная иерархия должностей и позиций;

-ярко выраженная  спецификация функций из каждой должностей и позиций;

-зарплату получают в соответствии с рангом;

-бюрократ представляет  собой карьерную структуру. 

3.

 Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации

План

1.Структурно-функциональный  анализ как основа школы социальных  систем.

2. Особенности  организационных концепций Ч.  Барнарда,  Г. Саймона,  А. Этциони.

3. Социотехническая  модель Дж. Вудворд.

1. Структурно-функциональный анализ.

В применении к  концепции теории организации будет  раскрыт на примере теории А. Богданова(1833-1928). Настоящее имя видного российского  учёного  – Александр Малиновский. До начала своей творческой деятельности он был философом, закончил медицинский факультет.

Предметом науки  по Богданову были не вещи, не свойства и процессы, а организационные процессы. Богданов придумал слово тектология, соединив естественную науку тектонику с учением об управлении. Предметом данной науки стал организационный опыт. Он пытался доказать объективный характер общественных идеалов, считая, что они возникают из коллективного бытия, классов и сословий.

По А.Богданову  в организационной науке впервые предметом науки стали организационные отношения, а объектом – всеобщий организационный опыт.

А.Богданов считал, что жизнь организации складывается из сочетания  её элементов. Эти элементы следующие:

-организация;

-дезорганизация;

-нейтрализация.

Богданов выдвинул идею синергии – что целое больше простой суммы отдельных частей.

Процессы, в результате которых могут образоваться новые комплексы с новыми свойствами назывались конъюгации. Взаимодействие этих комплексов происходит на уровне элементов, и их связывают организационные отношения.

Богданов писал, что организация и её среда  образуют единый комплекс. 

Вопрос  2. Особенности организационных  концепций Ч.  Барнарда,  Г. Саймона,  А. Этциони.

Ч. Барнард ( 1886-1961 г.г.) – видный американский учёный.В 1906 г. поступил на экономический  факультет Гарвардского университета, а, закончив его, стал работать исследователем и создал теорию восприятия. Ч. Барнард внедрял в практику менеджмента модные тогда в психологии бихевиористские подходы. 

 

 

 

Рис.1. Характеристика бихевиористских подходов.

Условные обозначения:

Стрелки означают ( сверху вниз по порядку)

1 –мотивацию;

2 -квалификацию  и опыт персонала;

3 -согласованность  в действиях;

4 -честность,  организованность, стремление к  успеху;

5 –структура.

Концепция Д. Марча и Г. Саймона

Д.Марч и Г. Саймон создали  основы организационного моделирования.

Г. Саймон исследовал процессы влияния установленных  целей на поведение организации. Он критиковал теоретические обобщения  Ф.Тейлора и принципы управления  А.Файоля. Он рассматривал  “поведение делового человека” ( полностью информированного о делах организации).  Г.Саймон предложил  к использованию концепцию делового человека, который в процессе своей профессиональной деятельности преследует свои личные интересы, которые  к сожалению не всегда оптимальны. С точки зрения Г.Саймона, затем, чтобы упростить процесс принятия решений, необходимо ограничить цели, на которые направлена данная деятельность. Цели влияют на поведение в организации, являясь её частью. Ценности определяются на основе ценностных предпосылок решения. А данные предпосылки указывают на то, какие цели предпочтительны.   Чем точнее цели, тем качественнее решения. Г.Саймон выводит иерархию целей. Иерархия в организации определяется иерархией целей, т.к. высшие цели уходят к высшему руководству, а средние отдаются в операционные подразделения. Модель организационного поведения Г.Саймона заключается в том, чтобы руководитель руководил не приказами, а распределением информации.

3 вопрос .Социотехническая модель  Дж.Вудворд.

Женщина-руководитель Дж. Вудворд была назначена на проект полномасштабного социального исследования. Своими исследованиями она хотела ответить на вопрос – в каком случае компанию с более сложной и менее детерминированной технологией производства потребуются новые методы и организационные структуры?

Для изучения отношений  дихотомии (двойственность отношений) между линейными и штабными менеджерами  исследовалось около 200 организаций. Она анализировала документы за 5 лет. Основным критерием была выбрана сложность технологии. Когда увеличивается количество уровней управления, норма управляемости снижалась. 

 
 

Информация о работе Лекции по "Теории организации"