Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций
Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.
1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27
В 1903 г. выходит его работа «Управление циклом”.
Тейлоризм - строго научная система о законах научной организации труда. Её составными элементами является математический способ исчисления себестоимости.
4 научных принципа управления, сформулированные Ф.Тейлором:
-создание научного фундамента каждого отдельного вида трудовой деятельности;
-отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;
-сотрудничество администрации и рабочих в деле внедрения НОТ;
-равноправие и справедливость.
Фазы рабочего процесса по Тейлору:
-анализ содержания работы и определение его основных операций;
-эти операции измеряются с целью исключения ненужных движений (конвейер);
-просчитывается время на каждую операцию;
-устанавливаются нормы с тем, чтобы платить те, кто эти нормы перевыполнил.
Система стимулирования:
По мнению Ф.Тейлора заключается в том, чтобы решать,какая именно награда должна быть предоставлена рабочему руководителем, если он хочет, чтобы сотрудник перевыполнил задание.
Термин “человеческий фактор”, активно используемая в современном менеджменте , впервые ввел в обиход Ф.Тейлор.
Г. Эмерсон (1853-1916 г.г.)
Он отмечал, что работать напряжённо- значит прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно – значит прикладывать минимальные усилия.
Принципы управления, предложенные Г.Эмерсон. Эти принципы следующие:
-точная постановка целей;
-здравый смысл, который заключается в том, что принимая решения, следует опираться не на сиюминутную выгоду, а на будущее;
-использовать мнение экспертов;
- ввести точный и постоянный учёт;
- использовать диспетчирование;
- определить нормы и предписания;
- произвести нормализацию условий труда и др.
Теория Ф. и Л. Джилберт
Супруги Ф. и Л. Джилберты внесли важный вклад в историю менеджмента и ввели понятия:
- эффективность;
- функциональный менеджмент ;
- производственный менеджмент.
Эффективность – максимизация выпуска продукции с минимальными затратами на производство.
Л.Джилберт провела полномасштабное социальное исследование и cтала основателем идеи новых областей контроля издержек и прибыли на всех этапах производства. Её вклад можно отразить в следующей таблице:
Значимость дифференцированной
оценки эффективности менеджмента
организации.
Подразделение | экономичность | качество | продуктивность | прибыльность | Качество трудовой жизни |
работник | РЗ | РЗ | ОВ | РЗ | РЗ |
группа | ОВ | РЗ | ОВ | РЗ | РЗ |
отделы | ОВ | РЗ | ОВ | РЗ | РЗ |
организация | ОВ | РЗ | РЗ | РЗ | ОВ |
производство | РЗ | РЗ | РЗ | ОВ | РЗ |
сбыт | ВЗ | ВЗ | ВЗ | ВЗ | ВЗ |
Условные обозначения:
РЗ - решающее значение,
ОВ - очень важное,
ВЗ - важное значение.
Теория Г.Форда (1863-1947 г.г.)
Генри Форд родился в США в семье фермера. С самого детства интересовался часами и моторами. В юности сам сконструировал двигатель. Поэтому его профессиональная принадлежность была предрешена. В историю менеджмента вошёл со следующими нововведениями: известен тем, что ввёл конвейер с унификацией труда. Производственный процесс стал представляться рядом простых работ, непрерывным производственным и технологическим процессом. Также его перу принадлежит идея функционального разделения труда.
2 вопрос. Представления А. Файоля о научной организации труда
Анри Файоль (1841-1925 г.г.) является наиболее значимой фигурой американского менеджмента. Его книга «Общее и промышленное управление” является классической работой, используемой в курсе теории организации.
В данной работе автор представил 14 принципов управления, свойственных организациям.
1.Разделение труда;
2.Власть и ответственность;
3. Дисциплина;
4. Единоначалие;
5 Единство руководства;
6.Подчинение частных интересов общим;
7. Централизация;
8 Скалярная цепь;
9. Порядок и справедливость;
10. Стабильность рабочего места для персонала;
11. Инициатива;
12.Корпоративный дух.
3 вопрос. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера
Этот термин французского происхождения и означает “стол”.
Свойства бюрократа.
Личности, входящие в органы управления лично свободные и действуют только в рамках безличных обязанностей в данных организациях.
Эти обязанности принадлежат конкретным постам, но не самому человеку:
-ярко выраженная иерархия должностей и позиций;
-ярко выраженная спецификация функций из каждой должностей и позиций;
-зарплату получают в соответствии с рангом;
-бюрократ представляет
собой карьерную структуру.
3.
Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации
План
1.Структурно-функциональный
анализ как основа школы
2. Особенности организационных концепций Ч. Барнарда, Г. Саймона, А. Этциони.
3. Социотехническая модель Дж. Вудворд.
1. Структурно-функциональный анализ.
В применении к
концепции теории организации будет
раскрыт на примере теории А. Богданова(1833-1928).
Настоящее имя видного
Предметом науки по Богданову были не вещи, не свойства и процессы, а организационные процессы. Богданов придумал слово тектология, соединив естественную науку тектонику с учением об управлении. Предметом данной науки стал организационный опыт. Он пытался доказать объективный характер общественных идеалов, считая, что они возникают из коллективного бытия, классов и сословий.
По А.Богданову
в организационной науке
А.Богданов считал,
что жизнь организации
-организация;
-дезорганизация;
-нейтрализация.
Богданов выдвинул идею синергии – что целое больше простой суммы отдельных частей.
Процессы, в результате которых могут образоваться новые комплексы с новыми свойствами назывались конъюгации. Взаимодействие этих комплексов происходит на уровне элементов, и их связывают организационные отношения.
Богданов писал,
что организация и её среда
образуют единый комплекс.
Вопрос 2. Особенности организационных концепций Ч. Барнарда, Г. Саймона, А. Этциони.
Ч. Барнард ( 1886-1961
г.г.) – видный американский учёный.В 1906
г. поступил на экономический факультет
Гарвардского университета, а, закончив
его, стал работать исследователем и создал
теорию восприятия. Ч. Барнард внедрял
в практику менеджмента модные тогда в
психологии бихевиористские подходы.
Рис.1. Характеристика бихевиористских подходов.
Условные обозначения:
Стрелки означают ( сверху вниз по порядку)
1 –мотивацию;
2 -квалификацию и опыт персонала;
3 -согласованность в действиях;
4 -честность, организованность, стремление к успеху;
5 –структура.
Концепция Д. Марча и Г. Саймона
Д.Марч и Г. Саймон создали основы организационного моделирования.
Г. Саймон исследовал процессы влияния установленных целей на поведение организации. Он критиковал теоретические обобщения Ф.Тейлора и принципы управления А.Файоля. Он рассматривал “поведение делового человека” ( полностью информированного о делах организации). Г.Саймон предложил к использованию концепцию делового человека, который в процессе своей профессиональной деятельности преследует свои личные интересы, которые к сожалению не всегда оптимальны. С точки зрения Г.Саймона, затем, чтобы упростить процесс принятия решений, необходимо ограничить цели, на которые направлена данная деятельность. Цели влияют на поведение в организации, являясь её частью. Ценности определяются на основе ценностных предпосылок решения. А данные предпосылки указывают на то, какие цели предпочтительны. Чем точнее цели, тем качественнее решения. Г.Саймон выводит иерархию целей. Иерархия в организации определяется иерархией целей, т.к. высшие цели уходят к высшему руководству, а средние отдаются в операционные подразделения. Модель организационного поведения Г.Саймона заключается в том, чтобы руководитель руководил не приказами, а распределением информации.
3 вопрос .Социотехническая модель Дж.Вудворд.
Женщина-руководитель Дж. Вудворд была назначена на проект полномасштабного социального исследования. Своими исследованиями она хотела ответить на вопрос – в каком случае компанию с более сложной и менее детерминированной технологией производства потребуются новые методы и организационные структуры?
Для изучения отношений
дихотомии (двойственность отношений)
между линейными и штабными менеджерами
исследовалось около 200 организаций.
Она анализировала документы за 5 лет.
Основным критерием была выбрана сложность
технологии. Когда увеличивается количество
уровней управления, норма управляемости
снижалась.