Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
Первобытный человек, когда мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Но он не осознавал системности своих действий, и в этом суть вопроса. Сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом.
Введение………………………………………………………………………….......3
Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
Область применения системного подхода…………………………..10
Логические основы системного подхода……………………………………14
2.1. Логические основы системного подхода……………………………….14
2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему:
«Логические основы системного подхода»
Выполнил:
студент 525 группы
факультета «Управление»
Плахтий Артем
Проверила:
доцент Хашева
Ирина Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Логические основы
системного подхода………………………………
2.2. Метод дерева целей как элемент
логических основ системного подхода……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Первобытный человек, когда мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Но он не осознавал системности своих действий, и в этом суть вопроса. Сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом.
Повышенное внимание к
проблемам системного подхода в
настоящее время объясняется
соответствием его как метода
усложнившимся задачам
В различных областях науки
и техники широко используется понятие
"система". Под системой понимается
нечто целое, составленное из частей
или множества элементов, образующее
некое единство. Системный подход
- направление методологии
Говоря о системном
подходе, можно говорить о некотором
способе организации наших
В работе описаны основные черты системного подхода. Кратко описаны направления развития системного подхода в вопросах его применения.
Целью работы является изучение на основе теоретических данных логических основ системного подхода, основных его принципов и задач.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Что же понимается под “системным”
познанием материи и ее свойств?
Известно, что человек осваивает
мир различными способами, Прежде всего
он осваивает его чувственно, т.е.
непосредственно воспринимая
Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования действительности человеком есть, в конечном счете, проявление всеобщей системности материи и ее свойств.
Системное познание и преобразование мира предполагает:
• Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов;
• Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними;
• Выявление внешних связей системы, выделения из них главных;
• Определение функции системы и ее роли среди других систем;
• Анализ диалектики структуры и функции системы;
• Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Познание мира, а “научное познание” в частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.
С современной точки зрения системы классифицируются на:
• целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой;
• органические и механические;
• динамические и статические;
• “открытые" и “закрытые”;
• “самоорганизующиеся" и “неорганизованные" и т.д.
Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - является ли куча камней системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:
1) неорганизованные совокупности состоят из элементов;
2) эти элементы определенным образом между собой связаны;
3) эта связь объединяет
элементы в совокупность
4) поскольку в такой
совокупности существует связь
между элементами, значит неизбежно
проявление определенных
Каково же тогда различие между понятиями “система” и “объект”, “вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь объектом, вещью и знанием, в тоже время выступает как нечто сложное, взаимосвязанное, находящееся в самодвижении. Поэтому и категория “система”, будучи философской категорией, в отличие от понятий “объект" и “вещь”, отражает не что-то отдельное и неделимое, а противоречивое единство многого и единого.
Система, являясь конкретным
видом реальности, находится в
постоянном движении, в ней происходят
многообразные изменения. Однако всегда
имеется такое изменение, которое
характеризует систему как
Система, как понятие, обладает двумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. Отграниченность - внешнее свойство системы, “целостность” - ее внутреннее свойство, приобретаемое в процессе развития. Система может быть отграниченной, но не целостной (например: недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.
Согласно вышесказанному можно дать определение “системы” как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел, и не содержащего специфических ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему, как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть - движение2.
Важнейшими при любом системном исследовании являются понятия структуры и системы.
Чтобы определить понятие
«структура» воспользуемся
В результате установления
структуры объекта мы, с одной
стороны, получаем возможность строгого
формального выведения
Понятие системы в определенном
отношении близко к понятию множества
(каждую систему можно рассматривать
как множество), однако по своей методологической
природе эти понятия
Основными принципами системного подхода являются:
Таким образом, системный подход заключается в том, что любой объект рассматривается одновременно и как система, и как элемент более крупной, объемлющей его системы.
Системный подход - не единственное современное общеметодологическое направление. Есть и другие подобные феномены (проблемы, концепции, понятия, подходы, направления, принципы), которые свидетельствуют о становлении новых форм и средств, уровней и типов научного знания, отличного от традиционного частно-научного знания именно в силу своей общенаучности и в то же время являющегося общенаучной «нефилософской» рефлексией о науке. Общенаучный характер системного подхода - это одно из проявлений и тенденций «общенаучного движения» в современном познании.
Известно, что ранее понятия,
методы и проблемы научного знания
делились на два фундаментальных
типа и уровня: философские и частно-научные.
Если философские категории и
методы применялись в любой отрасли
знания, образуя универсальную