Логические основы системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Первобытный человек, когда мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Но он не осознавал системности своих действий, и в этом суть вопроса. Сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
Область применения системного подхода…………………………..10
Логические основы системного подхода……………………………………14
2.1. Логические основы системного подхода……………………………….14
2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 86.74 Кб (Скачать документ)

Мыслительная деятельность побуждается мотивами (физиологическими потребностями, уверенностью в завтрашнем дне, уважением к себе и признанием со стороны других, реализацией потенциала своей личности, социальными контактами и пр.). А.Н. Леонтьев утверждает, что  развитие мотивов происходит через  изменение и расширение круга  деятельности, преобразующей предметную действительность. Выделяют следующие  типы мышления:

  • теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта;
  • практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов, часто развертывающихся в условиях дефицита времени;
  • логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;
  • интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Имеется и другая специфика  логики системного анализа. Например:

  • рекомендуется сравнивать не только два варианта объектов исследования, а все возможные теоретические альтернативы;
  • речь идет не просто о синтезе предметного знания, а о получении системной картины мира;
  • не простое логическое абстрагирование как выделение существенного и отвлечение от второстепенного, а переход к синергетике;
  • не просто обобщение как объединение общих свойств однородных предметов, а объединение даже живой и неживой природы, материального и духовного, хаоса и порядка и т.д.;
  • суждения и умозаключения не просто в рамках предметного знания, а в рамках целостных научных, теологических, мифических и прочих знаний.

Основная задача логики системного анализа — открытие путей движения к достижению новых системных  результатов, а не экономических  или каких-либо других.

Важнейшей и первоначальной категорией логики является научная  проблема. Чтобы занятия имели  научный характер, они должны начинаться с постановки проблемы и кончаться  выводами. Между началом и концом надо уметь выдвигать гипотезы, проверять  их наблюдением и экспериментом7.

В научных статьях и  монографиях, в научных дискуссиях и на конференциях, в личном общении  ученых — всюду мы сталкиваемся со словом «проблема» в самых различных  его сочетаниях: поставил проблему, решил проблему, разработал проблему, актуальная, важная, поисковая, прикладная проблема и т.д.

В самом общем случае под  проблемой понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим  положением дел.

В науке выбор тематики исследований, предпринимательства, конкретных проблем — начало всех начал. Никакие  усилия ученых, никакая отличная организация  работ и самая современная  техника эксперимента не приведут к  успеху, если направление поиска выбрано  ошибочно. А между тем вопросам строгого, научно обоснованного подхода  к выбору тематики у нас уделяется  весьма скромное внимание. Правильная формулировка проблемы — залог повышения  эффективности общественного и  частного производства.

Проблемы различают по степени их структуризации, т.е.:

  • по ясности, осознанности их постановки;
  • степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях;
  • соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы.

В соответствии с этим выделяют три класса проблем:

  • хорошо структуризованные, или количественно сформулированные;
  • слабо структуризованные, или смешанные, содержащие количественные и качественные оценки;
  • неструктуризованные, или качественные проблемы.

Для решения проблем первого  класса существует хорошо развитый математический аппарат исследования операций. Для решения проблем второго класса нужны системные методы. Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы.

Следовательно, системный  анализ и применяется для того, чтобы сначала хотя бы слабо структуризованную  проблему превратить в хорошо структуризованную, к решению которой можно приложить  аппарат исследования операций и  теорию оптимизации.

Таким образом, проблема может  быть сформулирована и после обнаружения  ее решения8. Однако этот процесс должен начаться хотя бы с предварительной ее постановки. Последняя включает9:

  • описание пути обнаружения проблемы;
  • объяснение рассмотрения ее как проблемы;
  • отделение ее от смежных проблем;

Использование системного анализа  может помочь ликвидировать узкое  место, поскольку одним из ценных его назначений является правильная и четкая постановка проблемы.

Такой тщательный подход к  существу проблем исследования не случаен. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку  приложение огромных усилий к решению  несуществующих проблем — отнюдь не исключение, а весьма типичный случай10. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Правильных путей постановки проблем много. Это и узаконивание обязательного выделения предплановой проработки каждой темы, и конкурсная форма распределения тематики, финансирование не коллективов, а действительно  проблемных работ... Полагаю очень  важным моментом узаконивание системного подхода к оценке тем, заставляющего  ориентироваться на систему показателей, а не на какой-то один из них, пусть  даже столь значимый, как ожидаемый  экономический эффект.

2.2. Метод дерева  целей как элемент логических  основ системного подхода

Дерево целей – это  структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической  системы, программы, плана, в которой  выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели  первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево  целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево11.

Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом  и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет  человеку привести в порядок собственные  планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они  личными или профессиональными.


В том числе, дерево целей  позволяет выявить, какие возможные  комбинации обеспечат наилучшую  отдачу. Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей  цели на подцели. Метод дерево целей  ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого  при построении первоначального  варианта структуры следует учитывать  закономерности целеобразования и  использовать принципы формирования иерархических  структур. Широко применяется для  прогнозирования возможных направлений  развития науки, техники, технологий. Так  называемое дерево целей тесно увязывает  между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего  порядка соответствует вершине  дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. Оценка относительной важности целей и значимости связей между ними производится с помощью экспертов, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются оценочные матрицы. Оценка коэффициентов взаимосвязей с помощью этих матриц производится, например, следующим образом: в 10 баллов оценивается такое влияние одного фактора на другой, без которого невозможно решить поставленную задачу. В 9,8 и 7 баллов оценивается влияние, без которого решение задачи будет соответственно в сильной, средней и слабой степени затруднено. Оценки 6,5 и 4 балла присваиваются в тех случаях, когда влияние одного фактора может в той или иной степени (сильной, средней, слабой) ускорить развитие другого фактора или решение задачи. Минимальный уровень влияния одного фактора на другой оценивается в 1 балл.

Составленное дерево целей  имеет систему решений на бумаге. То есть план по достижению основной цели. Дерево целей может быть составлено и для любой цели: глобальной, месячной, годичной.

Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель.

Например, цель «выпустить новый  вид товара» может привести к  снижению объема ранее выпускаемых  товаров и, как следствие, к совершенно обратному результату – снижению прибыли. Именно дерево целей позволило  это увидеть. А также, именно дерево целей позволит скорректировать  данную цель и создать либо дополнительные рабочие места, либо, к примеру, проанализировать выпускаемую продукцию с целью  выявления продукта с минимальной  прибылью, дабы именно его заместить  новым продуктом.

Дерево целей собственно самой автоматизации, может быть направлено на достижение эффективности  информационного обеспечения процессов  управления, т.е. процесса разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений. При этом современные средства стремятся добиться принципиально  нового качества этого информационного  обеспечения, обеспечивая такие  показатели как:

  1. хранение большого объема информации (накапливаемая база знаний);
  2. структурность и  наглядность информации;
  3. четкая  адресность управленческих отчетов отражение как тактических, так и стратегических показателей деятельности;
  4. скорость и точность выполнения сложных информационных преобразований;
  5. быстрый распределенный  доступ;
  6. возможность групповой работы с информацией и т.п.

Надо отметить, что здесь  перечислены, в основном,  чисто  технические показатели и внешние  пользовательские аспекты информационных систем. Но, любая  интегрированная  система имеет внутреннюю логику, а вернее зашитую в нее методологию  управления. Современная автоматизация  управления всегда связана с внедрением современных методов управления и, более того, без изменения устаревших методов управления автоматизация  малоэффективна. В тоже время, главная  опасность, являющаяся  причиной многочисленных «неудачных внедрений» кроется в  том, что информационную систему  начинают внедрять, не разобравшись, какую  зашитую в ней логику управления она навязывает, соответствует ли эта логика целям предприятия,  способно ли предприятие ее реализовать  или какой ценой и т.п. То есть, при определении «дерева целей» автоматизации на верхнем уровне необходимо рассматривать не технические  показатели, а те методы управления, которые становятся возможными в  компании после внедрения этой системы. И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной  из ветвей «дерева целей» компании.

 

Заключение

Мир представляет собой единство систем, находящихся на разном уровне развития, причем каждый уровень служит средством и основой существования  другого, более высокого уровня развития систем. Данное относится не только к природе, но и обществу, где мы наблюдаем ряд организационных  форм, наиболее грандиозные из которых  получили название «общественно-экономические  формации».

Сыгравшие свою роль системы  уходят, другие же продолжают существовать.

Итак, мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием, находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее  она изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы  своего существования. В этом простом  соответствии скрыт глубокий смысл  еще не до конца понятой связи  пространства и времени. И здесь  можно увидеть одну из закономерностей  развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание  которой привело к пониманию  развития и качественного изменения  систем слагающих мир, и мира как  системы.

Значение системного подхода  заключается в том, что менеджеры  могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они понимают систему  и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует  его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных  подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках  информации, проходящих через всю  систему, а также акцентирует  внимание на важности коммуникаций. Системный  подход помогает установить причины  принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические  приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так  как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Информация о работе Логические основы системного подхода