Логические основы системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Первобытный человек, когда мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Но он не осознавал системности своих действий, и в этом суть вопроса. Сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
Область применения системного подхода…………………………..10
Логические основы системного подхода……………………………………14
2.1. Логические основы системного подхода……………………………….14
2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 86.74 Кб (Скачать документ)

В последние десятилетия XX в., характеризовавшиеся преобразованиями в глобальном масштабе и бурным развертыванием научно-технической революции, методологическая ситуация в науке изменилась. Новое  в научном познании связывают, прежде всего, с возникновением имеющих  общенаучный характер феноменов - понятий, методов, проблем.

Например, к общенаучным  понятиям сейчас относятся такие, как  алгоритм, вероятность, знак, значение, дополнительность, изоморфизм, интерпретация, информация, научная информация, модель, надежность, определенность, неопределенность, организация, прогноз, разнообразие, симметрия, асимметрия, система, сложность, состояние, структура, упорядоченность, управление, устойчивость, формализация, экстремальность, элемент  и др. Известно также, что  методами общенаучного характера считаются  логико-математические, вероятностно-статистические, системно-структурные, кибернетические, теоретико-информационные, моделирование  и др.

Общенаучными стали проблемы научно-технической революции (развитие космонавтики, автоматизация, кибернетизация), проблемы человека, происхождение и  развитие жизни и разума на Земле  и во всей Вселенной, проблемы окружающей среды, изучения и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики, информационного  обеспечения и прогнозирования  науки, проблема ликвидации наиболее опасных  заболеваний и др.

Характерной чертой всех упомянутых феноменов является то, что они  все зародились в рамках той или  иной отдельной отрасли науки, затем  охватили всю группу и в настоящее  время становятся общенаучными или  же обнаруживают стремление стать таковыми.

Во-первых, общенаучность  категорий и методов диалектики есть уже нечто ставшее актуальным (не исключает момента становления), тогда как для «общенаучных»  форм и средств познания это только тенденция, возможность. Поэтому можно  обнаружить отрасль знания, где эти  формы еще не функционируют.

Во-вторых, общенаучность  понятий и методов носит принципиально  ограниченный характер.

В-третьих, системно-структурный принцип (и иные общенаучные подходы) в своих философских основаниях зависит от уровня философской методологии.

В-четвертых, философские  категории и методы в принципе связаны с соответствующими математическими  и логико-систематическими средствами, тогда как общенаучные методы и понятия обязательно предполагают определенное логико-математическое «сопровождение».

Подчеркивая отличия философских  категорий и методов от общенаучных, необходимо отметить особую роль философской  методологии в формировании общенаучных  понятий. В значительной мере они  становятся общенаучными благодаря  их включению в орбиту философского осмысления и исследования.

Возникновение общенаучных  понятий и методов - объективная  тенденция развития современной  науки, одно из закономерных проявлений, происходящих в ней интегративных процессов.

 

    1. Область применения системного подхода

Использование системного подхода  в гуманитарных науках всегда порождало  проблемы. Например, понятие системы  может трактоваться в формальном смысле как совокупность абстрактных  отношений в конкретной теоретической  модели. В то же время понятие  системы может обозначать и совокупность нормативно-юридических положений, если речь идет, например, о «системе ООН» или «европейской валютной системе». Путаница при использовании системного подхода к конкретным сферам действий порождает непредсказуемость не только на глобальном, на и на локальном уровне3.

Однако нельзя упускать из виду то, что именно применение системного подхода стало одним из отличительных  признаков проникновения социологии в сферу международных отношений, а значит, и провозвестником рождения новой научной дисциплины4. Было замечено, что «социологические обобщения, касающиеся социальных систем, применимы также и к исследованию международных систем»5.

Несмотря на то, что реальная роль системного подхода в деле успешного развития науки о международных отношениях не совпала с ожидаемой, она является достаточно важной и заслуживает специального анализа.

Принято считать, что системный  подход становится достоянием науки  о международных отношениях с  середины пятидесятых годов. Его  широкое распространение совпало  с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической революции. В качестве основоположника системной  теории западные исследователи чаще всего называют эмигрировавшего в США австрийского ученого Людвига фон Берталанфи, работы которого в этой области получили широкое признание в научных кругах. Однако это не означает, что системный подход не существовал раньше. Стоит напомнить, например, что уже одна из глав знаменитой работы Т. Гоббса "Левиафан" была названа "О системах...". Основные понятия системного подхода широко использовались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, ими часто оперировал В. И. Ленин. Специально проблемам системной теории была посвящена изданная в двадцатые годы двухтомная работа нашего соотечественника А. Богданова "Всеобщая организационная наука", в которой уже были проанализированы такие основополагающие понятия системного подхода, как "система", "элементы", сформулированы идеи относительно системных противоречий, законов функционирования и многие другие положения, которые в последующие годы нашли свое подтверждение и дальнейшее развитие.

В применении к социально-политическим наукам системный подход получил  в эти годы плодотворное развитие в работах американских ученых Т. Парсонса и Д. Истона ("Системный  анализ политической жизни"). Политическая система рассматривается в ней  в виде определенной совокупности отношений, находящейся в непрерывном взаимодействии со своей внешней средой через  механизмы "входов" и "выходов", в соответствии с базовыми идеями кибернетики. Таким образом, одним  из главных достоинств концепции  Д. Истона является рассмотрение политической системы в динамике - как целостного организма, находящегося в постоянном взаимодействии с окружающей средой и непрерывно "сверяющего" свои "ответы" с состоянием и реакцией своих элементов. Основные понятия системной теории: "Система", которое Л. фон Берталанфи определяет как "совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом". "Элементы" - это простейшие составные части системы "Среда" есть то, что влияет на систему и с чем она взаимодействует. Различают два вида среды: внешняя среда (окружение системы) и внутренняя среда (контекст). Содержание понятия "структура" имеет несколько аспектов, отражающих различные степени сложности системы: а) соотношение элементов системы; б) способ организации элементов в систему; в) совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов. В свою очередь, "функции" системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений между элементами системы, то есть ее "устойчивости".  Именно системный подход стал одним из отличительных признаков проникновения социологии в сферу международных отношений, и тем самым - провозвестником новой научной.

Особенности и основные направления  системного подхода к анализу  международных отношений:

  1. По своему характеру они являются социальными отношениями - международные системы относятся к типу социальных систем.
  2. Их основные элементы представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами.
  3. Они являются по преимуществу политическими отношениями, главным звеном которых остаются взаимодействия между государствами

Зарубежный опыт в применении системного подхода в управлении качеством продукции

В настоящее время наиболее передовой опят в области качества продукции и применении системного подхода в управлении качеством  продукции накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. При  этом разработаны различные модели систем управления качеством продукции. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и  Джурана:

  • модель Фейгенбаума – это треугольник, с разделенными боковыми сторонами на пять частей горизонтальными линиями, а каждая часть, в свою очередь, подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции;
  • модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества. Каждый сектор – это определенный этап работы. Эта модель уже учитывает и влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;
  • модель Джурана – это восходящая спираль, а не замкнутый треугольник или круг. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В неё включены две предыдущие модели, предусмотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.

На их основе детально разработаны  системы управления и обеспечения  качества продукции, в частности, в  Японии и США. В Японии, как и  повсюду, вначале, работы в области  качества продукции развертывались по более широкому использованию  методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля.

В конце 50-х годов в  Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный  контроль качества, предусматривающий  проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. С  этого момента начало проводиться  систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю  и качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий  по обучению, воспитанию и внедрению  систем контроля качества продукции, в  полной мере японскими специалистами  учитывались и учитываются: специфика  продукции традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения.

В США задачи повышения  качества продукции рассматриваются  как первоочередные. При этом большая  часть воздействий носит, в основном, техническую и организационную  направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел  управления качеством. Очень серьезное  внимание в американских фирмах уделяют  контролю качества продукции, который  охватывает все стадии жизненного цикла  продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами  являются:

  1. привлечение к выполнению функций контроля качества продукции самого широкого круга исполнителей;
  2. выполнение наиболее важных операций по контролю качества специализированными службами.

 

2. Логические основы  системного подхода

2.1. Логические  основы системного подхода

Логика - наука о законах, формах и приемах правильного  построения мысли, т.е. мышления, направленного  на познание объективного мира. Основные задачи логики — выявление условий  достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного  процесса, выработка логического  аппарата и правильного метода познания.

Органически связанная с  теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления — содержательного и  формального.

По своему содержанию мышление есть отражение закономерностей  реальной действительности. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную  диалектику предметного мира и отражение  его в человеческом сознании.

Вместе с тем мыслительный процесс имеет свою внутреннюю структуру, он реализуется в таких естественно  сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение  нового, выводного знания в умозаключениях составляют формальнологический аппарат  мышления. Логические операции с этими  формами и лежащие в их основе формальные законы связи между понятиями  и суждениями изучает формальная логика6.

Развиваясь на общественно-трудовой основе, внутренняя структура мыслительного  процесса формировалась в соответствии с закономерностями природы и  свойствами человеческого мозга. Логическая форма обусловлена наиболее общими, чаще всего встречающимися свойствами, простейшими связями и отношениями  реального мира. Поэтому она закономерно  выражает устойчивые черты всякого  правильного мышления.

Различают следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное — как первая ступень мышления; характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объекта;
  • словесно-логическое — характеризуется использованием понятий, логических конструкций;
  • наглядно-образное — наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, устанавливается «невероятное» сочетание предметов и их свойств; и в этом качестве оно неразличимо с воображением.

Информация о работе Логические основы системного подхода