Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:57, курсовая работа
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Изучить морально-психологический климат в коллективе.
2. Изучить методы и приемы по улучшению и усовершенствованию микроклимата коллектива.
3. Анализ и выявление совокупности индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально – психологического климата.
Целью данной работы является проведение анализа морально-психологического климата, выработка мероприятий по устранению конфликтов и стрессов и улучшению морально-психологического климата в ООО «КОНТИНЕНТ».
Введение
Глава 1. Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления.
1.1. Зависимость морально-психологического климата от особенностей личности и стиля деятельности руководителя.
1.2. Методы исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
2.1. Общая характеристика ООО «КОНТИНЕНТ».
2.2 Характеристика и структура персонала ООО «КОНТИНЕНТ».
2.3 Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
Глава 3. Проект по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.1.Мероприятия по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.2. Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий, проводимых в ООО «КОНТИНЕНТ».
Заключение
Список использованных источников и литературы
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский психолого-
Факультет юридический
Курсовой проект
по дисциплине: «Управление персоналом»
на тему: «Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления»
Выполнила:
Архарова Ольга Владимировна
студентка 3 курса, гр. 09ГУ/3-03
к.с.н. - Семенова И.В.
Оценка: ________________
________________ _____________________
(подпись)
Содержание
Введение. |
3
5
22
32
36 39
45
50 57 60 62 | |
Глава 1. Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления. | ||
1.1. Зависимость морально-психологического климата от особенностей личности и стиля деятельности руководителя. | ||
1.2. Методы исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат. | ||
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ». | ||
2.1. Общая характеристика ООО «КОНТИНЕНТ». 2.2 Характеристика и структура персонала ООО «КОНТИНЕНТ». 2.3 Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ». | ||
Глава 3. Проект по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
Заключение | ||
Список использованных источников и литературы | ||
Приложения | ||
ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования данной работы является морально-психологический климат в коллективе как фактор управления.
Объектом исследования является ООО «КОНТИНЕНТ» – организация по сдаче внаем торговых площадей в Торговом центре.
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Изучить морально-психологический климат в коллективе.
2. Изучить методы и приемы по улучшению и усовершенствованию микроклимата коллектива.
3. Анализ и выявление
совокупности индивидуально –
психологических качеств
Целью данной работы является проведение анализа морально-психологического климата, выработка мероприятий по устранению конфликтов и стрессов и улучшению морально-психологического климата в ООО «КОНТИНЕНТ».
Особенности личности руководителя и стиль его деятельности оказывают существенное влияние на оптимизацию морально- психологического климата коллектива.
Тема межличностных отношений между работниками и руководством актуальна и является на сегодняшний день важным и в ООО «КОНТИНЕНТ». Основными показателями работы предприятия являются позиция руководства, результативность и психологический климат. Предлагаемые критерии к исследованию позволяют определить, здоровый или нездоровый климат сложился на предприятии, и как он влияет на результаты работы всей команды. В любой организации важен тот психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, а устойчивые хорошие результаты и создают психологический климат.
Менеджмент, как управленческая деятельность непосредственно влияет на развитие психологического климата, устранение конфликтов и стрессов, их предупреждение. А благоприятный климат всегда благотворно влияет на развитие организации.
ГЛАВА 1
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
1.1Зависимость морально-психологического климата коллектива от особенностей личности и стиля деятельности руководителя.
Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации и ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации[13,с.10].
Роль морально – психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива очень важна и является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь – морального, его работоспособности, производительности труда. Морально – психологический климат коллектива – разновидность группового психического состояния, характеризующегося степенью удовлетворенности – неудовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры[1,с.34].
Руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально – психологического климата. Чаще всего выделяются:
1. Интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, а скорее со склонностью к решению сложных абстрактных проблем,
2. Инициативность, самостоятельность, находчивость, Уверенность в себе, высокий уровень притязаний. К ним можно добавить «фактор геликоптера», т.е. способность подниматься над деталями и воспринимать ситуацию в целом, в связи с окружающей обстановкой[24,с.234].
Наличие у человека тех или иных «важнейших» качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально – психологического климата. Руководителю необходимы приёмы не только администратора, но и психолога, педагога, лингвиста.
Организация коллектива – мощный рычаг управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Коллективом принято считать группу людей, являющихся частью общества, объединённую общими целями, совместной социально полезной деятельностью. Коллектив оказывает на личность разнообразные влияния. В нём происходит трансформация социальных факторов в личностные – социализация личности. Личность формируется в труде и общении с другими людьми.
Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - все это - стимул деятельности и поведения, механизм саморазвития и формирования личности. Самоутверждение личности – активный процесс осознания человеком себя среди других людей, оценки своих достоинств в ряду преимуществ других, сравнивая и сопоставляя себя с другими людьми с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть в коллективе значимую роль. Самоутверждение возникает на основании потребности личности в общении с другими, в самопознании, одновременно оно является одним из психологических рычагов совершенствования, развития личности. Но нередко встречаются большие подразделения и даже целые учреждения и предприятия, где господствует атмосфера повышенной нервной «наэлектризованности», в результате чего происходят неоправданные столкновения между работниками, страдает качество работы, изнашивается их нервная система. Возникают стрессовые ситуации. Стресс возникает, если человек получает информацию, которая, по его мнению, угрожает его благополучию. Стресс лежит в основе смертоносных заболеваний – стенокардии, атеросклероза, инфаркта, инсульта и т.д. [2,с.132]
Что же обуславливает развитие морально – психологического климата коллектива? Выделяют следующие факторы:
1.Межличностные отношения, в т. ч. с руководителем.
2.Стиль руководства.
3.Воздействие физической среды (санитарно-гигиенические условия, средства технической эстетики).
4.Организация труда.
5. Система стимулирования:
- во-первых, экономических (например, заработная плата);
- во–вторых, социальных (т.е. связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличием транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учреждениями, предприятиями торговли и культурно – бытового обслуживания и т.д.);
- в-третьих, производственно гигиенические (в том числе окраска рабочих помещений, степень их зашумлённости, загрязнённости воздуха и т.д.);и т.п.
Климат в коллективе
определяется многими факторами, важнейшими
из которых являются два:
2. Морально – психологический фактор, т.е. комплекс групповых явлений и процессов, происходящих в отделах, коллективе в целом.
Выделяются составляющие морально-психологического климата в коллективе:
1. Совместимость
1.1. психофизическая (тип темперамента, различная выносливость, различие навыков и умений, а также разное отношение к работе);
1.2. социально – психологическая совместимость (особенности личности, психомоторные, эмоционально – волевые, различия восприятия, внимания, мышления, особенности характера)
2. Сработанность
3. Групповая сплочённость – упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы, эмоциональная привлекательность, ценностно-ориентированное единство, устойчивость коллектива к деструктивным, т.е. разрушающим воздействиям)
4. Направленность – проявляется
в выбранных целях, и в
Для должной эффективности мер по созданию благоприятного морально – психологического климата руководитель должен знать важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив:
- во – первых, это совмещение личных и общественных интересов людей, находящихся в одной производственной группе;
- во – вторых, сформулированный А.С. Макаренко «закон движения коллектива», который предполагает разработку систем и задач, позволяющих людям постоянно видеть перспективу движения.
- в – третьих, принцип «параллельного движения», смысл которого состоит в том, что воздействие руководителя на личность должно быть одновременно и воздействием на коллектив. И, наоборот, прикосновение к коллективу должно быть и воспитанием отдельных личностей.
Первый принцип позволяет руководителю уяснить внутреннюю логику, психологию развития коллективных отношений. Второй – показывает, в каком направлении должна строиться работа по сплочению людей. Третий – определяет механизм воспитательного воздействия руководителя, как на отдельную личность, так и на весь коллектив. От того, в какой мере руководитель соблюдает эти принципы, зависит состояние морально – психологического климата коллектива, и его авторитет[4,с.289].
Признаки благоприятного, здорового климата:
- Доверие и высокая требовательность членов коллектива.
- Демократический стиль руководства.
- Отношения взаимной ответственности.
Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления