Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:57, курсовая работа
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Изучить морально-психологический климат в коллективе.
2. Изучить методы и приемы по улучшению и усовершенствованию микроклимата коллектива.
3. Анализ и выявление совокупности индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально – психологического климата.
Целью данной работы является проведение анализа морально-психологического климата, выработка мероприятий по устранению конфликтов и стрессов и улучшению морально-психологического климата в ООО «КОНТИНЕНТ».
Введение
Глава 1. Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления.
1.1. Зависимость морально-психологического климата от особенностей личности и стиля деятельности руководителя.
1.2. Методы исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
2.1. Общая характеристика ООО «КОНТИНЕНТ».
2.2 Характеристика и структура персонала ООО «КОНТИНЕНТ».
2.3 Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
Глава 3. Проект по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.1.Мероприятия по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.2. Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий, проводимых в ООО «КОНТИНЕНТ».
Заключение
Список использованных источников и литературы
- Делегирование власти подчинёнными и признание за ним права принимать значимые для группы решения.
- Сплочённость первичного коллектива и психологическая совместимость его членов.
- Высокая степень включённости в совместной деятельности группы, идентификация с её целями и нормами, удовлетворённость принадлежностью к коллективу.
- Отсутствие конфликтов и широкая информированность о состоянии дел на предприятии.
Для создания здоровой, творческой психологически комфортной обстановки в коллективе руководителю необходимо знать критерии психологической управляемости коллектива, которыми являются:
-Восприятие прямой связи, т.е. решения руководителю понятны, не противоречат интересам сотрудников.
-Решения находят реализацию. К руководителю поступает информация обратной связи.
-Правильное восприятие контроля над выполнением решений руководителя.
Чтобы коллектив соответствовал критериям управляемости, он должен как объект управления обладать определёнными параметрами - состав коллектива, наличие единого сознания, мотивов, установок, стимулов поведения, коллективные восприятие, память настроения коллектива, характер и культура общения[14,с.181].
К качествам, необходимым руководителю, который сможет квалифицированно руководить коллективом, способствовать созданию положительного морально – психологического климата, предъявляются высокие психологические требования:
-наличие воли, которая используется как «мягкое дирижирование», т.е. твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление, принуждение;
-способность убеждать, т.е. воздействовать на ум людей, внушать, владение приёмами суггестии;
-толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке;
-объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок;
-наблюдательность;
-устойчивость взглядов;
-умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица;
-оптимизм;
-умение управлять эмоциями, сдержанность;
-психологическая избирательность как способность наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способности мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия;
-наличие практического ума, т.е. умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором:
-психологический такт, т.е. умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота обращения, естественность поведения;
-умение слушать; ясно, чётко, содержательно, доходчиво говорить;
-порядочность;
-подлинный авторитет, имеющий и неформальное влияние[8,с.54].
Руководителя постоянно окружают люди. И со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах со всеми негативными для морально – психологического климата последствиями. С эмоциональной уравновешенностью тесно соседствует стрессоустойчивость личности.
Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности с организаторскими способностями. Необходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития этих двух важнейших свойств личности руководителя – потребностями и интересами к организаторской работе.
Невозможно обеспечить заметный успех в повышении производительности и конкурентоспособности без комплексного решения, «десяти наиболее важных проблем»:
1.Операционные системы управления
2.Организационная структура
3.Качество
4. Вовлечение работников в управление
5.Конкурентная компенсация
6.Стабильный состав работников
7.Профессиональная подготовка и повышение квалификации.
8.Система финансовой
9.Символы, статус и членство
10.Взаимоотношения между сотрудниками и руководством.
При подборе руководителя всегда важно обращать внимание на его умение строить отношения с подчиненными. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, может способствовать создания положительного морально-психологического климата[9,с.199].
Авторитет - это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям деятельности. С авторитетом руководителя тесно связано качество и эффективность руководства коллективом, он зримо отражается на дисциплине, взаимоотношениях, на всей морально-психологической атмосфере в коллективе. Ясно, что к распоряжениям авторитетного и неавторитетного руководителей подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда вызывают сложные внутренние переживания, недоверие к руководителю оборачивается недоверием к его решениям, от чего страдают не только межличностные отношения, но и дело.
Авторитету присущи явления иррадиации и инерции. Завоевание авторитета руководителем - дело длительное и кропотливое, требующее большого труда и напряжения, всестороннего самосовершенствования, постоянного анализа своей деятельности, поведения, взаимоотношений с людьми. Набор личных качеств руководителя, от которых зависит авторитет руководителя и состояние морально-психологического климата в коллективе:
это профессиональная подготовка, глубокое знание и любовь к своему делу, ответственное и творческое отношение, нравственная чистота: честность, достойное поведение, скромность, трудолюбие; организаторские способности, деловитость, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства человека; отсутствие вспыльчивости, раздражительности и высокомерия, твердость, целеустремленность, тактичность[19,с.272].
К сожалению, некоторые руководители, встретившись с трудностями в работе, нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета. Выделяются несколько видов:
-авторитет подавления, сущность
которого состоит в стремлении
руководителя путем
-авторитет расстояния - руководитель всегда старается держать подчиненных на определенной дистанции, допускать только официальные контакты с ними, быть недоступным и загадочным;
-пседоавторитет педантизма - возникает в результате создания целой системы ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций, которые стремиться превратить в основу отношения к людям;
- авторитет резонерства
в результате того, что руководитель
пытается показать себя
-авторитет доброты, подкупа
- руководитель стремиться
Авторитет руководителя - это результат его упорного труда, личных качеств, знаний и умений, руководитель выступает не столько исполнителем конкретной социальной роли, сколько носителем определенных человеческих, личностных черт и пристрастий[5,с.274].
Соединение позы, жестов, интонаций, мимики образует климат общения. Слово не только объединяет людей. Оно является мощным средством психологического воздействия. Движущей силой человеческого поведения является мотивация, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга и по характеру переживаемых эмоций, по их силе, выраженности и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии, которая является основой социальбельности человека, способности уважать других, жить в коллективе. Однако руководителю приходится общаться с очень разными людьми и в какие-то моменты неизбежно появление различных нюансов. Возникающее в общении недопонимание представляет собой некоторые препятствия (коммуникативные барьеры) на пути дальнейшего развития отношений. Руководителю необходимо знать и помнить, что к причинам, обуславливающим появление коммуникативных барьеров психологического плана, относят следующие:
-индивидуальные особенности людей (кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, один излишне застенчив, другой чрезмерно назойлив; есть конфликтные, вздорные по характеру люди и т.д)
-психологические отношения общающихся (взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость и т.п.)
-отсутствие необходимых навыков, техник общения и т.д.
Еще одна ситуация организационной жизни, способной влиять на морально-психологический климат в коллективе – публичном выступлении руководителя. Оно представляет собой важный элемент управленческой деятельности, ибо «самый распространенный способ контактировать со своими сотрудниками – это говорить с ними не с каждым в отдельности, а в составе целой группы».
Публичное выступление
будет эффективным и
-во-первых, четким и кратким, легко вводящим сотрудников в курс дела;
-во-вторых, чрезвычайно существенна манера изложения информации. Очень важно говорить с людьми на привычном для них языке.
- в-третьих, адресованность его сообщения. Многие ораторы в ходе выступления вольно или невольно игнорируют своих слушателей, глядя поверх голов, в сторону или на пол.
- в - четвертых, акцентирование критических моментов в решении обсуждаемой проблемы. Оно избавит слушателей от необходимости докапываться до них самим, снимает недоразумения.
- в пятых, позитивный эффект среди подчиненных – представить уже известные альтернативные варианты решения проблемы, подчеркнув их плюсы и минусы. Это способствует выработке уверенности у сотрудников в правильном владении ситуацией, более легкой ориентации в воспринимаемой информации.
Не стоит забывать во время выступления о коммуникативных средствах передачи информации и об обратной связи[4,с.254].
Фактор обратной связи имеет особую значимость, как для обеспечения бесперебойности коммуникативных потоков, так и для эффективности управленческого процесса и т. д. Огромное значение для руководителя имеет умение посмотреть на себя со стороны. Правильная самооценка – важный
фактор успеха. Восприятие и анализ обратной связи – необходимое подспорье в формировании адекватной самооценки.
Главное условие уважения к руководителю - его собственное уважение к каждому работнику независимо от занимаемой должности! Это основа здоровых отношений.
Настроение
работника – один из видов морально –
психологического состояния человека,
на становление которого оказывает влияние
целый комплекс факторов (субъективные
и объективные).
Руководителю необходимо понимать, что конфликт – вечный спутник нашей жизни. Такие ситуации обязывают его знать знаки конфликта, причины, конструктивные способы разрешения. Если преобладающие настроения – неприязнь, вражда, непонимание, то в коллективе идут бесконечные и бесполезные споры, появляется стремление сводить счеты, подсиживать, клеветать и т.п. Ум работающих занят раздражением, ревностью, страхом, беспокойством. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить «социабельность» всех работников, обнаружить наиболее агрессивных людей и направить на них всю мощь воспитательно-психологического воздействия. Люди, пережившие стресс – в связи с переутомлением, болезнью или смертью близкого человека, разладом в семье и т. п. – утрачивают прежнюю психологическую выносливость, у них образуются так называемые реактивно-психогенные состояния – неврозы.
Характер морально-психологического климата зависит от всех членов коллектива. К сожалению, не исключено, когда руководитель может сам явиться причиной конфликта ситуации. Это является результатом следующих его свойств как субъекта управления[6,с.334]:
-неподготовленность, профессиональная некомпетентность, в т.ч. неопытность в работе с людьми;
-недостаточная моральная воспитанность (нечестность, стяжательство, карьеризм, грубость, черствость);
-слабость характера и
прежде всего
Стили руководства впервые были исследованы Куртом Левиным, которому принадлежат и названия основных типов: авторитарный, демократический, анархический. Необходимо учитывать еще многообразные вариации основных типов, которые в той или иной мере влияют на развитие морально-психологического климата в коллективе.
По содержанию деятельности определяются:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
По стилю руководства – авторитарный, демократический и смешанный.
По характеру деятельности определяются два типа:
-универсальный, т.е.
-ситуативный, т.е.
Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления