Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:57, курсовая работа
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Изучить морально-психологический климат в коллективе.
2. Изучить методы и приемы по улучшению и усовершенствованию микроклимата коллектива.
3. Анализ и выявление совокупности индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально – психологического климата.
Целью данной работы является проведение анализа морально-психологического климата, выработка мероприятий по устранению конфликтов и стрессов и улучшению морально-психологического климата в ООО «КОНТИНЕНТ».
Введение
Глава 1. Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления.
1.1. Зависимость морально-психологического климата от особенностей личности и стиля деятельности руководителя.
1.2. Методы исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
2.1. Общая характеристика ООО «КОНТИНЕНТ».
2.2 Характеристика и структура персонала ООО «КОНТИНЕНТ».
2.3 Анализ морально-психологического климата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
Глава 3. Проект по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.1.Мероприятия по улучшению и усовершенствованию микроклимата в коллективе ООО «КОНТИНЕНТ».
3.2. Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий, проводимых в ООО «КОНТИНЕНТ».
Заключение
Список использованных источников и литературы
Аристократический руководитель стремится решать все вопросы единолично, не доверяет коллективу, передает все свои распоряжения в категорической форме приказов, не считая нужным обосновывать необходимость принятия решения. Этот стиль руководства характеризуется особо жесткой постановкой цели и нежеланием отступать от составленного мнения. Черты этого стиля: неподатливость, нетерпимость, доходящая до грубости, строгость, прямолинейность. Естественно, морально-психологический климат при таком руководителе будет очень неустойчивым, негативным.
Руководитель-автократ, как правило, лаконичен, в общении с подчиненными у него преобладают начальственные нотки, он не терпит возражений, замечаний, выражения собственного мнения подчиненными .
Его черты: деловые, краткие распоряжения руководителя; запреты без снисхождений, с угрозой; «сухой» язык, неприветливый тон; субъективные похвала и порицание; неприятие в расчет эмоций; решающий голос руководства.
Грубость, чванливость, самодурство могут быть средством защиты автократа, ибо деловые взаимоотношения неизбежно выявят его невежество, несостоятельность и, как следствие, болезненную нетерпимость к критике. По мнению такого руководителя, подчиненные должны бояться его; это вызывается властолюбием и гипертрофированным самомнением.
Руководитель-демократ пользуется методом убеждения. Демократическое руководство характеризуется стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива, решать их и отдавать приказы после такого обсуждения, возможно больше проблем передавать на решение коллектива с последующим своим утверждением.
Руководитель-демократ
систематически информирует
Демократии нужно учиться: учиться
подчиняться воле большинства, уважению
чужой точки зрения, культуре полемики,
наконец, принятию ответственных, взвешенных,
диктуемых интересами дела решений.
Единоначалие – один из важнейших принципов управления.
Всегда, когда речь идет о выполнении задания, за которым стоит весь коллектив, достигается реально высокая степень демократии. В рутинных, повседневных вопросах, демократия практически ничего не дает. Большинство сотрудников в этих случаях отдают предпочтение тому управляющему, кто «знает, куда идет», и быстро, без лишней суеты дает четкие указания. Управление ситуацией – вот единственно правильный путь.
Авторитарность руководства нередко связана с особенностями воли и темперамента. Авторитарные руководители – это в большинстве случаев властные люди, обладающие большим упорством и настойчивостью. Вместе с тем, они самолюбивы и с повышенным чувством престижа. Среди авторитарных встречаются безудержные холерики, люди неуравновешенные, вспыльчивые, склонные к увлечению и субъективизму в оценках.
Что касается демократического руководства, то его психология ясна. Демократические руководители отличаются большой гибкостью мышления, а отсюда и находчивостью. Что касается темперамента, то среди представителей этого типа встречаем чаще всего сангвиников, людей уравновешенных, живых, легко устанавливающих контакты с людьми, оптимистически настроенных. На практике все руководители вынуждены быть и демократами, и автократами в зависимости от собственных личных качеств людей, с которыми приходится работать.
Отношения в коллективе могут быть:
1) отношения по вертикали - это межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной должностной иерархии разное положение;
2) отношения по горизонтали - это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное и неофициальное положение (коллеги);
3) официальные - отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами;
4) неофициальные - складываются на базе личного отношения человека к человеку.
5) деловые межличностные - это отношения, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу;
6) личные отношения складываются независимо от выполняемой работы. Личные отношения - "честь мундира", "дух коллектива", "лицо команды" и пр. В чрезвычайных или критических ситуациях, в отсутствие или при разрушении официальных отношений на первый план выходят личные[7,с.214].
Рассмотрим некоторые их проявления:
- лояльность: члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт.
- уважение: члены коллектива
признают превосходство коллег,
их особые познания в
- терпимость: члены коллектива мирятся с недостатками друг друга. Кто-то из них может иметь раздражающую привычку, но другие скорее стерпят это, чем станут работать с кем-то посторонним;
- полное доверие: члены
коллектива знают, что получат
помощь от любого другого,
Известны четыре типа поведения людей в коллективе, которые отражают отношение члена группы к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения:
1. Внутригрупповая внушаемость - бесконфликтное, неосознаваемое принятие членом группы мнения группы.
2. Конформность - осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним.
3. Негативизм - человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию; он "привязан" к групповому мнению, но всегда с обратным знаком;
4. Коллективизм - это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознательным следованием ее общественно значимым целям и задачам.
Вывод. Социальная роль руководителя требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь – общение с людьми.
Прежде чем приступить
к подбору, расстановке и
1.2 Методы исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Специфика управления людьми состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей.
Сам по себе процесс управления включает много этапов, среди которых оценка кадров, их деятельности занимает приоритетное. Оценка кадров – это основа социального управления. На ее базе задаются стандарты деятельности и поведения, а относительно этих формальных или неформальных стандартов оценивается практическое положение дел.
Разрабатывая программу и методику конкретного психологического исследования по оценке личностных качеств руководителя имеется в виду его конкретно – практическая направленность. Целью оценочного исследования является определение степени адаптированности руководителя к трудовому процессу, стабильности системы «руководитель – коллектив», а также выработка рекомендаций по использованию конкретного руководителя в данной должности, формированию резерва руководящих кадров и осуществление их ротации по вертикально – горизонтальной шкале.
Исходя из данной
цели, можно сформулировать и соответствующие
задачи оценочного
2. Выбор объекта исследования.
3. Проведение конкретно-
4. Практические рекомендации.
Самый простой способ изучения личностных качеств руководителя – это метод наблюдения, собеседования. Можно спросить у человека, почему он так себя ведет, что ему надо. Чем больше мы с человеком контактируем, тем лучше его узнаем. Опрос руководителей показал, что собеседование является универсальным средством оценки деловых и личных качеств руководителей.
Следующий метод - это анкетирование, один из наиболее многочисленных методов психологического исследования. Достоинства анкеты несомненны и главное их них – массовость. Немаловажное достоинство рассматриваемого метода также в том, что его результаты довольно легко могут быть представлены количественно, что позволяет использовать их для серьезных научных обобщений и практических выводов.
Одно из свойств анкеты - относительная простота. Но недостатки анкеты - субъективность ответов. Однако, она неизбежна, т.к. немало ситуаций, когда информация для решения исследовательской задачи может быть получена только от людей в форме их суждений.
Существует метод психологического тестирования. Вопросы задаются в завуалированной форме, пригодность к которой нельзя было бы определить с помощью того или иного теста. Но универсальный метод –комплексный анализ оценки личности. Тогда используется и наблюдение, и беседа, и анкета, и тесты. Наиболее распространенными методами при оценке персонала в Японии, например, является изучение биографии, где основными аспектами анализа выступают:
а) семейные отношения;
б) характер образовании;
в) физическое развитие;
г) главные потребности и интересы;
д) особенности интеллекта;
е) общительность.
ж) данные личного дела, по которым прослеживается ход развития личности работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
е) экспертные оценки с целью определения способностей и личностных качеств менеджера или резерва на выдвижение. Проводят в форме специальных анкет, которые заполняют на оцениваемого вышестоящие руководители, подчиненные и каждый заполняет на себя (трехсторонняя оценка кадров) [15,с.54].
Обычно такая форма анкеты включает в себя следующие блоки:
1.Способности – направлены на выполнение профессиональных особенностей, необходимых для осуществления главных функций управления:
а) принимать решения
б) способность планировать
в) способность организовать людей
г) способность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных
2.Опыт работы:
а) соответствие – несоответствие занимаемой должности
б) качество профессиональной деятельности
в) устремленность в будущее
г) план должностного продвижения
3. Развитие – предназначен для оценки черт характера (в анкете приводятся 24 черты характера: упорство, оптимистичность, грубость, скрытность, болтливость, исполнительность и т.д).
4.Устные экзамены, которые обычно носят форму собеседований, интервью, групповых дискуссий. Темами их, как правило, служат производственные проблемы, типичные для соответствующей должности в аппаратуре управления, которую занимает испытуемый.
Методика оценки управленческого персонала состоит из трех разделов: 1.Оценка работника:
а ) оценка знаний,
б) оценка навыков и умений,
в) оценка черт характера.
2.Оценка процесса его труда:
а) оценка затрат времени,
б) оценка сложности труда.
3. Оценка результатов труда:
а) оценка результатов индивидуального труда работника,
б) оценка работника с точки зрения его вклада в управленческие показатели работы аппарата,
в) оценка работника.
Этот метод рассматривается как комплексная система профессионального отбора управленцев. Нельзя найти двух людей совершенно одинаковых по своим психологическим, личностным свойствам. В.В. Добрынин в работе «Основы научного управления предприятиями и учреждениями» составил «Сводку требований к идеальному руководителю», которая состояла из 4-х разделов:
Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе как фактор управления