Неформальные отношения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования значения неформальных отношений в развитии организации обусловлена необходимостью разработки теоретических знаний для разрешения проблемной ситуации, возникшей в развитии организации. Данный факт неудивителен, поскольку везде люди в той или иной степени взаимодействуют между собой, и в процессе этого взаимодействия неизбежно складываются взаимоотношения, которые не могут ограничиваться формальными рамками.

Содержание

Введение .....3
1. Образование неформальных отношений в организации 8
2. Неформальные отношения в образовании социально-
психологического климата организации 16
3. Повышение эффективности функционирования организации,
посредством неформальных отношений 24
Заключение.... ,.,27
Список литературы . .....29

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

Введение              .....3

1.              Образование неформальных отношений в организации              8

2.              Неформальные      отношения      в      образовании      социально-
психологического климата организации              16

3.              Повышение    эффективности    функционирования    организации,
посредством неформальных отношений              24

Заключение....              ,.,27

Список литературы              .              .....29

 



 

Введение

Актуальность исследования значения неформальных отношений в развитии организации обусловлена необходимостью разработки теоретических знаний для разрешения проблемной ситуации, возникшей в развитии организации. Данный факт неудивителен, поскольку везде люди в той или иной степени взаимодействуют между собой, и в процессе этого взаимодействия неизбежно складываются взаимоотношения, которые не могут ограничиваться формальными рамками.

Проблема исследования заключается в том, что неформальные отношения - это взаимоотношения спонтанно образовавшейся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определённой цели. Значение неформальных отношений в развитии организации имеет как положительный характер, так и отрицательный.

С одной стороны, неформальные отношения приводят к снижению эффективности управления, распространению ложных слухов.

С другой стороны, наблюдается более высокая производительность труда, сплоченность коллектива, большая преданность организации.

Целью данного исследования является теоретическая разработка проблем значения неформальных отношений в развитии организаций и определение путей ее решения. Предмет исследования - проблема неформальных отношений в развитии организации.

Объектом исследования являются неформальные отношения в развитии» организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Описать    процесс    образования    неформальных    отношений    в организации.

2.     Определить   роль   неформальных   отношений   в    формировании социально-психологического климата в организации.

3.   Описать методы для повышения эффективности функционирования организации.

 



 

Степень изученности проблемы роли неформальных отношений в организации - не велика, для ее расширения потребовалось привлечение знаний управления персоналом, психологии социологии управления, менеджмента, разработки управленческих решений.

Теоретической базой для работы послужили труды таких ученных как МБ. Дорошева, И.Н. Герчиковой, А.Я. Кибанова, Н.С. Комаровай, В.Б. Бычина.

Научная новизна работы заключается в следующих основных положениях:

-        неформальные отношения в организации являются спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности

-        неформальные отношения - являются важной составляющей социально-психологического климата в организации.

-              с помощью влияния на неформальные отношения возможно влияние на
эффективность функционирования организации.

Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных исследователей по проблемам организации и неформальных отношений.

Практическая значимость работы определяется возможностями совершенствования использования неформальных отношений в организации. Результаты исследования можно использовать при проведении семинаров для специалистов служб, занимающихся вопросами управления персоналом. Рекомендации, имеющиеся в исследовании, могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления, принимающих участие в разработке реализации управленческого решения, а так же в деятельности частных компаний.

Материалы исследования так же могут быть использованы при подготовке учебных курсов по использованию неформальных отношений в управлении      организацией,      государственному      и      муниципальному

 



 

управлению, положены в основу спецкурса по соответствующей тематике для студентов и слушателей высших учебных заведений.

Методологическую базу исследования составили комплексный, системный метод познания, позволяющие объективно установить существующие закономерности.

Эмпирической базой послужили статистические данные, опубликованные в информационных источниках о неформальных отношениях в организации

Перспективным является применение результатов исследования в управленческом воздействии на дальнейший процесс совершенствования персонала организации.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.

 



 

Образование неформальных отношений в организации

Формальные отношения создаются по воле руководства. Но как только они созданы, они становятся также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.1

Неформальные отношения - это взаимоотношения спонтанно образовавшейся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели} Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация, большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы, в частности Ларкин В.Е, считают, что неформальное отношение - это, по существу, сеть совокупность взаимоотношений между людьми выходящих за рамки формальных. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих * коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах   зависят   друг    от    друга,    естественным   результатом    этого

 



 

интенсивного      социального      взаимодействия      является      спонтанное возникновение неформальных отношений.

У неформальных отношений много общего с формальными отношениями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные отношения - у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) отношениях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальные отношения созданы по заранее продуманному плану, нефор­мальные же отношения скорее являются спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Структура и тип формальных отношений строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальных отношений возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных отношений Леонард Сейлис и Джордж Штраус говорят: «Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это - динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг € другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с

 



 

номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий - комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией».1

Вполне естественно возникает вопрос о том, по какой причине люди завязывают формальные отношения. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для образования неформальных отношений, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Самой первой причиной установления неформальных отношений является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, - одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Другие исследования показали, что возможность' принадлежать к группе, и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому

 



 

рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным отношениям, чтобы эти контакты обрести.

Второй причиной, по которой происходит образование неформальных отношений, это желание получить какую либо помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника и болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощью к начальству по всем этим вопросам. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации.

Третьей  причиной,  по  которой  сотрудники  организации  образуют неформальные отношения это потребность в защите. Люди всегда знали, что

 



 

сила - в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

Проблема неформальных отношений также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо организации в целом.

Четвертой причиной для образования неформальных отношений в

организации является потребность в  общении.  Люди хотят знать,  что

происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же --( во многих формальных отношениях система внутренних контактов довольно

слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных

определенную    информацию.    Поэтому    одной    из    важных    причин

принадлежности образования неформальных отношений является доступ к

неформальному каналу поступления информации - слухам,  сплетням и

другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных

источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это

может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической

защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к

нужной для работы информации.

 



 

Еще одной причиной для образования неформальных отношений выступают тесное общение и симпатия. Люди часто создают неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Например, клерки или инженеры отдела часто работают в больших комнатах, где нет перегородок между столами. Эти люди имеют много общего и испытывают симпатию друг к другу частично оттого, что выполняют аналогичную работу. Так, они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребности в принадлежности, компетентности, защите, уважении.

Информация о работе Неформальные отношения в организации