Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель данной работы: изучение обучающейся организации.
Задачи работы:
1. Определение понятия «обучающаяся организация»;
2. Изучение основных характеристик обучающейся организации;
3. Рассмотрение методов формирования обучающейся организации;
Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие и характеристики обучающейся организации………4-6
1.1 Условия обучения работников………………………………………….7-9
2.1 Принципы и методы обучающейся организации…………10-13
2. Концепция Сенге……………………………………………………………….14-17
2.1 Роль менеджеров в обучающейся организации………….18-22
2.2 Управление человеческими ресурсами………………………......23
3. Заключение……………………………………………………………………....24-25
4. Список литературы…………………………………………………………………26
Принципы самообучающейся
В обучающейся организации рост знаний и совершенствование навыков происходит не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Для нее характерно и необходимо также совершенствование способностей к обучению как таковых. Обучение персонала в ней происходит не только в более или менее традиционных формах, но и в процессе самой трудовой деятельности, которая включает взаимопомощь, обмен опытом и знаниями.
Наиболее прогрессивный
Обучающаяся организация по сути своей отлична от традиционной. В то время как традиционная организация опирается на власть, обучающаяся полагается на лидерство. Можно перечислить ряд основных различий между ними:4
Традиционная
организация
Статус работника определяет должность и полномочия |
Статус проистекает из знаний, умений, навыков |
Управленческие решения |
Решения могут быть самыми различными в зависимости от оценки конкретной ситуации и ее видения |
Работник рассматривается прежде всего как исполнитель с крайне ограниченными полномочиями по принятию решений |
В пределах своих полномочий работник
имеет право принимать |
Конфликты считаются разрушительными, разногласия пресекаются |
Дискуссии, разногласия вполне допустимы; отношения внутри организации не носят чрезмерно формального характера |
Управление работниками как |
Управление работниками как |
Сотрудничество между |
Культивируется дух всеобщего сотрудничества, отношения в коллективе в фокусе внимания |
Работники испытывают недостаток сведений и, как следствие, понимания общих целей организации |
Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях |
Получение информации затруднено иначе
как по неформальным каналам, так
как она засекречена или |
Коммуникация приветствуется, поддерживается и развивается по всей организации, между отдельными работниками и группами сотрудников |
1.2 Принципы и методы обучающейся организации
Существует ряд принципов и технологий, составляющих основу обучающейся организации. К ним относятся, по П. Сенге, который является автором самого термина «обучающаяся организация», следующие:
Совершенствование личного мастерства
– человек совершенствует свои умения
и ищет новых знаний не только по
требованиям среды и
Создание общего видения – основывается
на представлении о том, что для
наибольшего успеха в достижении
общих групповых целей
Групповое обучение – предполагает создание группового знания, то есть обучение людей групповому взаимодействию на уровне отдельных команд и организации в целом. Осуществляется не только в форме тренингов и семинаров, но и в самом трудовом процессе посредством открытых диалогов, дискуссий, обмена опытом. Результат группового обучения – синергетический эффект, когда группа становится чем-то большим, нежели простой совокупностью людей, и ее знания, соответственно, превосходят простую сумму знаний каждого входящего в нее человека.
Выявление преобладающих ментальных моделей – под ментальными моделями здесь понимаются имплицитные, неявные и невыраженные, порой даже не осознаваемые представления, убеждения, верования, присущие людям. Такие ментальные модели могут мешать людям обучаться, так как с ними вступают в конфликт новые способы действий. Анализ существующих стереотипов и ментальных штампов необходим для успешного внедрения изменений.
Системное мышление – подытоживает
все вышеперечисленное, подразумевая
способность к глубокому и
всестороннему пониманию
Американским исследователем М. Педлером также был описан ряд признаков обучающейся организации:
1. Гибкость в выработке
2. Сотрудники активно участвуют
в разработке стратегий и
3. Открытость информации. Организация
открыта для информации извне
и столь же легко
4. Контроль и учет способствуют развитию организации. Системы учета и контроля строятся на этом принципе, имеют обучающую функцию.
5. Подразделения оказывают друг
другу услуги в рамках
6. Гибкая система поощрений.
Понятие «вознаграждение»
7. Структура организации
8. Сбор и анализ информации
о том, что происходит вне
и вокруг организации, входит
в обязанности каждого
9. Присутствует постоянный обмен
опытом с клиентами и
10. Атмосфера способствует
11. Возможности для саморазвития
сотрудников. Обучение –
Обучающиеся организации имеют
более высокую
В обучающейся организации
Важность именно группового обучения в организации состоит в том, что вложения в человеческий капитал могут быть легко потеряны в случае увольнения работников, если знания имеют характер индивидуального достояния, а не группового. Это определяет важность предотвращения текучки кадров, а значит, требует эффективного и профессионального управления.
Одним из методов функционирования и развития обучающейся организации является корпоративное обучение. Оно может осуществляться в разных формах, как традиционных, так и в форме наставничества, мозговых штурмов, разбора кейсов. Насколько эффективным будет корпоративное обучение, зависит от ряда факторов. К ним относят потенциал наставничества, проницаемость границ внутри организации, культуру обучения и информационную инфраструктуру.
Наставничество – это
Внутриорганизационные границы –
отражают степень свободы движения
идей, людей в рамках организации,
возможность создания сообществ. Чем
выше эта свобода, тем больше возможностей
и конкурентных преимуществ имеет
организация. Наивысших успехов
достигают организации, в чьё
развитие могут вносить свой вклад
абсолютно все сотрудники. Это
подразумевает, в том числе широкие
возможности самостоятельного принятии
решений сотрудниками в рамках своей
непосредственной работы. Необходимо
также существование общей
Информационная инфраструктура является как раз совокупностью таких средств и механизмов, существующей помимо личных контактов, и включает в себя документацию и отчетность, компьютерные конференции, внутреннюю почту, компьютерные обучающие системы, и многое другое.
Культура обучения – это среда, благоприятствующая обучению и развитию. Она включает в себя как ценности, установки, традиции, стратегии, конкретные стандарты и планы относительно обучения, так и инфраструктуру обучения – каналы распределения ресурсов, и так далее.
Некоторые организации создают
собственные корпоративные
2. Концепция Сенге
Питер Майкл Сенге - американский ученый, директор Центра организационного обучения в школе менеджмента Массачусетского технологического университета.
Он известен как автор книги
«Пятая дисциплина: искусство и практика
самообучающейся организации» с 1990
года (новая редакция 2007 года). Кроме
того, он по-прежнему читает лекции в
качестве доцента в группе системной
динамики в школе менеджмента
Массачусетского
Питер Майкл Сенге родился в 1947 году. Он получил степень бакалавра в области аэрокосмической инженерии Стэнфордского университета. Учась в Стенфорде, он также изучал философию.
В 1972 году он получил степень магистра
в области социальных систем моделирования
Массачусетского
В 1978 году он получил степень доктора
философии Массачусетского
Он является основателем кафедры Общества организационного обучения (SoL). С 1996 года он стал регулярно практиковался в медитации после того, как посетил Дзен Буддийский монастырь.
Концепция Сенге
Термин «обучающиеся организации» (learning companies), широко распространившийся в Европе и США в 1990-е гг., в России стал известен недавно. Одна из известных концепций обучающейся организации принадлежит американцу П. Сенге. Другая, «европейская», была разработана несколькими авторами: Т. Бойделом, Н. Диксоном и П. Сенджем.