Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Основными задачами курсовой работы являются:
Изучение теоретических основ организационных структур управления, ознакомление с понятием организационных структур и принципом их построения.
Рассмотрение типов органических структур, определение их достоинств и недостатков.
Введение
Глава1. Сущность и основные характеристики органических организаций
1.1 Теоретические основы организационных структур управления
1.1.1 Понятие управленческих структур
1.1.2 Принципы построение организационных структур
1.2 Современные органические структуры управления
1.2.1 Матричная и проектная структуры управления
1.2.2 Бригадная и програмно-целевая структуры управления
Глава2. Органическая организация на примере фирмы «Тойота»
Заключение
Список литературы
В
нашей стране проектные и матричные
структуры успешно
1.2.2
Бригадная и программно-целевая
структуры управления
Основу
бригадной структуры управления
составляет групповая форма организации
труда и производства, давно известная
и во всем мире, и в нашей стране.
Однако только в 80-е годы появились
и возможность, и необходимость
в более полном использовании
ее преимуществ: ускорение процессов,
связанных с обновлением
а) автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев;
б)
предоставление ей прав самостоятельного
принятия решений и координации
действий с другими бригадами, в
том числе права привлечения
сотрудников других бригад, если это
необходимо для решения конкретных
проблем в результате чего подрывается
тенденция к традиционному
в) замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов.
Формирование
бригадных структур требует серьезной
подготовки. Прежде всего это касается
распределения всего персонала
по автономным командам. Каждую бригаду
возглавляет освобожденный
Есть еще одно важное условие эффективности бригадной структуры управления – отказ от принципов рациональной бюрократии, реализованных в тех или иных разновидностях. Это становится возможным в результате того, что в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы.
Теоретически бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем.
Преимущества бригадной структуры:
Недостатки бригадной структуры:
В качестве примера можно привести компанию «Боинг», которая перешла на бригадную структуру управления при проектировании нового пассажирского реактивного самолета «Б-77». Специалисты технического, производственного и финансового профилей были распределены по многофункциональным бригадам, количество которых превысило две сотни. В самую верхнюю бригаду пирамиды вошли высшие менеджеры, за каждым из которых закреплялась ответственность за одно крупное направление разработок, а за всеми вместе – за своевременность и качество проекта в целом. На втором уровне пирамиды задействовано 25-30 бригад из двух руководителей, один из которых отвечает за решение технических проблем, другой – за производственные вопросы. Они координируют и контролируют работу бригад третьего уровня, занимающихся разработкой и производством тех или иных агрегатов. Эти многофункциональные рабочие группы включают от 5 до 15 человек – специалистов и исполнителей разного профиля. Такая организация позволила более эффективно использовать знания и умения работающих и существенно сократить время на согласование инженерных решений, да и на сами разработки благодаря росту производительности труда. Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, - горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад. В компании «Боинг» с этой целью в структуру введен еще один уровень, состоящий из пяти интеграционных бригад, в каждую из которых вошли от 12 до 15 представителей рабочих бригад. Аналогичные эксперименты с введением тех или иных видов органических структур управления проводятся и в нашей стране. В качестве примера можно привести перестройку ОСУ в АО «Кировский завод», где в 1998 г. были сформулированы 27 структурных подразделений, получивших статус самостоятельных хозрасчетных единиц и название хозрасчетных комплексов. Уже в 2001 г. число таких комплексов увеличилось до 70, а результаты их деятельности проявились в более четкой и слаженной работе, в развитии экономических отношений между подразделениями в росте производительности труда и снижении непроизводительных затрат.
Многочисленные
поиски, особенно в последнее десятилетие,
новых методов обоснования
Одной
из разновидностей программно-целевых
структур является структура, построенная
по проектному принципу. При этом выделяются
коллективы работников, каждый из которых
занимается решением определенного
вида проблем (проектов), возникающих
перед предприятием и имеющих
различную целевую
Для
тех организаций, где производство
продукции осуществляется в широком
диапазоне выпускаемой
Глава2. Органическая
организация на примере
фирмы «Тойота»
Такая
структура представляет собой сетевую
структуру, построенную на принципе
двойного подчинения исполнителей: с
одной стороны - непосредственному
руководителю функциональной службы,
которая предоставляет персонал
и техническую помощь руководителю
проекта, с другой - руководителю проекта
или целевой программы, который
наделен необходимыми полномочиями
для осуществления процесса управления.
При такой организации
Управление
по целевым программам осуществляется
на "Тойоте" через функциональные
комитеты. Например, при создании функционального
комитета в области обеспечения
качества председателем комитета назначается
уполномоченный руководства по качеству.
Из практики фирмы "Тойота", количество
членов комитета не должно превышать
пяти. В состав комитета входят как
сотрудники отдела обеспечения качества,
так и 1-2 сотрудника других отделов.
Каждый комитет имеет секретариат
и назначает секретаря для
ведения дел. Основные вопросы рассматриваются
комитетом на ежемесячных заседаниях.
Комитет также может создавать
группы, работающие над отдельными проектами.
Комитет по качеству определяет права
и обязанности всех отделов, связанных
с вопросами качества и устанавливает
систему их взаимоотношений. Ежемесячно
комитет по качеству анализирует показатели
обеспечения качества и разбирается в
причинах рекламаций, если таковые имеются.
В то же время комитет не несет ответственности
за обеспечение качества. Эта задача решается
непосредственно каждым отделом в рамках
вертикальной структуры. Обязанностью
комитета является соединение вертикальной
и горизонтальной структуры для улучшения
деятельности всей организации.
Рис.3. Матричная структура управления на фирме "Тойота"
Преимущества матричной структуры:
лучшая ориентация на
более эффективное текущее
более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;
относительная автономность
улучшение контроля за
любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;