Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить понятие организационной структуры и модели;
Определить факторы, определяющие требования к организационным структурам;
Введение
Для эффективного управления
организацией необходимо, чтобы ее
структура соответствовала
Организационная структура
имеет отношение
Организация - сложный организм.
В нем переплетаются и
Существует много типов структур управления, и почти каждая новая монография об управлении "радует" нас изобретением нового типа организационной структуры или их комбинаций (патриархальная, линейная, функциональная, штабная, матричная, есть даже дивизионная и продуктовая структуры). Но дело, естественно, не в названии, а в том, как действующая структура управления выполняет свои функции, т.е. в ее оптимальности для данных условий: рациональны ли связи между звеньями и ступенями управления при обеспечении надежности и минимальных затратах на аппарат управления.
Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Объект исследования - организационные
структуры управления. Предмет исследования
- понятие организационных
Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Организационная модель
– это принципы формирования
подразделений, делегирования
На практике применяют
следующие принципы
функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;
модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);
Последняя модель применяется
в случае, если рынок контрагента
ограниченный. Например, в случае
если число потребителей
В большинстве же
случаев распространение
1. Понятие организационной структуры
Управление предприятием
должно осуществляться на базе определенной
организационной структуры. Структура
предприятия и его
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами
структуры управления поддерживаются
благодаря связям, которые принято
подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Первые носят характер согласования
и являются одноуровневыми. Вторые
- это отношения подчинения. Необходимость
в них возникает при
В структуре управления организацией
различаются линейные и функциональные
связи. Первые суть отношения по поводу
принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между
так называемыми линейными
Соответственно используется
такое понятие, как полномочия: линейного
персонала, штабного персонала и
функциональные. Полномочия линейных
руководителей дают право решать
все вопросы развития вверенных
им организаций и подразделений,
а также отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами
организации (подразделений). Полномочия
штабного персонала ограничиваются
правом планировать, рекомендовать, советовать
или помогать, но не приказывать
другим членам организации выполнять
их распоряжения. Если тому или иному
работнику управленческого
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [18, 176].
1.2 Принципы и
факторы построения
К структуре управления предъявляется
множество требований, отражающих ее
ключевое для менеджмента значение.
Они учитываются в принципах
формирования ОСУ, разработке которых
было посвящено немало работ отечественных
авторов в дореформенный
1. Организационная структура
управления должна прежде
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
- Формирование общей
структурной схемы во всех
случаях имеет приципиальное
значение, поскольку при этом
определяются главные
- Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурые единицы (отделы,бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
- Регламентация организационной
структуры - предусматривает разработку
количественных характеристик
Когда требуется взаимодействие
многих звеньев и уровней управления,
разрабатываются специфические
документы называется - органиграммами.
Органиграммама представляет собой
графическую интерпретацию
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля.