Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить понятие организационной структуры и модели;
Определить факторы, определяющие требования к организационным структурам;
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства [6, 120].
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях.
Многообразие возможных
организационных форм управления объективно
ставит проблему выявления и оценки
факторов, создающих те или иные
конкретные условия для их применения.
Анализ практического опыта
Влияние организационной
структуры на эффективность процесса
управления проявляется всегда в
тесной связи и взаимообусловленности
с влиянием других характеристик
системы управления, включая экономические
механизмы управления, порядок планирования
и оценки работы, применяемые методы
и технику управления, деловые
качества кадрового состава, сложившийся
социально-психологический
Во-первых, если не учесть влияния названных характеристик на эффективность управления, они могут ослаблять и даже сводить на нет положительные результаты организационного совершенствования.
Во-вторых, диапазон разнообразия
организационных форм не безграничен,
а при переходе от одного типа структуры
и организационного механизма к
другому могут существовать определенные
требования, которые каждый конкретный
вариант структуры
И в-третьих, влияние многих
объективных факторов на требования
к структуре может оказаться
разнонаправленным и даже противоречивым,
что сильно усложняет проблему построения
критериев их выбора. Понимание этого
положения часто заставляет принимать
комплексные организационные
Анализ влияния
· полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним задачи сбалансированность задач всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;
· комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействие наиболее эффективные разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями аппарата управления с точки зрения выполняемых функций, минимизацию их дублирования, а также обоснованное взаимодействие линейно-функциональной и программно-целевой структур;
· концентрацию прав и
ответственности при решении
каждой конкретной управленческой задачи
за счет рационального
· полное соответствие организационно-экономического
механизма контроля исполнения объему
компетенции в области
Поскольку практически в
каждую современную систему управления
вводятся элементы регулирования
· повысить оперативность и действенность руководства формированием и реализацией программы путем приближения органов управления к исполнителям и создания непосредственной связи между ними;
· обеспечить наиболее полное и эффективное взаимодействие всех подразделений, занятых обеспечением и выполнением программ;
· освободить органы высшего руководства системой от функций оперативного управления и координации действий исполнителей программных мероприятий;
· обеспечить эффективный
контроль за ходом выполнения запланированных
работ, создающий основу для действенного
административного
2. Классификация организационных структур и моделей управления и тенденции их развития
2.1 Виды организационных структур и моделей управления
Постоянно меняющаяся рыночная
ситуация, необходимость внедрения
новых технологий и освоения новой
продукции, весьма слабая доля вероятности
результатов прогнозирования
В самом общем случае можно
сказать, что существуют различного
типа иерархические и линейные структуры.
Для иерархических характерно наличие
управляющей и хотя бы одной подчиненной
подсистемы; наличие иерархии является
признаком высокого уровня организации.
В линейных структурах управляющие
функции распределены между всеми
элементами системы. Избыточные структурные
уровни свидетельствуют о
Упрощенно говоря, можно обеспечить управление двумя способами: руководить подчиненными непосредственно или ввести промежуточную ступень управления и руководить коллективом через своих заместителей (рис.1)
Рис. 1 Способы управления
Организационная структура управления – функциональная модель
Организационная структура
управления на многих
Организационная структура
управления, построенная в соответствии
с этими принципами, получила
название иерархической или
Основы линейных структур
составляет так называемый «
Результаты работы
каждой службы оцениваются
Рис.2 Линейная модель структуры управления
В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса (Рис. 3,4,5)
Рис. 3 - Линейная структура управления: кольцо
Где Р - руководитель;
И – исполнитель
Рис.4 Линейная структура управления: звезда
Где Р - руководитель;
И – исполнитель
Рис.5 Линейная структура управления: колесо
Где Р - руководитель;
И - исполнитель
Линейно-функциональная структура управления (рис. 6) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.
Рис.6 Линейно-функциональная структура управления
Линейно-штабная структура управления (рис.7) представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.
Рис.7 Линейно-штабная структура управления
Преимущества линейных структур:
Недостатки линейной структуры: