Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить понятие организационной структуры и модели;
Определить факторы, определяющие требования к организационным структурам;
· графоаналитические модели
организационных систем, представляющие
собой сетевые, матричные и другие
табличные и графические
· натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперементы - заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперементы - искуственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры - действия практических работников;
· математико-статистические
модели зависемостей между исходными
факторами организационных
Процесс проектирования организационной
структуры управления должен быть основан
на совместном использовании
2.3 Процесс формирования организационной структуры
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям[42, 243]:
Формирование общей
Разработка состава основных
подразделений и связей между
ними – заключается в том, что
предусматривается реализация организационных
решений не только в целом по крупным
линейно-функциональным и программно
– целевым блокам, но и вплоть
до самостоятельных (базовых) подразделений
аппарата управления, распределения
конкретных задач между ними и
построения внутриорганизационных
связей. Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятельные структурные
единицы (отделы, бюро, управления, сектора,
лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-
Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.
Она включает: определение
состава внутренних элементов базовых
подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной
3.Оценка эффективности организационных решений
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рацио-нального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оценниваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Комплексный набор критериев
эффективности системы
- по степени соответствия
достигаемых результатов
- по степени соответствия
процесса функционирования
Критерием эффективности
при сравнении различных
Принципиальное значение
для оценки эффективности системы
управ-ления имеет выбор базы
для сравнения или определения
уровня эффективности, который принимается
за нормативный. Один из подходов дифференцирования
сводится к сравнению с показателями,
характеризующими эффективность организационной
структуры эталонного варианта систем
управления. Эталонный вариант может
быть разработан и спроектирован
с использованием всех имеющихся
методов и средств
Часто вместо методов используется
экспертная оценка организацион-но-технического
уровня анализируемой и проектируемой
системой, а также отдельных её
подсистем и принимаемых
Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на сле-дующие три взаимосвязанные группы.
1. Группа показателей,
характеризующих эффективность
системы управления, выражающихся
через конечные результаты
2. Группа показателей,
характеризующих содержание и
организацию процесса
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность[19, 126].
Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.
Под экономичностью аппарата
управления понимаются относительные
затраты на его функционирование.
Для оценки экономичности могут
использоваться такие показатели, как
удельный вес затрат на содержание
аппарата управления, удельный вес
управленческих работников в численности
промышленно-производственного
Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изме-няющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.
Оперативность принятия управленческих
решений характеризует
Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.
3. Группа показателей,
характеризующих
Для оценки эффективности
управления важное значение имеет определение
соответствия системы управления и
её организационной структуры
Важными требованиями, являются,
способность адекватного
Заключение
Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Организационная модель
– это принципы формирования
подразделений, делегирования
К структуре управления предъявляется
множество требований, отражающих ее
ключевое для менеджмента значение.
Они учитываются в принципах
формирования ОСУ, разработке которых
было посвящено немало работ отечественных
авторов в дореформенный
Многообразие возможных организационных форм управления объективно ставит проблему выявления и оценки факторов, создающих те или иные конкретные условия для их применения.
Теоретический анализ и опыт
показывают, что наиболее существенными
факторами являются характеристики:
целей системы; среды ее функционирования;
ресурсов, имеющихся для достижения
целей; организационно-
Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века.
Основы линейных структур
составляет так называемый «шахтный»
принцип («принцип колодца») построения
и специализация
Матричные организационные структуры совмещают принципы построения функциональных и процессных систем.
Истоки концепции управления
процессами ведут к теориям управления,
разработанным еще в