Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть применение жесткой организационной структуры управления. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть виды организационных структур
2. проанализировать применение организационной структуры
3. выявить преимущества и недостатки жестких организационных структур управления
Объектом данной темы является организационная структура управления, предметом – процесс ее применения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... …. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИ……….……………….……………4
1.1 Примеры организационных структур управления…………………………4
1.2 Функция организационных структур управления………………………….8
1.3 Жесткие организационные структуры управления…………………………13
ГЛАВА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЖЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ . ТОО «ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ» …………………………………………………………………..……….………….16
2.2 Общая характеристика деятельности предприятия………..…………….…..16
2.3 Организационная структура управления ТОО «Торговый дом стройматериалов»…………………………………….18
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЖЕСТКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР………20
3.1Недостатки жестких организационных структур………………………….….20
3.2 Преимущества жестких организационных структур……………….………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛЕНИРАТУРЫ……………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25
Основой этой структуры является организация работ по рабочим
группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:
1.
автономная работа рабочих
2.
самостоятельное принятие
3. замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
4.
привлечение для разработки и
решения задач сотрудников
Матричная
(программно - целевая) структура (Приложение
4). Такая структура представляет собой
сетевую структуру, построенную на
принципе двойного подчинения исполнителей:
с одной стороны - непосредственному руководителю
функциональной службы, которая предоставляет
персонал и техническую помощь руководителю
проекта, с другой - руководителю проекта
или целевой программы, который наделен
необходимыми полномочиями для осуществления
процесса управления. При такой организации
руководитель проекта взаимодействует
с 2-мя группами подчиненных: с постоянными
членами проектной группы и с другими
работниками функциональных отделов,
которые подчиняются ему временно и по
ограниченному кругу вопросов. При этом
сохраняется их подчинение непосредственным
руководителям подразделений, отделов,
служб. Для деятельности, которая имеет
четко выраженное начало и окончание,
формируют проекты, для постоянной деятельности
- целевые программы. В организации и проекты,
и целевые программы могут сосуществовать.
1.2 Функция
организационных структур
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. «Организационная структура управления» (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [11, C.90].
Ключевыми
понятиями структур управления являются
элементы, связи (отношения), уровни и
полномочия. Элементами ОСУ могут
быть как отдельные работники (руководители,
специалисты, служащие), так и службы
либо органы аппарата управления, в
которых занято то или иное количество
специалистов, выполняющих определенные
функциональные обязанности. Есть два
направления специализации
1. в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
2. исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые
– это отношения подчинения. Необходимость
в них возникает при
При
двухуровневой структуре
В
структуре управления организацией
различаются линейные и функциональные
связи. Первые суть отношения по поводу
принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между
так называемыми линейными
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [16, C.261].
К
структуре управления предъявляется
множество требований, отражающих ее
ключевое для менеджмента значение.
Они учитываются в принципах
формирования ОСУ, разработке которых
было посвящено немало работ отечественных
авторов в дореформенный
1.
Организационная структура
2.
Следует предусматривать
3.
Формирование структуры
4.
Между функциями и
5.
Организационная структура
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ [18, C.336].
Главный
фактор, «задающий» возможные контуры
и параметры структуры
Очевидно,
что структура управления крупными
предприятиями более сложна по
сравнению с той, какая нужна
небольшой фирме, где все функции
менеджмента подчас сосредоточиваются
в руках одного-двух членов организации
(обычно руководителя и бухгалтера),
где соответственно нет необходимости
проектировать формальные структурные
параметры. По мере роста организации,
а значит, и объема управленческих
работ, развивается разделение труда
и формируются
Важно
обратить внимание на сопряжение структуры
управления с фазами жизненного цикла
организации, о чем, к сожалению,
нередко забывают проектанты и специалисты,
решающие задачу совершенствования
управленческих структур. На стадии
зарождения организации управление
нередко осуществляется самим
предпринимателем. На стадии роста
происходит функциональное разделение
труда менеджеров. На стадии зрелости
в структуре управления чаще всего
реализуется тенденция к
На
формирование структуры управления
оказывают влияние изменения
организационных форм, в которых
функционируют предприятия. Так, при
вхождении фирмы в состав какого-либо
объединения, скажем, ассоциации, концерна
и т.п., происходит перераспределение
управленческих функций (часть функций,
естественно, централизуется), поэтому
меняется и структура управления
фирмы. Впрочем, даже если предприятие
остается самостоятельным и независимым,
но становится частью сетевой организации,
объединяющей на временной основе ряд
взаимосвязанных предприятий (чаще
всего для использования
Важный
фактор формирования управленческих структур
– уровень развития на предприятии
информационной технологии. Общая тенденция
к децентрализации «электронного
интеллекта», то есть к росту числа
персональных компьютеров при одновременном
расширении использования на уровне
предприятия локальных сетей, ведет
к ликвидации или сокращению объема
работ по ряду функций на среднем
и низовом уровнях. Это относится,
прежде всего, к координации работы
подчиненных звеньев, передаче информации,
обобщению результатов
В
этом контексте стоит отметить, что
современное развитие информационных
систем приводит к формированию нового
типа предприятий, которые в западной
литературе получили название «виртуальных»
компаний (организаций). Под ними
понимают совокупности независимых (чаще
всего небольших по размерам)
предприятий, являющихся как бы узлами
на информационной сети, обеспечивающей
их тесное взаимодействие. Единство и
целенаправленность в работе этих фирм
достигаются благодаря гибкой электронной
связи на базе информационной технологии,
которая пронизывает буквально
все сферы их деятельности. Поэтому
границы между входящими в
них организациями становятся
«прозрачными», и каждая из них может
рассматриваться представителем компании
в целом.
К наиболее типичным структурам управления относят: