Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть применение жесткой организационной структуры управления. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть виды организационных структур
2. проанализировать применение организационной структуры
3. выявить преимущества и недостатки жестких организационных структур управления
Объектом данной темы является организационная структура управления, предметом – процесс ее применения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... …. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИ……….……………….……………4
1.1 Примеры организационных структур управления…………………………4
1.2 Функция организационных структур управления………………………….8
1.3 Жесткие организационные структуры управления…………………………13
ГЛАВА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЖЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ . ТОО «ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ» …………………………………………………………………..……….………….16
2.2 Общая характеристика деятельности предприятия………..…………….…..16
2.3 Организационная структура управления ТОО «Торговый дом стройматериалов»…………………………………….18
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЖЕСТКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР………20
3.1Недостатки жестких организационных структур………………………….….20
3.2 Преимущества жестких организационных структур……………….………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛЕНИРАТУРЫ……………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25
Данные
структуры управления объединяет то,
что они основаны на функциональной
специализации и относятся
Линейная структура управления.
Ее суть состоит в том, что все функции управления сосредотачиваются у руководителя и каждый работник подчиняется одному руководителю.
Область распространения: несложное производство, если необходима иерархия подчинения. Отношения старшего мастера, мастера, бригадира, вписываются в линейную систему. Руководитель такой структуры называется линейным.
В чистом виде линейная структура на практике не используется, а чаще входит составной частью смешанных форм и комбинаций структуры управления.
Функциональная структура управления.
Суть: каждый работник подчиняется нескольким руководителям, получает от них указания и отчитывается о своей деятельности. Этих руководителей называют функциональными [6, C.249].
Область применения: в чистом виде как самостоятельная структура встречается крайне редко, чаще в виде функциональных отделов других организационных структур: производственных, финансовых, бухгалтерии, технического, снабжения, юридического, управления персоналом и т.д.
Линейно-функциональная структура управления.
Суть: органическое соединение линейной и функциональной структур. Работник находится в непосредственном подчинении у одного начальника, он получает задания и информирует о своей деятельности не одного, а определенное число руководителей.
Область применения: этот вид структуры наиболее распространен и применяется как в небольших и средних организациях, так и в крупных – со стабильным характером производства и относительно незначительными изменениями внешней среды.
Линейно-штабная структура управления.
Суть: при линейных руководителях создаются специальные подразделения – штабные службы, состоящие из представитель проектных организаций, вузовских ученых, специалистов, представителей местной администрации, ученых, проектировщиков, которые по существу являются консультативным органом, но не решают конкретных вопросов производственной деятельности.
Область распространения: при решении определенных задач перспективного значения, а также при решении новых, уникальных проектов.
Дивизионная организационная структура управления.
Суть:
отдельные подразделения
Область
применения: многопрофильные организации,
имеющие разнородные
ГЛАВА
2. ПРЕИМУЩЕСТВА
И НЕДОСТАТКИ
ЖЕСКИХ
2.1
Принципы построения организационных
структур управления
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем [15, C.423].
При разработке принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Прежде всего необходимо включать систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно - аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения [17, C.256].
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
До последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Одним
из главных недостатков
Системный
подход, придавая важное значение научно
обоснованному определению
Основное
назначение большинства производственных
организаций с точки зрения общества
определяется целями удовлетворения рыночной
потребности в производимой продукции
и услугах. Вместе с тем соответствие
между системой целей и организационной
структурой управления не может быть
однозначным.
Рисунок 3. Переход от целей организации
к её структуре
В единой системе должны рассматриваться и различные методы фор-мирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Эффективность
построения организационной структуры
не может быть оценена каким-либо
одним показателем. С одной стороны,
здесь следует учитывать, насколько
структура обеспечивает достижения
организацией результатов, соответствующих
поставленным перед ней производственно-
Конечным
критерием эффективности при
сравнении различных вариантов
организационной структуры
Процесс
формирования организационной структуры
включает в себя формулировку целей
и задач, определение состава
и место подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность
работающих), разработку регламентирующих
процедур, документов, положений, закрепляющих
и регулирующих формы, методы, процессы,
которые осуществляются в организационной
системе управления.
Весь этот процесс можно организовать
по трем крупным стадиям:
- Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет приципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
- Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурые единицы (отделы,бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
- Регламентация
организационной структуры - предусматривает
разработку количественных характеристик
аппарата управления и процедур управленческой
деятельности. Она включает: определение
состава внутренних элементов базовых
подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной численности подразделений;
распределение задач и работ между конкретными
исполнителями; установление ответственности
за их выполнение; разработку процедур
выполнения управленческих работ в подразделениях;
расчёты затрат на управление и показателей
эффективности аппарата управления в
условиях проектированной организационной
структуры[6,249].