Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в наше время образуется все больше и больше организаций, предприятий, фирм. И в каждой организации может случиться так, что она постепенно начнет снижать свои доходы или терять ценные кадры, в общем, изживать себя. Чтобы предотвратить возможность такой ситуации или для того, чтобы из нее выйти – проводится организационный аудит. Это только одна из причин его проведения, есть и многие другие, о них я расскажу во второй главе.
4. Персонал
Анализируются качественные
и количественные характеристики персонала,
распределение персонала внутри
компании, наличие кадрового резерва,
а также уровень управляемости,
механизмы принятия решений, корпоративная
культура, стили управления, ожидаемые
результаты деятельности подразделений
и сотрудников и границы
5. Информационное поле
Проводится анализ системы
информационного обеспечения
При этом объектами анализа
являются формализованная стратегия
компании, схемы организационных
структур, организационно-
В состав проверяемых документов входят также устав,
1. положения об обособленных подразделениях,
2. доверенности должностных лиц,
3. положения о подразделении,
4. должностные инструкции,
5. положения о финансовом и внутреннем служебном документообороте и т. п.,
6. трудовые договоры,
7. хозяйственные договоры, договоры материальной ответственности,
8. прочие организационно-
Проведение организационного
аудита включает в себя сбор и анализ
информации о системе управления
компании. Любая организация сталкивается
с массой проблем практически
в каждой из сфер своего функционирования.
Изучая данные объекты при проведении
организационного аудита важно проследить
взаимосвязь между
2.4. Субъекты организационного аудита
Рассматриваемые процессы при аудиторской деятельности являются объектами данного аудита, при этом стоит заметить , что осуществляется эта деятельность субъектом , т. е. аудитором.
Необходимо осознавать, что организационный аудит - довольно большая и непростая работа. организационный аудит включает в себя аудит работы структурных подразделений организации, аудит стратегии, аудит трудовых показателей, аудит рабочих мест, аудит найма, увольнений, вознаграждений, условий труда, безопасности и здоровья, интеллектуального капитала и прочее. И если необходимо провести организационный аудит не «для галочки», эта работа потребует большого количества времени и средств. В идеале организационный аудит должны проводить аудиторы профессионалы, которые предоставят план проведения аудита, объяснят, согласно какой методике он будет осуществлен. Заказчику же, необходимо поставить четкие цели и задачи проведения организационного аудита.
В настоящее время в
крупных организациях часто встречаются
отдельно выделенные подразделения, занимающиеся
внутренним организационным аудитом.
Остальные компании практикуют периодическое
привлечение независимых
Содержать в своей структуре отдельное подразделение по организационному аудиту довольно затратно и не всегда целесообразно. При этом следует отметить, что работа внутренних специалистов рискует стать необъективной в связи с человеческим фактором. Так как. зачастую организационный аудит воспринимается как вмешательство в деятельность, поведение аудиторов должно быть продуманным, спланированным и осторожным. Также велик риск дезинформации. Например, практически всегда при оценке загрузки персонала руководителями предоставляются завышенные данные по показателям загрузки, в особенности по трудноизмеримым функциям
Тогда как независимая
оценка консультанта имеет ряд преимуществ,
например, позволяет открыть те моменты,
которые руководитель может не замечать
в своей повседневной работе, а
также исключает наличие
Кроме того, внешние консультанты имеют возможность наблюдения и исследования разных систем организаторской деятельности и разных управленческих ситуаций, контактов со специалистами разных уровней управления, накопления информации для сравнения и систематизации характеристик различных систем управления и т. п.
На практике при разовом анализе оперативных проблем привлекаются собственные специалисты специализированных подразделений (управление персоналом, внутренние бизнес-аналитики, специалисты по стратегическому и организационному аудиту и развитию и т. п.) либо владельцы рассматриваемых процессов, тогда как для выявления проблем по компании в целом, для комплексного анализа системы управления, формирования системных решений, а также для разработки рекомендаций в специфических областях деятельности приглашаются внешние организационные консультанты.
Любая организационная проблема взаимосвязана с другими, при этом может сложиться так, что ее приведет к возникновению другой (например, одна телекоммуникационная компания, надумавшая оптимизировать численность и, соответственно, сократить бюджет, поплатилась моментальным снижением показателей качества оказываемой услуги.
Таким образом, организационный аудит должен быть всесторонним, а решения, принимаемые на основании результатов его проведения, – взвешенными и оцененными.
Аудиторы несут
Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):
• гражданско-правовая;
• административная;
• уголовная.
Гражданско-правовая ответственность
определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения
убытков: а) расходы, связанные с
восстановлением нарушенного
Административная
• с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме
наложения штрафа (табл. 2.1);
• без лицензии, в форме наложения штрафа (табл. 2.2).
Таблица 2.1. Размер штрафа за осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий по категориям лиц
Категория лиц |
Размер штрафа в МРОТ |
Гражданин |
От 15 до 20 |
Должностное лицо |
От 30 до 40 |
Юридическое лицо |
От 300 до 400 |
Таблица 2.2. Размер штрафа за осуществление деятельности без лицензии по категориям лиц
Категория лиц |
Размер штрафа в МРОТ |
Гражданин |
От 20 до 2 |
Должностное лицо |
От 40 до 50 |
Юридическое лицо |
От 400 до 500 |
3.1. Особенности
проведения организационного
В современных условиях развития
рыночных отношений особую актуальность
приобретает поиск наиболее перспективных
механизмов, обеспечивающих продвижение
фирмы к намеченным целям. Их раскрыть
и использовать позволяет оптимально
продуманная система
Одним из наиболее значимых
элементов системы управления современной
организации выступает
В общем случае алгоритм аудита организационно-управленческой сферы предполагает осуществление следующих этапов:
1) предварительный – формируется цель проверки, определяется распределение людских и материальных ресурсов;
2) сбор информации –
осуществляется получение
3) обработка и анализ
информации – происходит
4) заключительный – подводятся основные итоги и даются рекомендации по оптимизации организационного управления.
Одним из ключевых этапов организационного
аудита является обеспечение всестороннего
анализа деятельности предприятия.
В условиях, когда экономическая
отчетность недостаточно полно характеризует
деятельность организации, повышается
роль получения достоверной
Аудит на предприятии позволяет
получить достаточно объективные и
справедливые оценки, т. к. с его помощью
учитываются главные
В оценке эффективности организационного управления существует несколько подходов. В одном случае критериями оценки являются показатели деятельности организации в целом (объем реализованной продукции, эффективность труда, нормы прибыли, рентабельность активов). В другом – показатели деятельности аппарата управления, трудового коллектива.
В диагностическом анализе
целесообразным является комплексное
исследование системы организационного
управления предприятием. Такой подход
представляет интерес с любых
точек зрения, ибо он позволяет
учитывать качественные и количественные
показатели управленческой деятельности,
а также складывающиеся взаимосвязи
и матрицу управленческого
В общем случае организационный
аудит строится на выполнении определенной
последовательности действий и реализации
ряда условий, по оценке жизнеспособности
структуры управления, ее соответствия
решаемым задачам. Поэтому среди
“выходных” критериев оценки вариантов
организационной системы
1) гибкость и адаптивность;
2) оперативность в принятии и реализации управленческих решений;
3) функциональная и структурная логичность;
4) степень централизации;
5) соблюдение требований корпоративного управления;
6) плотность и специализация управления;
7) использование организационных резервов;
8) соблюдение норм управляемости.
3.2. Основные принципы организационного аудита
Рассмотрим наиболее важные принципы организационного аудита.
• Принцип выделения главного: при проведении организационного аудита работник должен выделять главное, характерное.
• Принцип соответствия: профессионализм работника, составляющего аудиторское заключение, должен соответствовать его сложности ввиду того, что субъективизм решения может сильно исказить достоверность учетных данных.
• Принцип энциклопедичности: в группе работников, составляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специалиста широкого профиля в области всей системы управления (либо своего специалиста, либо привлеченного из консультационной фирмы), способного сопоставить учетные данные по отдельным элементам системы управления или их совокупности с набором стандартов. Это даст возможность избежать грубых ошибок или несостыковок. Так, при составлении бухгалтерского учета роль индикатора правильности играет баланс предприятия. Для системы управления такого аналога нет и поэтому гармонизация учетных данных с выводами аудитора должна перекладываться на высококвалифицированного специалиста.
Информация о работе Организационный аудит в деятельности организации