Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в наше время образуется все больше и больше организаций, предприятий, фирм. И в каждой организации может случиться так, что она постепенно начнет снижать свои доходы или терять ценные кадры, в общем, изживать себя. Чтобы предотвратить возможность такой ситуации или для того, чтобы из нее выйти – проводится организационный аудит. Это только одна из причин его проведения, есть и многие другие, о них я расскажу во второй главе.
• Принцип полноты: чем точнее и достовернее требуется заключение о соответствии состоянии системы управления требуемому уровню, тем больше ее элементов должно быть подвержено учету и контролю. Принцип полноты требует от руководителя постоянно следить за необходимой полнотой номенклатуры элементов системы управления, для который проводится учет.
• Принцип системности: при проведении аудита необходимо учитывать взаимовлияние элементов системы управления. Так, управленческая технология «Управление по результатам» будет эффективна только при линейной структуре управления, когда временной интервал между принятием решения и его реализацией составляет не более 1—7 дней в зависимости от характера производства.
• Принцип централизации учета: все аудиторские заключения об отдельных элементах системы управления должны стекаться к одному специалисту для составления обоснованного общего заключения.
• Принцип стандартизации: за каждой формой учета элементов системы управления должен стоять стандарт, норма, статья или положение закона, распоряжение руководителя.
• Принцип своевременного использования: учетные данные, предоставляемые аудитору, должны быть достоверны на день проведения аудита. Дальнейшее их использование или обработка должна регламентироваться распоряжениями соответствующих служб организации или вышестоящих руководителей.
• Принцип эластичности: эластичность определяется скоростью изменения текущего состояния учетных данных и соответственно результатов аудиторской проверки. Принцип эластичности требует от руководителя установления приемлемой периодичности проведения учетной работы по каждому элементу системы управления.
• Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный набор возможных значений учетных данных по каждому элементу для принятия соответствующих мер при существенном отклонении текущего значения параметра элемента от запланированного.
• Принцип координации: при непропорциональных изменениях контролируемых параметров элементов системы управления каждая организация должна вносить соответствующие коррективы в данный элемент.
• Принцип включения: система внутреннего аудита должна включаться в работу при достижении критического отклонения текущего состояния параметра элемента от расчетного (по нормативу или стандарту).
С учетом специфики терминологии аудита его этапам можно дать следующие наименования:
· цели аудита;
· формирование набора рабочих стандартов;
· выбор и заполнение учетных форм;
· выявление отклонений;
· оценка отклонений;
· принятие решений о дальнейших действиях;
· составление аудиторского заключения.
Набор процедур для всех этапов одинаков и включает:
· разработку;
· согласование,
· утверждение;
· организацию;
· принятие решения.
Каждая процедура содержит следующий набор операций:
· определение
· формулировку
· расчет вариантов и средств реализации
· накопление
· хранение
· обработку
· анализ
· оценку
Структурная сторона процесса проведения организационного аудита достаточно хорошо реализуется на практике. Процессорная сторона организационного аудита базируется на пяти принципах:
1. Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий.
2. При формировании стандартов и норм необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, существенно влияющих на процесс.
3. Следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс.
4. Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой.
5. Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы (согласованы, утверждены и т.д.)
3.3. Этапы проведения
аудита организационной
Основные цели проведения аудита организационной структуры
Мы все привыкли к хозяйственным и финансовым аудитам на предприятиях, в особенности это касается корпоративных структур, где проверки финансовой и хозяйственной деятельности дело обычное. Любой аудит это контроль той или иной категории менеджмента.
Аудит организационной структуры
- это контроль организационной структуры
(структурных связей и бизнес процессов),
выявление соответствия организационной
структуры масштабам и
Аудиты организационной структуры управления включают определение организационной структуры, описание распределения полномочий и ответственности сотрудников и подразделений, выработку политики предприятия, положений о подразделениях, должностных инструкций, принципов планирования, учета, анализа и принятия решений во всех категориях менеджмента ( маркетинг, логистика, производство, др). Анализ различных вариантов построения системы управления позволит руководителям предприятия или обособленного подразделения упорядочить деятельность и снизить общие затраты на осуществление эффективного управления предприятием или обособленным подразделением.
Результаты аудита организационной
структуры, оформленные отчетами, картами
процессов и опросными листами
позволят руководителям предприятия,
и получить полную, достоверную и
непротиворечивую информацию о состоянии
системы управления. Эти данные послужит
отправной точкой для проведения
изменений, и позволят установить ключевые
направления совершенствования
предприятия, а анализ истинных причин
возникновения несоответствий и
противоречий в организационной
структуре и процессах
Аудит организационной структуры делиться на 3 этапа:
определение финансовых рисков
связанных с созданием и
-оценка структурных связей
и бизнес-процессов (выявление
дублирования функций, двойной
подчиненности, двойной
-корректировка документации
организационной структуры (
Этап №1 Определение финансовых
рисков связанных с созданием
или работой организационной
структуры. На первом этапе определяется
текущее состояние предприятия
или обособленного
В зависимости от желаемого
в будущем размера предприятия,
специфики его продуктовой
Все это делается в 4 шага
1)Постановка проблемы: предмет
и цели планирования
2)Поиска: разработка альтернативных вариантов организационно- правовой структуры.
3)Оценка: оценка альтернативных вариантов организационно- правовой структуры.
4)Принятия решения: выбор
наиболее предпочтительной
Этап № 2 Оценка структурных связей и бизнес-процессов. На этом этапе необходимо определить:
- перечень источников, которые
будут использоваться для
- объем данных, которые
необходимо получить для
- перечень основных категорий бизнес процессов предприятия;
- форму получения информации;
- сроки получения информации.
Для этого составляется информационный лист. Информационный лист - это по сути план аудита организационной структуры и функций, но для того чтобы его составить необходимо изучить организационную структуру и бизнес процессы предприятия, для этого перед началом аудита необходимо запросить определенную информацию о структуре, штатное расписание или перечень сотрудников и информацию о деятельности предприятия.
Структура и штатное расписание передается в графическом и текстовом виде, информация о деятельности получается в индивидуальном порядке, в зависимости от предприятия.
На основании этих данных строиться общее представление о предприятии:
- условно выделяются категории бизнес-процессов;
- принимается организационная структура.
Когда мы определились с
планом проведения аудита или информационным
листом, мы начинаем собирать информацию
для проведения анализа организационной
структуры и процессов
Для этого необходимо:
- подготовить анкеты и
чек - листы, для проведения
опроса персонала и
- разработать графики
проведения опроса с указанием
подразделения и времени
- установить объем групп
документации и записей,
- по полученным данным
необходимо определить, укрупнено,
основные и вспомогательные
Одновременно с построением
процессной модели рекомендуется вести
работы по определению объема необходимой
организационно распорядительной и
специфической документации, что
обеспечивает более четкое определение
взаимодействий и распределение
ответственности за каждый этап процесса.
В результате мы должны получить данные
по организационной структуре
- двойной подчиненности;
- дублирования функций;
- отсутствием ответственности;
- и других несоответствий.
Этап №3 Корректировка документации организационной структуры.
В состав проверяемых документов входят: положения об обособленных подразделениях, должностные инструкции, положения о финансовом и внутреннем служебном документообороте, производственная документация, нормативная документация, организационно – распорядительная документация.
После проведения анализа организационной структуры и процессов, необходимо перестроить категории и пошаговые схемы процессов в соответствии с полученными данными. Как следствие необходимо откорректировать должностные инструкции персонала и указать на отсутствие документации регламентирующей выполнение операций в пошаговых схемах процессов (там, где это целесообразно), если аудит организационной структуры проводиться на предприятии с системой менеджмента качества , согласно стандарта ISO 9001 то анализу и корректировкам подвергается и документация системы менеджмента качества.
Составление отчета о проведении
анализа организационной
Отчёт о проведенном аудите
организационной структуры
- описание действующей структуры;
- оценку соответствия структуры целям и масштабу организации;
- оценку степени соблюдения
установленных процедур
- оценку степени разграничения полномочий и ответственности;
Информация о работе Организационный аудит в деятельности организации