Организация потребительского кооператива на примере Бичурского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение деятельности Бичурского райпо во взаимодействии с внутренней и внешней средой.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
 изучение современного состояния и проблем развития потребительской кооперации как в целом по стране;
 оценка системы управления и среды деятельности Бичурского райпо;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ: СОЗДАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
1.1. Законодательное регулирование формирования потребительских кооперативов 5
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности 8
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации 13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Характеристика деятельности Бичурского райпо 19
2.2. Цели и задачи развития Бичурского райпо 24
2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества 27
2.4. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

готоваяТО потребит кооператив.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, для успешного функционирования и развития всей потребительской кооперации в целом и Бичурского райпо в частности существует уже сформированная законодательно-правовая база. В соответствии с данными актами организована и функционирует предпринимательская деятельность Бичурского райпо. 
 
 

1.2 Среда  функционирования предприятия и ее влияние на финансовые показатели деятельности

     Человек живет в мире организаций. Организация  элемент общественной системы. С  другой стороны общество можно рассматривать  как систему организаций. Организация  возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятия, учреждения), второй для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения).

     Организация понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Поэтому одной из самых значительных характеристик является зависимость организации от внешней и внутренней среды.

     Внутренняя  среда организации характеризуется  также степенью дифференциации и  интеграции производственных и трудовых процессов. Дифференциация означает такое  распределение работ между отдельными субъектами организации, чтобы каждая из них получила в нем определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность. Но поскольку эти результаты сами по себе не являются с точки зрения организации законченным целым, на которое направлена ее деятельность, для его получения дифференциация должна дополняться интеграцией субъектов, то есть их сотрудничеством, необходимость которого обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных работ, сформировавшейся в процессе разделения труда.

       Внешняя среда организации образуется  ее окружением, которое бывает  деловым и фоновым. Деловое  окружение образуют те явления,  процессы и институты среды,  на которые организация путем  целенаправленных действий или  договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия.  К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, конъюнктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны их приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовывать его последствия. Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной.  

     В то же время неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение, как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Эти ограничения связаны, прежде всего, с материальными и людскими ресурсами и на практике трудно преодолимы, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать. Но от того, насколько она сумеет к ограничениям приспособиться, зависит ее будущее.

     Теперь  более четко определим, что же включает в себя внешняя и внутренняя среда предприятия.

     Под внутренней средой предприятия понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как предприятие представляет собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений.

     По  сути это хозяйственный организм предприятия, его структура (см. рис. 1).  

     

     

     

       

Рис. 1. Переменные внутренней среды предприятия.

     Внешняя среда имеет очень большое  значение для предприятия. Предприятие  постоянно приспосабливается к среде, оценивая по ее реакции успешность своих действий. Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. К переменным среды косвенного воздействия относится: состояние экономики, социально-культурные факторы, политические факторы, НТП, международные события.

       К переменным среды прямого  воздействия относится: потребители,  конкуренты, законы и государственные  органы, профсоюзы, поставщики трудовых  ресурсов, материалов, капитала. Все  переменные взаимосвязаны.

      При рассмотрении внешней и внутренней среды предприятия нельзя обойти вопрос собственности, который стоит как бы особняком, но в тоже время имеет крайне важное значение. Собственность, как известно, имеет юридический и экономический аспекты. Юридический аспект собственности состоит в том, что закрепляется и защищается Законом право отчуждать ее одним лицом или группой лиц в собственное владение. При этом ограничиваются аналогичные права другого лица или группы лиц. Экономический аспект собственности состоит в праве ее владельцев извлекать из этой собственности прибыль, определять формы управления этой собственностью.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис2: Переменные внешней среды предприятия

     Существуют  субъект и объект собственности. Субъективная сторона в отношениях собственности. Субъект наделяется правом владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Предприниматель-менеджер реализует право владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Менеджер - наемный работник может только пользоваться и распоряжаться собственностью. Это влияет на функции, инициативу и ответственность менеджеров.

     Собственность и менеджмент связаны через организационно-правовую форму и организационную структуру. При этом организационно-правовая форма  предприятия тесно связана с такими факторами, как:

     - вид формы собственности: частной  или коллективной (Коллективная  форма собственности может быть  паевой и долевой. Паевая форма  предполагает возможность ее  вычленения из коллективной в  натуральном виде. Эта форма собственности  лежит в основе такой организационно-правовой формы, как кооператив. Долевая собственность не предполагает выделение долей в натуральной форме. Такая форма собственности является основой обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.);

     - степень ответственности за результаты управления и пользования этой собственностью, т. е. полная ответственность всем имуществом или ответственность в размере доли в уставном капитале (В соответствии с Гражданским кодексом России полная ответственность учредителей сопровождается требованием к ним участвовать в работе учреждаемой организации. В случае ответственности в размере соответствующей доли в уставном капитале от учредителей не требуется работать в создаваемой организации).

     Гражданский кодекс России предусматривает разделение всех организаций на коммерческие и некоммерческие (статья 50). Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Кодексом устанавливаются: порядок регистрации юридических лиц, содержание их учредительных документов, органы юридического лица, наименование, местонахождение, ответственность юридического лица и др.  

    1. Современное состояние и развитие потребительского кооператива
 

   Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь  одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу.

     После 1917 года у нее было незаконно изъято более двух третей собственности. Но даже в самые трудные времена  кооперация сохранила свою значимость в обеспечении населения товарами и услугами.

     На  предприятиях системы потребкооперации 550 тыс. работающих заняты в заготовках, производстве и торговле. Она располагает 100 тыс. магазинов, 11 тыс. предприятий  общественного питания, 412 оптовыми базами, 5 тыс. заготовительных организаций, 7 тыс. промышленных предприятий и цехов.

     Потребительская кооперация всегда была надежным партнером  и активным помощником государства  в решении важных народнохозяйственных задач.

     Однако  за последние 8 лет в ряде регионов и в целом по стране потребительская кооперация в силу как объективных, так и субъективных причин резко сдала свои позиции. Закупки мяса у населения снизились в 8,5 раз, молока в 5, яиц – в 9, картофеля – в 12, овощей – в 10, плодов – в 13 раз; производство хлеба – почти в 5 раз, колбасных изделий в 6, кондитерских – в 7, консервов – в 10, безалкогольных напитков – в 11 раз. Резко упал товарооборот.

     В последнем пятилетии потребительская  кооперация испытала самые большие  трудности за весь постсоветский  период. Вся система была на грани краха.

     Но  потребительской кооперации удалось  выжить, хотя она понесла очень  большие потери. Розничный товарооборот уменьшился в 4 раза, производство потребительских  товаров – в 2,7, заготовительный  оборот – более чем в 6 раз. Сократилась численность работников – в 2,5 раза. Почти две трети кооперативных предприятий и организаций работают убыточно.

     Однако  и в этих сложных условиях более  тысячи потребительских обществ  и 16 республиканских, краевых и областных  потребсоюзов ведут хозяйство рачительно и прибыльно.

     Многие  кооперативные организации не прервали капитальное строительство. За последние  годы введено объектов почти на 2 млрд. р., находятся средства и на строительство жилья.

     В 2002 году наметились, было, позитивные тенденции  по системе потребительской кооперации в целом. Замедлились темпы снижения объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров, а по отдельным позициям даже достигнут рост. Снизились издержки обращения, уменьшилась зависимость от кредитов банков.

     Принятые  в 2002 году меры и специально разработанная  Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года создали условия для оздоровления положения во всех отраслях.

     Предварительные итоги развития потребительской кооперации в 2003 году – первом году работы по выполнению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации – подвело 120-е общее Собрание представителей потребительских обществ России.

     Задания Программы по розничному товарообороту выполнили 10 потребсоюзов, по товарообороту общественного питания – 30, по закупкам мяса – 20, молока – 34, яиц – 32, картофеля – 17, овощей – 18, плодов – 15 потребсоюзов, по выработке хлебобулочных изделий – 9, колбасных – 7, кондитерских – 55, консервов и безалкогольных напитков – 19, пива – 12 потребсоюзов.

     20 потребсоюзов добились увеличения  розничного товарооборота, 30 – закупок  мяса, молока, яиц, картофеля, овощей  и плодов. Возросло производство  кондитерских изделий и пива. Приостановили спад по производству безалкогольных напитков и консервов. Немало кооперативных организаций, наращивая объемы, вышли за рамки привычных видов деятельности и активно возрождают на селе разного рода бытовые услуги – открывают парикмахерские, снабжают население медикаментами, оказывают ритуальные услуги, развивают народные промыслы, способствуя тем самым и решению проблемы занятости.

     Обеспечить  стабилизацию положения потребительской  кооперации, ее развитие, успешное решение  новых задач возможно, если учитывать  опыт лучших потребсоюзов и потребительских обществ, которые, действуя в таких же условиях, что и остальные, качественно обслуживают пайщиков и других жителей, работают рентабельно, уверенно теснят конкурентов на продовольственном рынке территории, в основных сферах своей деятельности. Когда кооперация задает тон на местном потребительском рынке – это не может оставаться незамеченным, это гарантирует поддержку и помощь со стороны администрации территории.

     Таким образом, потребкооперация является связующим  звеном между производителями сельхозпродукции и ее потребителями. Она гарантированно обеспечивает сельское, да и во многом городское население необходимыми товарами, имеет довольно хороший перерабатывающий комплекс и практически в каждой деревне – своего представителя, который закупает продукцию и продает товары. За свою более чем полуторовековую историю кооперация накопила огромнейшие традиции и опыт, хорошо вписались сегодня в инфраструктуру и в уклад жизни. Но, к сожалению, идеология реформ не учла всего этого и чуть было не разрушила это звено.

Информация о работе Организация потребительского кооператива на примере Бичурского райпо