Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение           3

1. Основные элементы системы государственного управления.    

Планово-прогнозная деятельность.        4 

2. Виды планово-прогнозной деятельности      6

2.2. планирование, индикативное планирование      6

2.1. прогнозирование         14

2.3. регулирование           18

3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета.        26

Заключение           32

Список  использованной литературы       33

Список  дополнительной литературы       34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Для человека характерны постоянное стремление заглянуть в будущее, неуемная тяга узнать, что день грядущий готовит. Это обусловлено тем, что жизнь  и деятельность всегда связаны с выбором решения, действия из многих возможных. А правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий, не соотнося ожидания с изменяющейся информацией. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.

     Поэтому прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Сознательно или подсознательно любой человек прогнозирует последствия своих действий, решений, формулирует суждение о будущем, о будущих ситуациях, строит модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку. Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отображение действительности. По характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности.

     В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой  организуется система финансового  хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

     Актуальность  данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.

     Поэтому целью курсовой работы является:

    • Изучить виды планово-прогнозной деятельности
    • Рассмотреть вопросы документирования
    • Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.
 
 
 
 

  1. Основные элементы системы государственного управления.

  Планово-прогнозная деятельность.

      Цель  планово-прогнозной деятельности - повышение эффективности управления социально-экономическими процессами в РФ. Социально-экономическое планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Оно выступает функцией собственника, производителя или уполномоченного ими лица, обусловлено потребностями интеграции, углубляющегося разделения труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

      Социально-экономическое  прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономические прогнозы выражают количественные и качественные изменения, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, научно-технического прогресса, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

      Социально-экономическое  прогнозирование служит функцией государства. Согласно закону, государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, закон связывает прогнозирование с рынком. Это означает, что государственные предприятия строят свои взаимоотношения с государством как собственником на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями негосударственной собственности — на принципах рыночного хозяйствования и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.

      В процессе реформирования прогнозированием по существу было заменено общегосударственное планирование. Вместо государственного плана социально-экономического развития страны стал ежегодно разрабатываться прогноз социально-экономического развития. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики.

      Сущность  планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования, сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план — это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

      Прогнозы  социально - экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, производственного и научно - технического потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, состояния  природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, изложенных в сценарных условиях развития экономики  области. Сценарные условия развития экономики области формируются  с учетом факторов воздействия, изложенных в сценарных условиях развития экономики  Российской Федерации, мероприятий, программ социально - экономического развития области, программ развития отдельных территорий области, отраслевых и территориальных прогнозов развития. Результаты прогнозирования социально - экономического развития используются при принятии конкретных решений органами государственной власти и местного самоуправления в области социально - экономической политики. Прогнозы социально - экономического развития включают количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно - технического развития, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной и производственной инфраструктуры и другие.

      Чтобы для себя чётко определить уровень  значимости планово- прогнозной деятельности, более подробно рассмотрим основные типы по отдельности в   государственном управлении. 
 
 
 

2. Виды планово-прогнозной  деятельности

2.1. планирование, индикативное планирование

           Планирование — это одна из функций управления,  которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их  достижения.  Планирование обеспечивает основу для всех управленческих  решений,  функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством,  которые   ведут   к   разработке   специфических   стратегий, предназначенных для того, чтобы  помочь  государству  достичь  своих  целей. Процесс  планирования   является   инструментом,   помогающим   в   принятии управленческих решений. Его задача обеспечить  нововведения  и  изменения  в государстве в достаточной степени. Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

     Особенностью  процесса планирования является тот  факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой  процесс  решения неточной задачи, базирующейся  на  субъективных  оценках.  И  действительно, если производственный  процесс  можно  в  известном  приближении  описать  с помощью математических формул, внося в них  время  от  времени  определенные коррективы,  то,  например,  при  планировании  хозяйственной   деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. 

     «Планирование  -  системообразующий  элемент  государственного  регулирования экономики. Современный  рынок  не  отменяет  необходимости   планирования.   Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без  стратегического  замысла, определения  целей  оперативного  регулирования,  координации   из   единого центра. План и рынок как два регулятора экономики. Существование плана и рынка  предполагает  обоснованное  «разделение  труда» между ними. Планом определяются  примерная  траектория  развития  экономики, стратегия  достижения  общей  цели,  характер  и  особенности   формирования внешней по отношению к отдельным товаропроизводителям  экономической  сферы. План  отражает  основные  параметры  функционирования  тех   сфер,   которые объективно не являются достаточно  прибыльными  для  частного  капитала».[13,102]  По рыночным  критериям  государству  невозможно  определить  развитие   военно - промышленного комплекса,  выполнение  природоохранных  мероприятий,  решение многих социальных проблем  и  т.д.  «Близорукость»  рынка в части научно- технического  прогресса,  формирования  инвестиционно-инновационного  курса, оптимизации структуры общественного  воспроизводства  диктует  необходимость планомерного  воздействия  на  экономику  путем  выработки   и   последующей реализации  денежной,  финансово-кредитной,  научно-технической,   налоговой политики.

     Разумеется, невозможно, да и не нужно регламентировать деятельность  каждого товаропроизводителя. В силу  информационной  неопределенности,  противоречия интересов  и  многих   других   причин   рыночные   регуляторы   значительно эффективнее плановых в текущем взаимодействии его участников,  в  ориентации на спрос, на покупателя. Надо иметь в виду и то,  что  рынок  по  каналам  обратной  связи  позволяет проверить и повысить обоснованность плановых показателей, прежде  всего  цен на товары, услуги.

       Планирование  предполагает  необходимость   обоснованных   целей   развития, системы  приоритетов.  Не  вызывает  сомнений,  что   и   в   переходных   к современному рынку условиях у государства не может  быть  цели  важнее,  чем неуклонный рост уровня благосостояния населения. К сожалению,  за  последние годы не были достаточно обоснованы стратегические цели  развития.    Повышение благосостояния населения по мере роста производства -  объективная тенденция. Уровень жизни может  быть  измерен  либо  вектором  потребностей, удовлетворяемых средним членом  общества  в  данный  момент  времени;  либо, менее точно, величиной средней реальной заработной платы.

     Можно утверждать, что система  планирования  должны  быть  ориентирована  на ускоренное достижение стратегической цели. Для  этого,  как  свидетельствует мировой опыт,  планирование  должно  осуществляться  на  всех  иерархических уровнях.  В  ходе  перестройки  ставится   задача   перенести   внимание   в планировании с микро- на макроуровень  экономики,  особенно  на  определение общих тенденций развития и формирование стратегии  роста,  обеспечить  более тесную    увязку    региональных    и     общегосударственных     стратегий, макроэкономической политики и краткосрочных планов. В ходе планирования необходимо прогнозировать основные тенденции  в  мировой экономике. Механизм реализации планов обязан работать на  достижение  социальных  целей общества; прокладывать пути предпочитаемым процессам,  энергично  вмешиваясь в   них;   принимать   стабилизационные   меры,   специальные    регуляторы, обеспечивающие проведение принятых решений там, где  рыночные  механизмы  не срабатывают. Система  государственного  планирования   предполагает   четкое   разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления.  Централизованное планирование   включает   разработку   долгосрочных   прогнозов,   концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам  ведения. Разработке планов предшествует анализ  ситуации,  базирующейся  на  изучении

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета