Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     Слабым, мягко говоря, звеном в построении подобных экономико - математических моделей является организация сбора объективной информации в рамках производственных структур, муниципальных и региональных образований. Необходимо создание единого информационного пространства объекта управления. Но все это требует корпоративной культуры, управления качеством, т.е. формирование слаженной управленческой команды, которая четко понимает цели, задачи, а главное хочет их решить и, с чего мы начали, это ответственность и кадровый профессионализм.

     Как видите очень много общего. Недаром  сейчас много говорят о переносе опыта управления коммерческими  структурами на органы государственного управления. Проблемам управления в  коммерческих структурах сейчас уделяется  большое внимание. Все чаще звучит слово реинжиниринг бизнес – процессов. Но ведь управление государственными структурами это также бизнес – процесс. Видимо, пора вводить  понятие реинжиниринг муниципального и регионального управления. 
 

  2.2. Прогнозирование

     Государственное    прогнозирование     социально-экономического     развития Российской Федерации –  это  система  научно  обоснованных  представлений  о направлениях  социально-экономического  развития    Российской    Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного      прогнозирования      социально экономического развития  Российской  Федерации  используются   при  принятии органами  законодательной  и  исполнительной  власти  Российской   Федерации конкретных  решений   в   области   социально   -   экономической   политики государства. Концепция социально-экономического развития  Российской  Федерации   - система  представлений  о  стратегических  целях  и  приоритетах  социально- экономической  политики  государства,  важнейших  направлениях  и  средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического  развития  Российской  Федерации  - комплексная система целевых ориентиров социально -  экономического  развития Российской Федерации  и  планируемых  государством   эффективных   путей   и средств достижения указанных ориентиров. Правительство Российской Федерации обеспечивает    разработку государственных прогнозов социально-экономического  развития   Российской Федерации  на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. «Прогнозы социально-экономического развития   разрабатываются   исходя из комплексного анализа  демографической  ситуации,  научно  -  технического потенциала, накопленного  национального  богатства,   социальной  структуры, внешнего положения Российской Федерации,   состояния  природных  ресурсов  и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития  разрабатываются в целом  по Российской  Федерации,   по  народнохозяйственным  комплексам   и   отраслям экономики, по регионам. Отдельно  выделяется    прогноз   развития   государственного  сектора экономики. Прогнозы социально-экономического  развития   основываются  на  системе демографических,  экологических,  научно-технических,   внешнеэкономических, социальных,  а также отраслевых,  региональных и других прогнозов  отдельных общественно значимых сфер деятельности».  [и.д.л. 13,115]

       Прогнозы  социально-экономического  развития   включают  количественные показатели  и  качественные   характеристики   развития   макроэкономической ситуации,   экономической  структуры,  научно   -   технического   развития, внешнеэкономической  деятельности,   динамики  производства  и  потребления, уровня  и  качества жизни, экологической обстановки,  социальной  структуры, а также систем образования,  здравоохранения и социального обеспечения населения.

     Государственное  прогнозирование  социально  - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу

       Прогноз    социально-экономического    развития    на    долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет  на  десятилетний период. На основе прогноза  социально-экономического  развития на  долгосрочную перспективу  Правительство  Российской   Федерации   организует   разработку концепции  социально-экономического   развития   Российской   Федерации   на долгосрочную перспективу.

          В концепции социально-экономического  развития Российской  Федерации   на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты  социально-экономического развития  Российской  Федерации,  определяются   возможные  цели  социально- экономического развития Российской Федерации,  пути  и  средства  достижения указанных целей.

          Порядок  разработки   прогноза   социально-экономического  развития   и порядок разработки концепции  социально-экономического  развития  Российской Федерации   на   долгосрочную   перспективу   определяются    Правительством Российской Федерации.

           Данные  прогнозы   социально-экономического   развития   и   концепции социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на   долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

          В целях обеспечения  преемственности   социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического  развития  и  концепции социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на   долгосрочную перспективу    используются   при     разработке     прогнозов    социально- экономического  развития  и   программ   социально-экономического   развития Российской  Федерации на среднесрочную перспективу.

     Государственное прогнозирование  и программа социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу

     Прогноз социально-экономического развития  на  среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех  до  пяти  лет  и  ежегодно корректируется.

     Порядок разработки   прогноза   социально-экономического  развития   на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

       Прогноз    социально-экономического   развития    на    среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. Первое  после  вступления  в должность Президента Российской  Федерации послание,  с которым он обращается   к   Федеральному   Собранию,   содержит специальный   раздел,    посвященный   концепции    социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В  специальном  разделе  послания   Президента   Российской  Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации,   формулируются  и обосновываются стратегические   цели  и  приоритеты  социально-экономической политики государства,  направления реализации  указанных  целей,   важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне,  приводятся важнейшие целевые    макроэкономические    показатели,     характеризующие    социально- экономическое  развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     Правительство Российской Федерации разрабатывает  программу  социально- экономического развития  Российской  Федерации на среднесрочную  перспективу исходя  из  положений,  содержащихся  в   послании   Президента   Российской Федерации.

     Порядок   разработки   программы   социально-экономического   развития Российской   Федерации    на    среднесрочную    перспективу    определяется Правительством Российской Федерации.

     В программе социально-экономического развития Российской  Федерации  на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов  социально-экономического развития  Российской  Федерации за  предыдущий  период  и  характеристика   состояния  экономики  Российской Федерации;

  • концепция программы    социально-экономического    развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика;
  • внешнеэкономическая политика.

     Программа социально-экономического развития  Российской  Федерации   на среднесрочную   перспективу   официально    представляется    Правительством Российской Федерации в Совет  Федерации  и Государственную Думу.

     Государственное прогнозирование  и планирование социально-экономического развития  Российской Федерации на краткосрочную перспективу.

     Прогноз    социально-экономического   развития    на    краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное  послание  Президента  Российской  Федерации,  с  которым  он обращается   к   Федеральному   Собранию,   содержит   специальный  раздел, посвященный анализу выполнения программы  социально-экономического  развития Российской Федерации на  среднесрочную  перспективу  и  уточнению  указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

     Правительство   Российской  Федерации   одновременно  с  представлением проекта федерального бюджета  представляет  Государственной  Думе  следующие документы и материалы:

  • итоги  социально-экономического  развития  Российской   Федерации   за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на  предстоящий год;
  • проект  сводного  финансового  баланса   по   территории    Российской Федерации;
  • перечень  основных   социально-экономических   проблем   (задач),   на решение  которых  направлена политика Правительства Российской  Федерации  в
  • предстоящем году;
  • перечень федеральных  целевых программ,   намеченных  к  финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для  федеральных   государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

     Правительство  Российской  Федерации  представляет  при  необходимости проекты федеральных законов,  предусматривающих  меры  по  реализации  задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году. Намечаемые  проектировки  развития  государственного  сектора  экономики включают  показатели  его   функционирования   и   развития,   получения   и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. Порядок  рассмотрения   представленных   документов   и   материалов определяется  Государственной  Думой  при  обсуждении  проекта  федерального бюджета на предстоящий год. Итоги  социально-экономического  развития  Российской   Федерации   за предыдущий  год  представляются   Правительством   Российской   Федерации  в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля  текущего  года  и подлежат опубликованию.  

      

             2.3. Регулирование

       Государственное регулирование  экономики в тех или иных  масштабах присуще любой экономической  системе. В экономике, основанной  на рыночной конкуренции и  макроэкономическом регулировании,  государству отводится весьма  значительная роль. Вмешательство  государства в экономические  процессы осуществляется с целью  обеспечения прогрессивных сдвигов  в пропорциях воспроизводства,  условий для добросовестной конкуренции,  предотвращения негативных социальных  и экономических последствий.

     Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все  шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции  отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов  регулирования нельзя обеспечить структурную  перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный  баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

     Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции, как обмен продуктами труда  обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

     «Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики».[9, 261]

     К методам прямого государственного воздействия относятся:

    • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
    • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета