Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     На  второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. планируются  виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления  расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению. Вся дальнейшая организация и  методическая работа по составлению  проектов бюджетов разных уровней также  проводится соответствующими финансовыми  органами. Внутри финансовых органов  всех уровней организационно-методическую работу по бюджетному планированию, ведут  соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные  комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации  и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового  аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы бюджетного планирования определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном  уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик  в составе РФ, уставы субъектов  Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены  права органов государственной  власти и управления в области  разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами государственной власти и  органами власти субъектов РФ, четко  зафиксирована правовая самостоятельность  органов местного самоуправления, которые  не входят в систему органов государственной  власти. Более детальное разграничение  бюджетных прав как в части  норм доходов и расходов, так и  в части процессуальных норм устанавливается  бюджетным законодательством: введенным  в действие с 31 июля 1998 года Бюджетным  кодексом РФ, Федеральным законом  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 года, принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов».[д.л.1]

       Эти законы определяют организационные  основы бюджетного планирования, порядок расчета объема расходов  бюджетов, порядок и условия формирования  их доходной базы, формы и объемы  межбюджетного перераспределения  средств, взаимоотношения представительных  органов власти с исполнительными  на каждом уровне управления  и т.п.

     Конкретизация бюджетных прав соответствия структур (Федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляется путем ежегодного принятия Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий  год, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, решений представительных органов  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления об утверждении  соответственного бюджета, о внесении изменений в него, о порядке  финансирования расходов бюджета, если последний не был утвержден в  срок.[д.л.:4]

     Старт реформированию системы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации  был дан весной 2003 года, когда  Президент РФ В.В. Путин в ежегодном  послании Федеральному Собранию назвал деятельность государства неэффективной  и отметил, что «слабость государства  сводит на нет экономические и  другие реформы». В 2004 году в Послании уже прозвучало, что «основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые  результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер».  В мае 2004 г. Постановлением Правительства РФ № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса, одним из направлений которой обозначено совершенствование среднесрочного финансового планирования [д.л.1].  В апреле 2007 года законом № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, согласно которым составление среднесрочных финансовых планов является обязательным для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[д.л.4].  При этом среднесрочный финансовый план субъектов РФ, а, следовательно, и муниципальных образований может являться прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается представительным органом власти, получая статус среднесрочного бюджета. Однако практика среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях РФ свидетельствует о наличии проблем и недостатков в этой сфере. Несовершенство методического обеспечения и отсутствие достаточной информационной базы для планирования порождают формальный подход к планированию местного бюджета.  Кроме того, недостаточность доходной базы местных бюджетов, высокая социальная нагрузка бюджетных расходов на муниципальном уровне, хронический дефицит и зависимость от региональных властей ограничивают самостоятельность муниципальных образований в вопросах финансового планирования. Одновременно сложившаяся в настоящее время ситуация нестабильности в условиях развернувшегося финансово – экономического кризиса требует от властей проведения крайне осторожной и взвешенной бюджетной политики. Однако реформирование бюджетного процесса и местного самоуправления уже задало контуры развития среднесрочного финансового планирования на муниципальном уровне. С введением Бюджетным кодексом РФ нормы, закрепляющей обязательность утверждения среднесрочного финансового плана, бюджетный процесс оказывается заключенным в среднесрочные макроэкономические рамки, что заставляет более четко формулировать приоритетные задачи политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, на основании вышесказанного можно сделать выводы. А именно. Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется, если работа по составлению плана проделывается впустую или же ведется очень плохо.

     Ценность  планирования в большой степени  зависит от возможности осуществления  плана, но возможность осуществления  определяется целями и действиями человека.

     Такая теория планирования активна, а не статична. Планирование является делом действий в настоящем, чтобы приготовиться  для будущего, но не всегда ясно, что  настоящее определяет будущее - может  быть, наши представления о будущем  определяют то, что мы делаем для  него. Не всегда ясно, планирование определяет осуществление или осуществление определяет планирование.

     Таким образом, важность осуществления запланированной  деятельности также важно как  и само планирование, и, соответственно, контроль за выполнением является важной частью планирования.

     По  моему мнению, овладение техникой планирования - залог успеха на финансовом и особенно на управленческом поприще. Именно управленцу для своей эффективной  деятельности необходимо ее прежде всего  правильно спланировать.

     Следовательно, необходимость изучения теории планирования деятельности очевидна. Планы можно  и даже необходимо применять на различных  уровнях: будь то план личных действий на неделю, план своей жизни или  же план развития корпорации.

     Однако  все же, не следует злоупотреблять этим, написание подробного плана  жизни человека вплоть до того, чтобы  указывать точные даты и действия на несколько лет вперед не имеет  смысла и не представляется возможным  для нормального человека. Видеть себя, свою деятельность (вплоть до конкретных дат) на год вперед - очень большое  достижение. Для больших корпораций этот срок немного больше, но и им не следует, узнав о планировании, его эффективности, планировать  всю свою деятельность на сто лет  вперед.

     Планирование, безусловно, необходимо, но не следует  излишне детализировать и планировать  на слишком большой срок вперед.

     В настоящее время России нужна  совместная целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, законодательных и исполнительных органов власти с разделением полномочий по антикризисному управлению между центральными, региональными и местными органами. Таким объединяющим началом может быть лишь общенациональный план социально-экономического развития страны. 

Список основной литературы:

  1. Белоусов Р. Слом или реформа планирования?//Плановое хозяйство. – 1991. - №1.
  2. Гурвич Э. Послевоенная Америка. - М.: Госсоцэкономиздат, 1987. - 479 с.
  3. Гапоненко А.Л., А.П. Панкрухин. Общий и специальный менеджмент. Москва, РАГС, 2000
  4. Ерохин В.Г. , В.Н., Харисов. Нейропакет в корпоративной системе поддержки принятия решений. Computer Weekly, № 43, 1998
  5. Жуков С. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда»//Российский экономический журнал. – 1993. - № 5
  6. Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 1991. - № 5
  7. Иванов И. Планирование и прогнозирование//Плановое хозяйство. – 1991. - №3.
  8. Иванов. В.Н.  Основы современного социального управления. Теория и методология. Москва, 2000
  9. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Монография. Санкт - Петербург, 2000
  10. Кушлин В.И., Н.А. Волгин. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва, «Экономика», 2000
  11. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994.
  12. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 1993
  13. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. (Введение). - М.: Сов. Радио, 1976 .
  14. Петрова М.Н.. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000
  15. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992. (Том 1. Том 2.)
  16. Сорвина Г.Н.. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОССПЭН, 2000
  17. США: Государство и рынок/А.Б. Парканский, С.В. Чепраков, С.К. Дубинин и др. М.: Наука, 1991.
  18. Федеративная Республика Германия/Отв. Ред. В.Н. Шенаев. - М.: Мысль, 1983.
  19. Финансист. – 1997. - № 12. - с. 97.
  20. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования/пер. с англ. В 2-х томах. Т.2. – М.: Прогресс, 1982.
  21. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. "Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)". Институт экономики РАН. - М.: 1996,
  22. Эл. Источник: Проблемы теории и практики управления (http://www.ptpu.ru)
  23. Янч Э. Пронозирование научно-технического прогресса/пер. с англ. - М.: Прогресс, 2004.

  
 
 

Список  дополнительной литературы 

1. Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 года,

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 25.12.2008)  
«Об общих принципах организации местного самоуправления  
в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп. вступающими в силу с 10.01.2009).  
3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 23.06.2008 “О Бюджетной политике в 2009–2011 годах”.  
4. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63–ФЗ (ред. от 09.04.2009)  
«О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации  
в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007).  
5. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009)  

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета