Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа
Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество
осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически
неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это –
свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от
административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно
главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий,
включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению
устойчивого развития.
Введение. 3
Понятие и принципы построения организационных структур. 5
Типы организационных структур управления. 9
Виды организационных структур управления. 12
Структурная перестройка. 25
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Оглавление
Введение. 3
Введение
Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество
осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически
неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это –
свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от
административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно
главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий,
включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению
устойчивого развития.
Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись
простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его
нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих себя. С легкой руки
американцев этому всему есть весьма емкое определение – “challenge”. Наиболее
подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”. А вызов – это, как известно,
весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в то же время и шанс на успех.
Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом,
нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться
пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает
мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных
целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по
руководству людьми
в самых разнообразных
область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец,
менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория
людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость
менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало
очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в
самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную
общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить
о “революции менеджеров”, когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты,
обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим
потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие
корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы
великих наций.
Но не стоит забывать, что для достижения столь внушительной мощи, эти
компании прошли через многие годы тяжелых работ, неудач и потерь в области
собственной реструктуризации. И только эти бесценные наработки, основанные на
собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге к созданию эффективно
действующей системы
для данного конкретного
Аналогично и
подавляющее большинство
успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном,
профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь
анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу
своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в
реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом
к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру
собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура,
и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.
Для сохранения конкурентоспособности
предприятия его
структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на
конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Многие предприятия
еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть выпускали
различные виды продукции; другие, помимо традиционно выпускавшийся на них
военной техники, осваивают теперь новые виды гражданской продукции. Успех на
свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые
знают покупателей,
особенности конкуренции и
отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству
компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая
обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за
результаты работы.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее
организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые
определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и
распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает
распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими
работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений,
составляющих организацию фирмы.
Проблема совершенствования
организационной структуры
уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя
и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и
информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение
эффективности управления.
Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких
взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними
прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к
совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим
разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К
ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности
фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы
(специализация
на выпуске одного вида
изделий различных отраслей); характер монополистического объединения
(концерн, финансовая группа).
Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и
однозначно отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как свои достоинства,
так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном,
именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и
привести в жизнь именно такую оргструктуру, которая будет наиболее полно
отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании
напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры.
Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное
предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень.
Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной
структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.
методы оценки организ.структур управления.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной
структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления
по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и
достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и
ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав
органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной
структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители,
специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых
занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные
функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов
организационной структурой управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации
вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент
производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления,
формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд
и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря
связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые
носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения
подчинения. Необходимость
в них возникает при
системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на
каждом из которых преследуются свои цели.
Информация о работе Понятие и принципы построения организационных структур