Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа
Адаптивный механизм является составной частью системы управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит результативность деятельности организации.
ВВЕДЕНИE…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Внешняя среда организации и адаптация к ней……………………....4
1.1 Структура внешней среды организации………………………………….…4
1.2 Взаимодействие организации с внешней средой……………………….......8
Глава 2. Методы оценки и способы изменения адаптивности организации...13
2.1 Измерение и оценка адаптивности………………………………………....14
2.2 Изменение адаптивности как элемент стратегического управления организацией………………………………………………………………….….17
Глава 3. Анализ адаптивности ЗАО "Фармакор"………………...……………21
3.1 Характеристика коммерческой деятельности сети аптек ЗАО "Фармакор"……………………………………………………………………….21
3.2 Анализ среды и оценка адаптивности ЗАО "Фармакор"………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….……32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИE…………………………………………………………
Глава 1. Внешняя среда организации и адаптация к ней……………………....4
1.1 Структура внешней среды организации………………………………….…4
1.2 Взаимодействие организации
с внешней средой……………………….....
Глава 2. Методы оценки и способы изменения адаптивности организации...13
2.1 Измерение и оценка
адаптивности………………………………………...
2.2 Изменение адаптивности
как элемент стратегического
управления организацией…………………
Глава 3. Анализ адаптивности ЗАО "Фармакор"………………...……………21
3.1 Характеристика коммерческой
деятельности сети аптек ЗАО
"Фармакор"……………………………………………………
3.2 Анализ среды и оценка
адаптивности ЗАО "Фармакор"………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ….……32
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивный механизм является составной частью системы управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит результативность деятельности организации.
Проблемы теории, методологии
и практики адаптивности предприятий
и организаций представляются нам
недостаточно изученной областью знаний.
Существующие методологические разработки
с описанием отдельных
В качестве объекта исследования выступает адаптивность организаций к условиям внешней среды.
Предметом исследования являются
вопросы методологии оценки адаптивности
предприятий и организаций, а
также совокупность методов, моделей
и процессов, обеспечивающих реализацию
адаптации организаций с учётом
динамических процессов согласования
интересов субъектов
Целью данного исследования является:
- на основе изучения
теоретических,
В соответствии с указанными целями в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить основные
факторы внешней и внутренней
среды, влияющие на
- охарактеризовать особенности
управления современной
- проанализировать
- определить уровень
1.1 Структура внешней среды организации
Содержание факторов внешней
среды определяется уровнем исследования
(государство, регион, отрасль, предприятие,
отдельная функция предприятия)
На наш взгляд, можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию: косвенная (макроокружение) и непосредственная (микроокружение). Ниже мы подробно опишем каждую.
Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех организаций. Рассмотрим её составляющие.
Экономическая составляющая
макроокружения определяет общий уровень
экономического развития, рыночных отношений,
конкуренции, т. е. экономические условия,
в которых работают организации.
Основными параметрами
Политическая составляющая, представленная органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено её осуществлять. Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные её виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др.
Социальная составляющая представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Она включает существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей.
Технологическая составляющая
включает научные и технологические
факторы, развитие которых позволяет
организации модернизировать
Природно-географическая составляющая связана с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, появление озоновых дыр, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие глобальные проблемы оказывают всё более существенное влияние на деятельность организации.
Изучив все компоненты
макроокружения, мы выяснили, что они
тесно связаны между собой
и оказывают друг на друга взаимное
влияние. Изменение состояния одних
компонентов оказывает
Микроокружение представляет
собой более узкую сферу
Все организации находятся в окружающей их деловой среде. Деловая среда, оказывая сильное влияние на организацию, является для многих из них источником серьёзных угроз или, наоборот, предоставляет им хорошие возможности для получения прибыли, роста и развития. Изучение деловой среды необходимо для того, чтобы своевременно вырабатывать адекватные ответные меры и наилучшим образом реагировать на внешние воздействия, обеспечивая адаптацию организации к изменениям.
Однако, мы считаем необходимым подчеркнуть, что организация также сама может непосредственно влиять на эти и другие элементы деловой среды. Рассмотрим подробно каждого.
В группу потребителей входят непосредственные покупатели и клиенты:
торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности, особенностей продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и многих других факторов.
Анализ потребителей позволяет нам лучше уяснить, в чём проявляется их влияние, оказывают ли они давление на производителя, а также понять, насколько сильны позиции организации, как она влияет на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в этом взаимодействии.
Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа, тепла могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость.
Анализ поставщиков
К конкурентам относят те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конкурентной среды менеджерам, с одной стороны, необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. С другой стороны, им нужно знать, насколько сильны позиции их организации и каковы её конкурентные преимущества в противоборстве сторон, для того чтобы выработать определённую конкурентную стратегию.
Та часть деловой среды, которая обеспечивает организацию необходимыми для её деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, осуществляет транспортное обслуживание, оказывает консультационные, аудиторские, страховые и другие услуги, относится к инфраструктуре. В неё входят многочисленные организации, такие, как банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультационные и аудиторские фирмы, лизинговые компании, арендаторы, охранные агентства, железные дороги, с которыми организация напрямую устанавливает взаимосвязи. Рассмотрим эту составляющую подробно.
Финансовые организации.
Деятельность любой организации
непосредственным образом зависит
от обеспечения финансовыми
Рынок рабочей силы. В
эту группу входят все, с кем устанавливает
связи и непосредственно
Изучение рынка рабочей силы позволяет организации получить информацию о наличии рабочей силы необходимой специальности, квалификации, пола, возраста, образования, опыта работы, соответствующей другим профессиональным требованиям, нужной для разработки и реализации стратегии (программ) обеспечения ресурсами, программ обучения, повышения квалификации.
Транспортные организации. Стоимость транспортных услуг может составлять значительную часть себестоимости продукции. В случае с поставщиками сырья и материалов организация также испытывает сильное влияние со стороны транспортных предприятий.
Консультационные фирмы. В последние годы в России наблюдается значительное оживление на рынке консультационных услуг. Российские предприятия всё чаще обращаются к отечественным и иностранным консультационным фирмам, работающим на российском рынке, за помощью в разработке маркетинговых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктуризации предприятий и т.д.
Страховые компании. Страховой бизнес в России набирает силу. Всё больше организаций обращается в страховые компании, страхование рисков превращается в инструмент бизнеса.
В деловую среду организации
в зависимости от формы собственности,
её размеров, масштабов деятельности,
источников финансирования, видов продукции
и других параметров могут входить
различные федеральные, региональные
и муниципальные организации
или органы власти, с которыми она
непосредственно
Их влияние на организацию
может проявляться по-разному, от
прямого вмешательства до регулирования
экономической деятельности: это
принятие законов и нормативных
актов, определяющих правовую базу предпринимательства;
полное или частичное владение акциями;
лицензирование; предоставление субсидий;
размещение выгодных государственных
заказов и их ресурсное обеспечение;
взимание налогов и контроль их уплаты;
применение экономических и
Международный сектор деловой среды начинает оказывать прямое влияние на деятельность российских организаций. Если организация ещё не установила непосредственных отношений с международной средой, то они могут возникнуть при создании совместного предприятия, покупке акций компании иностранными инвесторами, выходе на зарубежные рынки, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа и т.п.
Во взаимоотношениях с деловой средой у организации возникают две основные проблемы — взаимодействия и адаптации, от решения которых во многом зависит эффективность её деятельности.
1.2 Взаимодействие организации с внешней средой
Взаимодействие организации с деловой средой — процесс двусторонний. Его можно назвать и процессом взаимодействия деловой среды с организацией, но при этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в деловой среде, и предотвращать появление в ней угроз. В то же время не всё зависит только от организации, многое определяется характером окружающей среды. Поэтому при анализе взаимодействия организации с деловой средой можно разделить все факторы, определяющие взаимодействие, на две группы: обусловленные состоянием внешней среды; обусловленные состоянием внутренней среды организации.
Следует заметить, что один и тот же фактор на различные организации влияет по-разному.
Информация о работе Повышение адаптивности организации к внешней среде