Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа
Адаптивный механизм является составной частью системы управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит результативность деятельности организации.
ВВЕДЕНИE…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Внешняя среда организации и адаптация к ней……………………....4
1.1 Структура внешней среды организации………………………………….…4
1.2 Взаимодействие организации с внешней средой……………………….......8
Глава 2. Методы оценки и способы изменения адаптивности организации...13
2.1 Измерение и оценка адаптивности………………………………………....14
2.2 Изменение адаптивности как элемент стратегического управления организацией………………………………………………………………….….17
Глава 3. Анализ адаптивности ЗАО "Фармакор"………………...……………21
3.1 Характеристика коммерческой деятельности сети аптек ЗАО "Фармакор"……………………………………………………………………….21
3.2 Анализ среды и оценка адаптивности ЗАО "Фармакор"………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….……32
Например, для одной организации
колебания курса доллара по отношению
к рублю создают дополнительные
возможности для получения
Взаимодействие организации с внешней средой определяется стратегией развития организации. Все целевые установки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и корректироваться исходя из корректировки стратегии, а не наоборот.1
Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном подразделении организации, а "разбросаны" по многим ячейкам и уровням. Следовательно, необходима их горизонтальная и вертикальная координация. На наш взгляд, наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы, кроме всего прочего, взять на себя координацию взаимодействия с внешней средой.
В обеспечении процесса взаимодействия
очень важную роль играет контроль.
Необходимо из всей совокупности возможных
параметров взаимодействия отобрать те,
на которые организация может
существенно влиять (прямым или косвенным
образом), и обеспечить персональную
ответственность сотрудников
Должна осуществляться периодическая
диагностика структуры
Учёт, изучение, а затем и управление как внешними, так и внутренними рисками должны в современных условиях стать одной из важных задач для руководства организаций, претендующих на успешное функционирование в условиях рынка.
Кроме отмеченных нами, общих
факторов, препятствующих эффективному
взаимодействию организации с деловой
средой, взаимодействие с такими её
элементами, как поставщики, потребители,
конкуренты, государственные и
Взаимодействие с
Классическим подходом к
изучению и анализу потребителей
как элемента непосредственного
окружения организации является
составление его профиля. Он может
быть составлен с учётом следующих
факторов: географического
Взаимодействие с поставщиками. Степень влияния поставщика на организацию зависит главным образом от того, насколько важным для неё являются его услуги. Может возникнуть опасная ситуация, когда организация попадает в очень сильную ресурсную зависимость от поставщиков.
Конкурентная сила поставщиков
зависит от следующих факторов: наличия
крупных организаций-
Особенности взаимодействия
с конкурентами. Взаимодействие с
конкурентами занимает особое и очень
важное место в системе
Анализ конкурентных сил весьма важен, но необходимо помнить, что он является лишь констатацией сегодняшней ситуации. Между тем конкурентная ситуация постоянно развивается, и зачастую это происходит очень динамично. Всегда существуют важнейшие на данный период движущие силы конкуренции. Это могут быть, например, инновации, изменения в составе покупателей, в способах использования продукта и т. п.
Конкуренция является эффективным
методом взаимной координации индивидуальных
действий субъектов рынка без
централизованного
Соперничество между организациями-
Взаимодействие с
Важным для многих организаций становится изучение рынка рабочей силы. Поэтому значимым представляется взаимодействие с организациями инфраструктуры, которые осуществляют анализ этого рынка с точки зрения как наличия рабочей силы необходимой специальности, квалификации, уровня образования, возраста, пола, так и её стоимости.
Взаимодействие с государством. Эффективное взаимодействие организации с государством возможно только в области пересечения их целей и интересов.
С точки зрения руководителя организации, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей: максимизации результатов деятельности; эффективности инвестиций; минимизации риска; собственного благополучия; защиты собственности и личности: правовой определённости; разумной налоговой политики и др.
С точки зрения государства, руководитель организации призван обеспечивать реализацию целей и интересов более высокого порядка: рост общественного благосостояния населения; занятость населения; социально-политическую стабильность; укрепление национальной безопасности; увеличение налоговых поступлений и другую экономическую помощь.
Хозяйственная деятельность организаций регулируется государственными и местными органами на всех этапах жизненного цикла — от их учреждения до ликвидации.
Регистрация организаций. Юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Регистрацию коммерческих организаций, как правило, осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ.3
Регистрация товарных знаков. Товарный знак вводится для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отличить от сходных товаров и услуг других производителей.
Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других условий и правил.
Стандартизация устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступают обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений; экономия ресурсов.
Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям.
Для производства отдельных
видов продукции требуется
Экологический контроль. Министерством природных ресурсов РФ утверждается Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, которые в обязательном порядке подлежат оценке их воздействия на окружающую среду.
Адаптация организации к
изменениям деловой среды. Для того,
что бы понять, как организация
может взаимодействовать с
Адаптация — это процесс приспособления организации к изменяющимся условиям окружающей среды.
Выделяют четыре основных аспекта адаптации как свойств эффективного управления организацией.
Социальная адаптация - способность в процессе исполнения и принятия решений учитывать изменения внешней и внутренней социальной сферы и приспосабливаться к ним.
Научно- техническая адаптация - учёт требований и использование достижений научно-технического прогресса в области новых технологий и новых товаров, организации и методов управления, подготовки кадров.
Административная адаптация - соответствие форм и методов управления потребностям процесса и системы управления, характеризуемое стилем управления, инициативой на местах, степенью делегированности ответственности.
Рыночная адаптация - приспособляемость системы к различным изменениям условий производства, рынка, развитию научно-технического прогресса и т.д. Любая социально-экономическая организация — это открытая система, осуществляющая взаимодействие с внешней средой.
Эволюция связывается
с достижением устойчивого
Глава 2. Критерии оценки и способы изменения адаптивности организации
Рассмотрев в первой главе макро и микроокружения организации , мы выяснили, что важность адаптации организации к изменениям особенно возрастает в условиях роста нестабильности, неопределённости, конфликтности деловой среды организации. Для того, чтобы понять пути адаптации, нам необходимо раскрыть значение адаптивности.
Значение адаптивности для
устойчивого развития организации
стремительно растет с усложнением
внешней среды. Этому способствовали
такие факторы как научно-
Наиболее распространённым
является подход, согласно которому адаптивность
понимается, как способность организации
приспосабливаться к изменениям
внешней и внутренней среды, обеспечивающая
устойчивый рост организации. Одновременно,
нами акцентирован и другой содержательный
аспект адаптивности – как результата
конкретных действий организации в
ответ на изменение факторов внешней
и внутренней среды. Между этими
определениями существует взаимосвязь,
поскольку результат одного этапа
развития организации – достигнутый
уровень адаптивности – способствует
дальнейшему гибкому
В ходе исследования теоретических концепций нами выделен спектр определений адаптивности, как общесистемного свойства организации, как определённого уровня развития, как критерия успешности функционирования, как критерия эффективных ответных действий на изменения внешней среды.
Предлагаемая комплексная, диалектическая трактовка адаптивности организации позволяет увидеть взаимосвязь адаптивности организации и организационных изменений. Повышение адаптивности организации достигается с помощью мероприятий по изменению каких-либо параметров самой организации. Таким образом, организационные изменения являются системоообразующим фактором повышения адаптивности, в качестве которых может выступать: а) внедрение абсолютно новых для организации элементов и процессов; б) трансформация существующих с целью повышения их эффективности.
Выяснив, что такое адаптивность организации, мы должны научиться её определять. Измерение адаптивности организации представляет определённую трудность и связано со слежением за значительным числом специфических параметров деятельности организации.
В научной литературе представлены разные подходы к исследованию факторов внешней и внутренней среды организации: PEST-анализ (исследование факторов внешней среды); модель М. Портера (анализ конкурентных сил); SWOT-анализ (соотнесение возможностей организации с требованиями внешней среды); SPASE (СОПД – Стратегическая Оценка Положений и Действий) – анализ (оценка факторов, влияющих на стратегию фирмы); методика И. Ансоффа (оценка свойства реактивности организации); метод Дж. Харрингтона (метод опроса); метод OCAI (диагностика организационной культуры) и др. В данной работе мы подробно рассмотрим несколько видов анализа, наиболее часто использующихся в практической деятельности организаций.4
Информация о работе Повышение адаптивности организации к внешней среде