Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Autosaved).docx

— 123.79 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Русско-немецкий институт (РНИ)

Кафедра «Международный бизнес»

 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по дисциплине «Теория организации»

на тему: «Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике»

 
 
 
 
 
 

                                                                                            Выполнил:  студент группы НММ-111

Полат Наталия  Олеговна

                                                Научный руководитель: Гришина Н.В.

 
 
 
 

Москва – 2012

 
 
 
 

Содержание

 

Введение

Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса

    1. Бизнес, предпринимательство и его история
    2. Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
    3. Необходимые условия для формирования малого бизнеса
    4. Виды малого и среднего бизнеса
    5. Государственная поддержка малого бизнеса

Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии

  2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии

  2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии

  2.3. Особенности производственного предпринимательства

Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России

  3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса

  3.2. Пути решения проблем

Заключение

Список  Литературы

 
 
 
 

Введение

 

Актуальность  и значимость темы очевидна. Малый  бизнес во всем своем разнообразии создает основу и поддержку экономики  страны. Сегодня этот сектор экономики  активно развивается, перенимая  опыт у зарубежных стран. Государство  создает благоприятный климат для  ведения малого бизнеса, создавая программы поддержки малого и среднего бизнеса, финансово-кредитные поддержки, и это не удивительно.  Говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует отметить, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес способствует развитию экономики на разных уровнях. Говоря о государственном уровне нельзя оставить без внимания пополнение бюджета страны, увеличение количества занятых, насыщение рынка товарами и услугами, повышение уровня жизни и как следствие активизация потребителей. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. России необходимо перенимать и накапливать этот опыт для подержания и развития экономики.

Цель  курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.

     В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:

  • Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
  • Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
  • Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
  • На примере других стран оценить место и степень развития малого и среднего бизнеса в современной экономике России;
  • Изучив становление и функционирование малого бизнеса в зарубежных странах постараться дать советы и рекомендации по развитию малого предпринимательства в России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

 

Понятие малого и среднего бизнеса

 

1.1 Бизнес, предпринимательство и его история

 

Говоря  о малом и среднем бизнесе  необходимо четко понять, что же является бизнесом. Бизнес это экономическая деятельность, которая приносит прибыль. Близко по смыслу к понятию бизнес подходит понятие предпринимательство, а именно инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. В современной практике эти понятия используются как синонимы. Социально-экономическое явление «предприниматель» возникло с момента возникновения хозяйственной деятельности человека, но в научный оборот оно вошло несколько позже. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Использовалось  это понятие в двух значениях (Воронов-Дыльнова, 2005, с. 13):

1) так  называли лиц, отвечающих за  выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов;

2) так  обозначались организаторы парадов  и музыкальных представлений.

С XV века французский термин «entreprendre» - «предпринимать»  ложится в основу английского  «enterprise», что имеет три значения:

1) сложный,  рискованные проект или дело;

2) готовность  к активным действиям, инициативность;

3) совместное  хозяйственное предприятие; разновидность  бизнеса; постоянная направленная  деятельность.

В научный  оборот это понятие вводит Ричард Кантильон (1680-1734), который отмечал в своей работе «Очерк об общей природе коммерции» (1755), что именно предприниматель несет весь риск в различных операциях хозяйственной деятельности («покупает по определенной цене, чтобы продать по неопределенной цене» (Блауг, 2009, с. 115)). Расхождения между спросом и предложением создают возможности покупать дешевле и продавать дороже. «Предприниматель может быть торговцем или землевладельцем, но в равной степени он может быть и капиталистом, использующим чужой труд; однако во всех 0случаях предпринимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности» (Блауг, 2009, с. 115). Предпринимательская деятельность по Р. Кантильону не требует не только производственной деятельности, но и не всегда осуществляется на средства предпринимателя. Главное для предпринимательской деятельности — это предвидение и желание брать риск на себя. Доход предпринимателя — это плата за риск. Несколько позже интерес к фигуре предпринимателя отразился в работе Анна Роберта Жака Тюрго (1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатства» (1770). Развивая идеи Ф. Кенэ, А. Тюрго считает, что для нормального процесса воспроизводства и бесперебойной реализации совокупного продукта необходимо соблюдение межотраслевых пропорций, в частности между земледелием и промышленностью. А обеспечивают функционирование межотраслевого равновесия именно предприниматели. А. Тюрго принимал предложенную Ф. Кенэ трехклассовую структуру общества (производительный класс, класс собственников и непроизводительный (бесплодный) класс), но считал, что производительный и бесплодный классы не однородны по своему составу, в них можно выделить две отличающиеся друг от друга социальные группы: предпринимателей (или капиталистов) и наемных работников. Первые получают прибыль за вложенный капитал (авансы по его терминологии), вторые — заработную плату за труд (Кенэ, 2008, с. 609-610). В §93 своего труда «Размышления о создании и распределении богатства» А. Тюрго отмечает, что и представители класса собственников могут оказаться предпринимателями (капиталистами), если вложат свой капитал для получения прибыли в предприятия производительного или бесплодного класса.

Поговорим о неотъемлемой части предпринимательства  – предприятии.  Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Говоря простым языком предприятие это организация, которая осуществляет какую-либо деятельность и является юридическим лицом, действующим согласно законодательству той страны, в которой оно зарегестрированно. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия.

В экономике  крупных стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия. Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоинтенсивностью и большими объемами производства, а есть отрасли, для которых не нужны предприятия больших размеров, а, наоборот, предпочтение отдается малым предприятиям. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, которая ведет к снижению эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Говоря  о связи малых предприятий  и крупных, предоставляется возможность  разграничить все мелкие предприятия на две группы.

Первая  группа — предприятия, прямо или  косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по договору с крупными предприятиями.

Основные  характеристики этой группы:

  • ограниченная специализация на производстве (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах);
  • малые издержки производства, которые позволяют крупному бизнесу экономить свои ресурсы;
  • гибкость производства, которая способствует быстрому реагированию на смену потребностей;
  • возможность функционировать как экспериментаторы для крупного бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса
 

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, которые конкурируют на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом.

Условия развития малых предприятий этой группы:

  • способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги;
  • существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками;
  • стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам;
  • ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены
 
 
 

1.2.Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.

 

Хотелось  бы отметить, что в экономике разделяют именно два сектора: малый и крупный. В Малый сектор входят микро предприятия, малые и средние, поэтому в своей работе говоря о малом и среднем бизнесе, я буду иметь в виду одно целое.

Постараемся дать четкое понятие малому бизнесу. Малый бизнес – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.

Изучая  понятие малого бизнеса, необходимо знать его историю становления. Малый бизнес всегда играл одну из основных ролей в развитии цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. В настоящее время малый бизнес признается созидательной силой экономики.

 В  течение 1980-х годов популярность малого бизнеса в мире начала повышаться в немалой степени ввиду его способности создавать и предлагать новые товары, а также предоставлять новые рабочие места. Это естественно не могло остаться незамеченным, поэтому все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В истории  России малого предпринимательства  можно выделить несколько этапов:

  1. Экспериментальный этап(1985 – 1987 гг.). Для этого этапа характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов. Этому периоду присуще зарождение и формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
  2. . Этап кооперативного движения (1987 - 1988 гг.). Увеличивается количество заинтересованных лиц, принимающих участие в развитии малого бизнеса, расширяется сфера деятельности предпринимательства. Оно приобретает особенности активного многочисленного движения. Основной целью этого этапа становиться насыщение внутреннего рунка товарами и услугами. За этот период были преобетены начальные знания и навыки ведения малого бизнеса.
  3. Этап легализации (1989 – 1990 гг.). В этот период появляются законодательные акты, направленные на активизацию малых предпритий. Начинается подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Приватизация создает необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. В это время происходит узаконивание частного предпринимательства. Особую значимость в этот период имеет развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как характерную черту российского малого предпринимательства.
  4. Разделение предприятий на малые и средние (1991 - 1992 гг.). Появляется разделение сектора малых предприятий на малые и средние. Отношение государства к развитию предпринимательства меняется в корне. Начинают свое развитие программы по поддержке малого бизнеса, создается множество законов, которые открывают широкие возможности для развития предпринимательства.
  5. Этап приватизации (1993 - 1994 гг.). Этот период стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
  6. Иновационные процессы в экономике России (период с 1995 г.). Этот период дает нам понять, что заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что развитие предпринимательства сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики. Государству же предстоит приложить усилия для развития, поддержания, стимулирование в долговременной перспективе конкурентной среды для малого сектора экономики.

Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике